ТЕРМИНЫ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
Антропогенез — процесс выделения человека из мира животных.
Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Гениальность — высшая степень творческих интеллектуальных проявлений личности, который обнаруживается в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.
БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ |
Гипотеза— научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Деятельность — сознательное, присущее только человеку, преобразование социального и природного мира, в результате которого создается то, чего не было в природе, обусловленное его потребностями и целями. [Структура деятельности: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия, результат. Основные виды: труд, общение, игра, обучение].
Диалог культур — взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт.
Задатки — наследственные свойства центральной нервной системы человека, которые могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Даже самые прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. КАРИНА ГОРЮЧКИНА ДАЁТ КОММЕНТАРИЙ |
Игра — это особый вид деятельности, который происходит в условной ситуации, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс—развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в её процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками.
Идентичность — восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость, уникальность.
Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Инновация — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интуиция — знание, условия получения которого не осознаются
Искусство— духовно-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Истина – это знание, соответствующее предмету познания или адекватное действительности.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре
Культура (в широком смысле) — совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого. Кроме того, это еще и исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
Культура – (в узком смысле слова) процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности, уровень воспитания человека.
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» |
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, обществу, отдельным индивидам, месту человека в нем.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному.
Мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом, представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
Мышление — способность и активный процесс познания, благодаря которому человек получает знание о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Здесь отсутствует преобладающее воздействие субъекта познания на объект исследования, возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.
Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности: потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Наука—форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Научная революция – радикальное преобразование, изменение процесса и содержания научного знания и познания, связанная с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования.
Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей.
Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
ИСТОРИЯ ЗАДАНИЯ 23 24 ЕГЭ |
Общественное сознание — совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни общества.
Общество (в узком смысле слова) — круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество); исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом.
Общество (в широком смысле слова) — Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Они бывают материальные (Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Производственные отношения; экологические отношения; отношения по дето-производству) и духовные (Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Моральные отношения; политические отношения; правовые от-ношения; художественные отношения; философские отношения; религиозные отношения).
Общение — это вид человеческой деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями и эмоциями между субъектами деятельности (людьми). Структура общения: субъекты—те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом); цель—это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении; содержание—это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому; средства—это способы передачи информации, идей, эмоций.
Общественный прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному общественному устройству.
Объект – предмет/ человек/явление, которое подвергается воздействию и меняется под влиянием и волей субъекта.
Относительная истина — неполное, ограниченное знание, полученное в результате познавательной деятельности.
Познание — отражение объективной реальности в его сознании, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире.
Потребность — это осознаваемая нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Бывают первичные и вторичные; физиологические, социальные, идеальные; реальные и мнимые; разумные и неразумные.
Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на
преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте. Формы практики: материально-производственная (материальное производство (труд), преобразование природы); общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.) и научно-экспериментальная.
Природа (в широком смысле) — совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей. Одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении. В широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. Природа в узком смысле слова — весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Революция — это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Регресс — это такой тип общественного развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность, вера в сверхъестественное (в Бога), Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Реформа — это преобразование в какой-либо сфере общественной жизни, проводимое одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Самореализация — процесс претворения в жизнь творческого потенциала личности.
Свобода — это осознанный выбор человека, ограниченный многочисленными социальными нормами и обстоятельствами, культурой и мировоззрением субъекта, за который он всегда несет ответственность.
Сознание — предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата. Свойствами сознания являются активность и избирательность, субъективность и творческое начало.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ |
Социальная роль — образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу;
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, которая направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.
Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.
Социальные науки — совокупность форм духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления различного рода деятельности. Способности развиваются в процессе деятельности человека.
Стагнация – остановка общественного развития, застой, отсутствие перемен.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
Субъект — активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности.
Талант — присущие от рождения определённые или выдающиеся способности и умения, их достаточно высокий уровень проявления в определенной деятельности.
Творчество — это специфический вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.
Толерантность —стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Труд — это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования.
Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Чувственное познание – начальная ступень познания, которая дает непосредственное знание об объекте познания при помощи органов чувств.
Эксперимент — исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении, наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования, есть потребность в создании необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств.
Эмпирический закон—объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:
КОНСЕРВАТИЗМ — ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. КРИТЕРИИ И ПЛАН
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
РОССИЯ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ: ОТ РОДОВОГО СТРОЯ ДО ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ