Средства массовой информации в политической системе
Ключевые слова: средства массовой информации, средства массовой информации в политической системе, СМИ, роль СМИ в политике, функции СМИ, СМИ – четвертая власть, тенденции развития современных СМИ, формы и виды СМИ
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.
СМИ — “ЧЕТВЕРТАЯ” ВЛАСТЬ
Средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека.
Они «апеллируют к личности в совокупности ее социальных ролей – как к гражданину, и семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретного района.
Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.
«Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов.
Во-первых, это журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни.
Во-вторых, это анализ тех или иных решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур.
В-третьих, это выступления, реализующие роль журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА” |
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ СМИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
На каждый практический вопрос журналистика стремится дать ответ и добиться позитивных изменений, используя свои «властные полномочия», вмешиваясь в общественный процесс, в жизнь социальных институтов, в работу их руководителей.
Однако «властные полномочия» журналистики носят не обязательный для исполнения, а убеждающе-консультативный характер.
Замечания и предложения журналистов — это всего лишь выражение суждения общественности, а не решения законодательной, исполнительной или судебной власти.
Но если не считаться с ними — значит поступать неразумно и недемократично.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ |
КОГДА СМИ ПРЕВРАТИЛИСЬ ВО ВЛИЯТЕЛЬНУЮ СИЛУ?
Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием «средства массовой информации (СМИ)».
В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.
Некоторые исследователи оценили влияние СМИ на людей как определяющее: от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т. п.
Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. Не случайно СМИ стали называть «четвертой властью».
Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: политическая позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существующие в нем различные точки зрения.
Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию. В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА” |
СПЕЦИФИКА СМИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
• Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.
• Неограниченный круг потребителей.
• Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.).
• Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.
• Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РФ |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ СТРУКТУРА
К СМИ относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.
В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности.
Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.
ФУНКЦИИ СМИ КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях:
– Информационная функция – удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
– Формирование общественного мнения – сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением
– Образование и социализация граждан – предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
– Осуществление общественного контроля за действиями власти – информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
– Выражение общественных интересов – выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения.
– Объединение граждан – мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ |
ЗАЩИТА СМИ
Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.).
Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (издательствах газет, радиовещательных корпорациях, телецентрах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой.
Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. стали важным социальным институтом.
Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.
Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.
ЧАСТНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации.
Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений.
Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.
В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.
В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО |
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СМИ
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач.
Во-первых, это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ.
Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера.
В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т. п.
В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности.
В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ЧЕЛОВЕКА
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ.
Мир представляется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смысловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности.
В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимающий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Негативное воздействие СМИ проявляется и в политическом поле.
• Прямое общение политических лидеров с населением ненужность участия в этом процессе политических партий потеря значения партий в политической системе.
• Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.
• Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ И ПРОПАГАНДЫ
Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.
Так называют процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону.
Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека.
Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.
Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, приходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли.
Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они нередко воспринимают на веру обещания и призывы тех политиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ.
Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
КАК СМИ ВЛИЯЮТ НА НАШИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ.
На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом.
Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании.
Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы.
Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО