Гражданское общество и правовое государство

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, предпосылки формирования гражданского общества, план гражданское общество, признаки и классификации гражданского общества, элементы, структура, специфика развития правового государства, элементы правового государства, как развивается гражданское общество, задания второй части на ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию по теме “Гражданское общество”, ЕГЭ, ОГЭ, обществознание, политика, общество, политология, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, политическая власть
ПОДПИСЫВАЙСЯ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ |
Понятия гражданского общества и правового государства тесно связаны между собой: без правового государства невозможно гражданское общество, а гражданское общество создает все необходимые условия для развития правового государства.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.
ТЕРМИНЫ – БЛОК “ПОЛИТИКА” |
НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Основополагающий принцип правового государства — верховенство права в обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона.
Право имеет наибольшую возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства.
Право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм), носит формально определенный (письменный) и общеобязательный характер.
Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. Например, в 90-е гг. в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов.
Однако правовое государство цементирует не столько угроза применения санкций, сколько согласие большинства людей добровольно исполнять предписания законов. В правовом государстве должны действовать правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие права человека.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА” |
ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность — еще один признак правового государства. Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует человеку государство.
Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).
Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру.
При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на нее.
Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию
ГОТОВЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ С НАШИМ ПОЛЕЗНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ |
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Для правового государства характерны демократические, соответствующие законам процедуры формирования власти, действует принцип разделения государственных властей.
Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осуществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви.
Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения.
В правовом государстве верховное положение занимает законодательная власть, ибо именно она облекает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой-либо ветви при их взаимодействии выступает так называемая система сдержек и противовесов.
ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНИНА
Принимая законы и другие политические решения, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью.
В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности.
Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
а) ответственность правительства перед представительными органами;
б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением;
в) импичмент.
На правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного проступка.
Отметим, что к началу XXI в. с развитием международной интеграции классическая теория правового государства была дополнена новым положением. Его суть — подчинение национальных правовых систем международному праву. Итак, основными принципами правового государства являются: верховенство права в обществе, разделение государственных властей, взаимная ответственность государства и личности, приоритет норм международного права.
ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ |
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ
Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели, например в материальном благополучии, семейной жизни и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты, например семью, творческие союзы, потребительские организации и пр.
Так складывается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
– Экономические – частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция
– Социальные – большой удельный вес в обществе среднего класса
– Политико-правовые – юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм
– Культурные – обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
– Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
– Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.)
– Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
– Научные и культурные организации, спортивные общества
– Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы
– Независимые средства массовой информации
– Церковь
– Семья
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
КАК ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО РАЗВИВАЕТСЯ В РОССИИ?
В России гражданское общество находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призвана способствовать реформа местного самоуправления.
Под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Согласно новому законодательству, органы местного самоуправления формируются на двух уровнях.
Во-первых, на уровне городов (городских округов — городов регионального значения) и районов (муниципальные районы).
Во-вторых, на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими поселениями.
Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почтовых ящиков в домах и пр.
Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обеспечивают муниципальные районы медицинскими и образовательными услугами.
Но на самих муниципальных районах лежит ответственность за ремонт школы или поликлиники. Города, являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями (т. е. не входящие в состав других муниципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района.
РАЗВИТОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Эффективная деятельность местного самоуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающееся плюралистическое общество.
Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Государство прямо не вмешивается в дела гражданского общества, а обеспечивает условия для его нормальной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.
ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ |
КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно — то самое окно, о котором говорят: «Откроешь — шумно, закроешь — душно». «Открытое окно» — это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществляется в различных формах.
Это медиаконтроль, т. е. контроль со стороны средств массовой информации. Это и партийный контроль, в первую очередь со стороны политической оппозиции.
Своеобразной формой общественного контроля является система социального партнерства. Суть ее — в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, советников, консультантов при разработке того или иного властного решения.
Оперативная и адекватная оценка общественного мнения, его учет органами власти — важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.
ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
– Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
– Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
– Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
– Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ