Политическое участие

Политическое участие виды формы функции особенности

Ключевые слова: политическое участие, виды участия, политическое участие на ЕГЭ, задание 24, План задание 24 ЕГЭ обществознание, егэ общество, типы участия, участие по совместительству, участие профессиональное, абсентеизм, ритуальное участие, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, политическая власть

 

Политическое участие — действия или совокупность действий гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами, личной заинтересованностью субъектов.

 

ТЕРМИНЫ – БЛОК “ПОЛИТИКА”

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ

Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия. Во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения. Во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов). В-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах).

Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

автономное политическое участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

мобилизованное политическое участие – вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА”

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности, все взрослые граждане государственно организованного общества (как, например, во время выборов в Европарламент).

Оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики.

 

ПРЯМОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, активным и пассивным, традиционным и новаторским, конвенциональным и нековенциональным, мирным и насильственным, добровольным и принудительным, легитимным и нелегитимным, законным и незаконным (противоправным).

В конечном итоге существует два варианта политического участия граждан.

Опосредованное (представительное) политическое участие — осуществляется через избранных представителей.

Непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).

 

Нерон и общество Рим Римское общество Древний Рим

 

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Случайное (разовое) участие – человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Участие  «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т. п.

 

КАК МЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом.

Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:

– основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);

– основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;

– основанное на свободном, осознанном выборе человека.

Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод.

Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества.

 

формы правления монархии республики егэ общество

 

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ПОЛИТИКЕ

Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы.

Л. Милбрайт выделяет четыре основных формы законного («конвенционального») политического участия:

  1. голосование;
  2. участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях;
  3. участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы);
  4. контакты с официальными лицами на различных уровнях.

Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:

  1. различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях);
  2. протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения);                      
  3. отказ повиноваться несправедливым законам.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии).

С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни.

Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению.

Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения.

Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов – совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия.

Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит.

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Проявлением политического отчуждения служит абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

 

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

  • Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
  • Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.
  • Политическая социализация граждан.
  • Развитие политической культуры общества и многое другое.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ