Политические партии и движения
На фото французский военный и государственный деятель, генерал. Во время Второй мировой войны стал символом французского Сопротивления. Основатель и первый президент Пятой республики (1959—1969).
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Институциональный компонент политической системы включает, помимо государства, политические партии и движения. В политологии сложилось особое направление — партология (наука, занимающаяся теоретико-практическим анализом партий и партийных систем). Исследователи отмечают, что в последние десятилетия современные партии претерпели существенные изменения по сравнению со своими классическими образцами конца XIX — середины XX в.
Происходит размывание социально-классовых ориентации политических партий, снижается их массовость, престиж и доверие избирателей. Общественно-политические движения, напротив, набирают силу. В них состоят сотни миллионов людей, оказывающих мощное влияние на международные отношения и внутриполитические процессы. В этой связи ряд аналитиков делают вывод, что партии утрачивают свою политическую роль в обществе, повышая шансы движений, которым и принадлежит будущее. Признаки политических партий:
Политическая партия — добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоев населения.
ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
- Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
- Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека.
- Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии.
- Наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии).
- Наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
В структуре партии ученые выделают три уровня. Первый уровень — блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая ее кандидатов поддержкой в период избирательных кампаний). Принадлежность к данной группе больше основана на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию. Поэтому данный уровень самый неопределенный. Однако он имеет большую значимость, так как представляет «низы», уходящие своими корнями в толщу гражданского общества.
Именно отсюда поступают «сигналы» о насущных потребностях и интересах людей. Второй уровень — официальная партийная организация. В ней выделяются внутренние группы: лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб (осуществляет аналитическую работу, вносит предложения по совершенствованию партийной деятельности), идеологи партии, партийный актив, рядовые члены партии. Третий уровень — партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: члены парламента, президенты и пр.).
Иными словами, третий уровень — это «верхи», представляющие собой составную часть государственного механизма. Обозначенная структура является условной, так как в различных странах партии имеют свою специфику, о чем будет сказано ниже.
ВИДЫ ПАРТИЙ
Исследователи классифицируют партии по разным основаниям. По идеологическому признаку партии бывают либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на религиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провозглашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравственного характера: справедливость, милосердие, духовное самоочищение и пр. Есть и националистические партии.
Они используют рост национального самосознания народа в своих эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым — социалистические и социал-демократические. Центристские — это умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности.
ПАРТИИ И ИДЕОЛОГИИ
Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми — партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру. По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные. По организационной структуре различают партии кадровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число избирателей из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором кадров, способных эффективно организовать избирательную кампанию.
В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу партий относятся в основном западноевропейские партии консервативной и либеральной ориентации. Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-политических движений.
Массовые партии придерживаются определенной идеологии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого типа — массовое членство. Причем члены партии не только платят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это чаще всего левые партии.
В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политических направлений — фашисты, христианские демократы и даже консерваторы. Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, во втором — человек становится членом определенной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию.
Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов являются одновременно членами этих партий. Для коммунистических партий характерно исключительно прямое членство.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
- Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства.
- Участие в осуществлении власти.
- Участие в формировании власти.
- Формирование общественного мнения.
- Выражение интересов социальных групп.
- Политическое воспитание.
- Подготовка кадров политиков.
ПАРТИИ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Партийные выборы происходят при помощи механизма избирательной системы. Существует три ее типа: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) вся территория страны разбивается на округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат (одномандатные округа), хотя могут избираться и несколько депутатов (многомандатные округа). Размеры округов должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. Граждане голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом чаще всего обозначается, какую партию он представляет.
И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы. Имеется две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% +1 голос. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного большинства голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
Пропорциональная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает наличие, как и при мажоритарной системе, округов. От каждого округа избирается несколько кандидатов — представителей различных партий. Избиратели голосуют за конкретных людей, но с четко выраженной партийной принадлежностью. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Упрощенно это выглядит так: если кандидаты от первой партии собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каждая из партий получит соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Суть второй разновидности пропорциональной системы в следующем. Территория страны объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосовать только за один из таких списков.
Распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, при мажоритарной системе возникают и упрочиваются, как правило, связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей.
Пропорциональная система в этом отношении более справедлива. Она позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Вместе с тем она хорошо действует в тех странах, где на выборах соперничают две — четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно затрудняет его работу.
Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, вводится так называемый заградительный барьер (порог), составляющий, как правило, 5—7% голосов избирателей. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа. Смешанная избирательная система позволяет смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.
Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции (или парламентские партии). Члены партий (партии), получившие на выборах наибольшее число голосов, становятся членами фракции большинства. Депутаты от партий (партии), набравших меньшее число голосов, становятся членами фракций парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции. Партии большинства в парламентских республиках (ФРГ) и парламентских монархиях (Великобритания) формируют правительство и через него проводят собственный политический курс. В президентских республиках правительство формируется чаще всего из той партии, к которой принадлежит сам президент. Поэтому может возникнуть противоречие между парламентом и правительством. Чтобы не допустить дестабилизации, правительство стремится к консенсусу с парламентским большинством.
Партии меньшинства (оппозиция) имеют в парламенте равные права с представительским большинством. Они совместно с депутатами от партий большинства работают в составе комиссий и комитетов парламента, свободно высказываются по тому или иному вопросу, выступают с критическими замечаниями и предложениями. Иными словами, в парламенте реализуется принцип защиты прав меньшинства.
Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах.
ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ
Партии взаимодействуют в рамках партийной системы. В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.
Двухпартийная система — та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства.
Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5—6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.
Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная партия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длительное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в парламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно небольшой Свободной демократической партией (СВДП).
Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой партии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти. В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов (остальные набирают 10—12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.
Существует и однопартийная политическая система, где господствует и является легальной лишь одна партия, которая является фактически государством для граждан. Пример тому КПСС в СССР.
Другой важнейший актор политической системы – политическое движение. Его отличительные признаки:
- Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
- Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.
- Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
- Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
- В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок
В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90-х гг. XX в. Однако, несмотря на множественность политических партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических партиях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату российского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном порядке).
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО