Типология политических режимов

Типология политических режимов

На фото председатель китайской компартии Мао Дзэдун. После успешной победы (при решающей военной, материальной и консультативной помощи со стороны СССР) над войсками генералиссимуса Чан Кайши и провозглашения 1 октября 1949 г. образования Китайской Народной Республики Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны. С 1943 г. и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954—59 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966—1976), унёсшие жизни многих миллионов людей.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления в странегосударственной власти и управления

Основные инструменты осуществления политической власти лежат в плоскости политического режима. Их три типа: авторитарный, тоталитарный и демократический.

 

АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ

При всех различиях и необычайном разнообра­зии авторитарных систем можно выделить некие общие для всех них черты.

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ — абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.). Неограниченность власти, отсутствие реальных демо­кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини­маются по усмотрению правящей элиты.

2. Стремление использовать силу для разрешения кон­фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Правящая группа или ав­торитарный политический лидер могут и не прибегать к на­силию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть популярны среди широких слоев населения. Однако при ав­торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю­бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен­тами.

3. Недопущение реальной политической оппозиции и по­литической конкуренции.

4. Относительная закрытость правящей элиты, рекрути­рование членов политической элиты путем кооптации, на­значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры­тых и честных выборов.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Тоталитаризм — понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении мо­ноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии-госу­дарства.

При этом от предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает не только технически обусловленная высокая степень контроля за поведением от­дельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная революционность идеологической утопии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противо­речий старого порядка, построение нового общества, форми­рование нового человека.

В современной научной литературе принято различать два основных варианта тоталитаризма — правый и левый. Определяющие отличия между ними лежат в специфике положенных в основу соответствующих режимов идеологий. На правом фланге идейно-политического спектра выделяют­ся фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии, на левом — диктатуры в странах ком­мунистического блока.

Все тоталитарные системы обладают целым набором основополагающих элементов:

1. Наличие моноидеологии, определяющей абсолютную познанную цель развития социума;

2. Господство одной рево­люционной по своей идеологической ориентации и организационным основам партии «нового типа»;

3. Слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур;

4. Поглощение этой партией-государством общества практически во всех его автономных проявлениях;

5. Физиче­ский и моральный террор и т. д., чем и определяется их то­талитарное системное качество.

Уникальность тоталитарной политической системы состо­ит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обрат­ной связи. Такие системы определяются как закрытые и не­устойчивые.

В условиях непрерывного роста информационных потоков технически невозможно осуществлять более или менее эф­фективное руководство сложной системой из единого цент­ра и поэтому изменения системы неизбежны. Причем харак­тер этих изменений находится в прямой зависимости от степени адаптивности системы и может принять форму ли­бо перераспределения властных ресурсов и полномочий с упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной системы, не имеющей иммунитета против распада и дезин­теграции.

Отличительной чертой тоталитаризма является безраз­дельное доминирование политической сферы в жизни соци­ума при утрате всеми иными подсистемами общества собст­венной функциональной и институциональной автономии.

Особое место в процессах становления тоталитарных си­стем занимала, как уже отмечалось, тоталитарная идеоло­гия. История мыслится как арена борьбы сил добра и зла. Идеологизация общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все эко­номические и социальные процессы становятся ее неотъемлемой частью.

При всей значимости идеологического фактора для становления и обеспечения бесперебойного функционирова­ния тоталитарной политической системы, институциональ­ным ядром системы выступала партия, одновременно яв­лявшаяся проводником и носителем моноидеологии. Бу­дучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все уровни политической системы, партия выполняла це­лый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятель­ности системы функций, таких, как функции интеграции, управления, мобилизации масс, контроля за всеми общест­венными организациями и ассоциациями и т. д.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности приобрел довольно значительную популярность в мире. Од­нако история наглядно продемонстрировала обреченность за­крытых и негибких систем подобного типа. Тоталитарные системы оказались неспособны адаптироваться к изменени­ям на мировой политической арене и в мировой экономике. Их возможности оказались жестко ограничены идеологиче­скими догмами.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Самое простое определение демократии — это власть народа. Согласно определению А.Линкольна, демократия — это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. Данный режим характеризуется следующими чертами.

1. Источником власти в демократическом государстве является народ, который избирает своих представителей и наделяет их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение;

2. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами, одновременно наделяя граждан широчайшими возможностями реализации своих интересов и потребностей;

3. Разделение властей;

4. Право народа влиять на выработку политических решений путем поддержки или критики;

5. Политический плюрализм;

6. Высокая степень реализации прав человека.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ

ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ