Законодательство Российской Федерации о выборах
Конституция РФ закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении государственными и общественными делами. Напомним, что это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей.
При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю, например, на референдумах, при обсуждении законопроектов и пр. В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. По своему характеру они публичны. Здесь избиратели, прежде всего граждане, имеют правовую связь с государством или территориальным публичным коллективом (органом местного самоуправления).
Значение публичных выборов в том, что они, во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур. Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа.
Таким образом, определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц. В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию. В-четвёртых, посредством выборов государственная и муниципальная власть приобретает легитимность, т. е. признаётся членами общества как правомерная официальная власть.
Публичные выборы различаются по объекту, масштабам. (уровням), характеру, срокам и пр. В России проводятся выборы президентские, парламентские, в органы местного самоуправления (основанием этого деления выступает объект выборов).
ВЫБОРЫ В РФ
Выборы осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), в масштабе субъектов РФ (региональный уровень), в масштабе муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу, законодательное собрание субъекта Федерации, совет муниципального образования. Осуществляются выборы и единоличных органов (должностных лиц), например Президента РФ и др.
Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки (очередные выборы) и как досрочные, например в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Возможно совмещение федеральных, региональных и местных выборов. Не разрешается сдвигать сроки выборов более чем на один год (отсроченные выборы).
Если по каким-либо причинам выборы не дали результата (признаны несостоявшимися или недействительными — ни один из кандидатов не избран и т. п.), то назначаются повторные выборы.
Выборы бывают полными и частичными. В первом случае весь состав коллегиального органа обновляется целиком, во втором — используется порядок ротации, т. е. обновление происходит по частям. Например, Законодательное собрание Вологодской области избирается сроком на четыре года, но половина депутатов обновляется на выборах через два года. Подчеркнём, что в России используется территориальный принцип выборов, т. е. по избирательным округам (а не по месту работы — производственным округам). Порядок и проведение выборов определяются избирательным правом.
Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном).
УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМ |
В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностных лиц государства, а также органов местного самоуправления. Они содержатся в различных источниках, среди которых особое место принадлежит Конституции РФ, конституциям республик в составе РФ, уставам краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Например, в Уставе Московской области (1995) закрепляется право досрочного отзыва депутата Законодательного собрания, не оправдавшего доверие избирателей. Некоторые вопросы организации и проведения выборов регулируются нормативными документами Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии: постановлениями, инструкциями, методическими рекомендациями и пр.
В узком (субъективном) смысле избирательное право — это политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти и местного самоуправления. Напомним, в России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган местного самоуправления — с 18 лет, в Государственную Думу РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Федерации — с 21 года, в Совет Федерации — с 30 лет, а в Президенты страны — с 35 лет.
Граждане РФ участвуют в выборах на основе демократических принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие на день голосования определённого возраста, могут избираться и быть избранными независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования и других факторов. Противоположностью этого принципа является принцип ограниченного избирательного права. Он предполагает введение избирательных цензов (ограничений).
Возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. Именно в этом возрасте гражданин согласно Конституции РФ может самостоятельно осуществлять полный объём прав и обязанностей. При реализации пассивного избирательного права требования к возрасту, как мы выяснили, повышаются (за исключением органов местного самоуправления), ибо для политического руководства необходим жизненный опыт.
Право на участие в выборах дают документы, удостоверяющие российское гражданство: паспорт, военный билет и пр. Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в федеральные органы власти и органы субъектов Федерации. Вместе с тем иностранцы, постоянно проживающие в РФ и уплачивающие налоги, вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме.
Лишены права участия в выборах граждане, признанные судом недееспособными (т. е. те, кто по умственному, психическому состоянию не может осуществлять свои права) или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Равное избирательное право. Этот принцип означает, во-первых, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый избиратель имеет равное число голосов. Упрощённо эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос». Например, каждый участник референдума, на который вынесен тот или иной вопрос, будет иметь только один голос, ибо он может выбрать из ряда предложенных альтернатив только один ответ.
Другой пример. Избираются 15 депутатов одной из районных управ города Москвы, а в списке, предложенном избирателю, значатся 23 фамилии кандидатов. В этом случае каждый избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов подлежит избранию, т. е. избиратель вправе выбрать 15 фамилий. В-третьих, голоса всех избирателей имеют одинаковый (равный) вес. Значит, избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определённые пропорции между числом депутатов, избираемых от округа, и численностью в нём избирателей.
Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путём прямого голосования.
Прямыми выборами в России избираются, например, Государственная Дума РФ; законодательные собрания субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ; президенты республик в составе РФ, где введена президентская форма правления; мэры городов и др. Подчеркнём, что при косвенных выборах избиратели голосуют не напрямую, а за лиц, которым отведена роль выборщиков.
В настоящее время в России эту роль выполняют законодательные собрания (парламенты) субъектов РФ. Они не только утверждают в должности губернаторов, кандидатуры которых представляет Президент РФ, но и избирают часть членов Совета Федерации. Другая его часть согласно закону (2004) формируется из представителей, назначенных главами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами, президентами и др.).
Совет Федерации формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, или из депутатов представительных органов муниципальных образований, благодаря чему в верхней палате российского парламента будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население. Косвенное избирательное право широко применяется и в других государствах. В частности, граждане США избирают выборщиков, а последние — президента страны.
Тайное голосование (в отличие от открытого) означает, что воля голосующего остаётся неизвестной другим лицам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Ему предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Выйдя из кабины, голосующий опускает бюллетень в ящик (урну) для голосования.
Помимо изложенных, другими принципами избирательного права являются свобода и альтернативность выборов, добровольное участие в них.
Альтернативность выборов означает реальную возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов или партийных списков кандидатов.
Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем участие в выборах — гражданский долг человека. Личное участие в выборах даёт возможность каждому из нас взвесить все «за» и «против», прежде чем оказать доверие тому или иному претенденту на власть. И если к власти приходят не самые достойные, компетентные и ответственные люди, то в этом есть и наша вина. Положения, связанные с выборами, относятся и к другим формам голосования граждан-избирателей, например к референдуму, отзыву депутата.
На базе избирательного права осуществляется избирательный процесс — совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Избирательный процесс имеет несколько стадий (этапов). Избирательное право и избирательный процесс являются двумя взаимосвязанными элементами избирательной системы. Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Избирательный процесс является практически-организационным элементом избирательной системы. Избирательный процесс делится на следующие стадии: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность; предвыборная агитация; голосование и установление результатов голосования.
Большое значение в избирательном процессе имеет финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели. Каждая из стадий избирательного процесса имеет чёткие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной кампании. Согласно закону под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Период избирательной кампании включает все стадии избирательного процесса. В этой связи многие учёные рассматривают понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» как синонимы. В то же время они отмечают, что до начала выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты или на выборную должность избирательная кампания разворачивается не в полной мере. Только на этом и последующих этапах она приобретает свой истинный смысл. Ведь целью любой избирательной кампании является обеспечение каждым претендентом на власть максимальной поддержки избирателей.
Назначение даты выборов и начало избирательной кампании. Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. При этом обеспечивается соблюдение сроков полномочий выборного должностного лица или органа. Как уже отмечалось, согласно поправкам к Конституции РФ (декабрь 2008 г.) срок полномочий Президента России увеличен с четырех до шести лет, а Государственной Думы РФ — с четырёх до пяти лет.
В законах определено, кто имеет право назначать выборы. Например, выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного собрания назначает глава администрации субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.
В свою очередь, представительный орган назначает дату выборов высшего должностного лица. Выборы назначаются, как правило, на первое или второе воскресенье марта или октября года, в котором истекает срок полномочий выборного органа прежнего созыва.
ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
При проведении выборов образуются избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Напомним, что избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат).
А выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Не случайно этот единый избирательный округ получил название федерального округа.
В отличие от избирательного округа, который является единицей избрания, избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей.
В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях согласно закону могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров публикуются в местной печати.
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ, Центризбирком), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии.
Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Например, властные органы обязаны давать ответы избирательным комиссиям на их обращения, предоставлять помещения, транспорт, средства связи, сведения, необходимые для работы, и пр. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ. Она назначается сроком на четыре года и включает 15 членов.
Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее юридическое образование, а лучше учёную степень в области права. Столь высокие требования к профессиональной подготовке членов Центральной избирательной комиссии обусловлены сложностью и ответственностью стоящих перед ней задач.
Так, ЦИК РФ возглавляет реализацию федеральных целевых программ, связанных с проведением выборов, обучением избирателей, повышением уровня подготовки членов избирательных комиссий. Ею устанавливаются образцы или основные нормативы избирательных документов, издаются разъяснения и инструкции по применению федеральных законов о выборах, отменяются противоречащие закону постановления комиссий, рассматриваются жалобы избирателей.
Иными словами, Центральная избирательная комиссия не только помогает другим комиссиям, но и контролирует их. Кроме того, она распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах. При этом проводится в жизнь принцип равенства всех участников предвыборного марафона.
СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и др. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.
При обнаружении неточностей, ошибок, пробелов избиратель вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию, которая в течение 24 часов с момента обращения (в день голосования — двух часов) должна принять решение и дать ответ заявителю. Решение может быть обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Суд рассматривает заявление в трёхдневный срок, а в день выборов — немедленно.
ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ИЛИ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ
Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечавшие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Согласно внесённым в законодательство очередным изменениям в 2009 г. партия, в частности, должна насчитывать: с 1 января 2010 г. до 1 января 2012 г. — не менее 45 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации она должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов партии; с 1 января 2012 г. — не менее 40 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации она должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов.
Изменившиеся требования к партиям способствовали тому, что наиболее влиятельные из них стали ещё сильнее, а слабые прекратили своё существование и незаметно сошли с политической арены. В настоящее время на политической сцене России действуют несколько политических партий. Большинство из них прошли испытание временем: не раз избирались в представительные органы власти, образуя устойчивые партийно-парламентские фракции. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.
Согласно новому законодательству кандидатом от партии может стать и беспартийный россиянин, если его поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем его кандидатуру одобрит региональная конференция или федеральный съезд. Можно выдвинуть не более одного кандидата в представительный орган в каждом одномандатном округе. В многомандатных округах обычно закон разрешает выдвигать от партии большее число кандидатов, чем число кандидатских мест.
Причина в том, что возможно сокращение числа кандидатов до голосования, снятие ими своих кандидатур. Партийные списки имеют федеральную и региональную части. В первой указывается тройка лидеров партии, во второй — наиболее известные авторитетные граждане — члены партии. Состав партийных списков должен быть полностью открыт для избирателей. Выдвинутый кандидат (список кандидатов) регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для такой регистрации необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог — определённую денежную сумму. Однако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. Например, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента РФ разрешён только сбор подписей. Партии, представленные в Госдуме, освобождаются от необходимости как сбора подписей, так и внесения залога — им достаточно представить свой список кандидатов.
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Каждая партия или кандидат стремится завоевать как можно больше голосов избирателей. Предвыборная агитация — это и есть деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов. Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и пр.
Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Не случайно между претендентами на власть идёт острая конкурентная борьба. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции.
Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Закон запрещает размещать эту продукцию на памятниках и зданиях, представляющих историческую или архитектурную ценность. Запрещается также распространять и анонимные материалы. При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия.
С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях. Наряду с выделенным бесплатным временем и печатной площадью претендент на власть может купить дополнительное время и печатную площадь за счёт средств из своего избирательного фонда.
При этом также должны соблюдаться условия равенства: одинаковые цены, равное место в газете, приемлемое время суток для выхода в эфир. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. К сожалению, предвыборная борьба не всегда ведётся с соблюдением установленных правил. Регистрируется немало случаев их нарушений, в том числе дезинформация и попытки запутать избирателя.
ГОЛОСОВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ
Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Он не вправе голосовать «против всех», ибо эта графа избирательного бюллетеня отменена. Бюллетени опускаются в урну для голосования.
После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов. Согласно поправкам к действующему законодательству ликвидирован порог явки избирателей. Иными словами, независимо от того, сколько избирателей придут на избирательные участки, выборы признаются состоявшимися.
Несостоявшимися будут признаны выборы, если:
- ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
- все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей.
- выборы признаются недействительными, если нельзя с достоверностью установить волю избирателей из-за нарушений, допущенных при проведении голосования или установлении итогов голосования.
- Недействительными могут быть признаны выборы и по решению суда.
Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы. Напомним, что при пропорциональной системе выборов в Государственную Думу партии должны преодолеть 7%-ный барьер. Пока этот барьер не отменён, т. е. к распределению депутатских мандатов допускаются партии, набравшие 7% и более голосов избирателей. Вместе с тем по предложению Президента РФ законодательно закреплено, что партии, набравшие от 5 до 7% голосов избирателей, получают в парламенте страны 1—2 мандата.
Один мандат получают те партии, за которые проголосовали от 5 до 6% избирателей, и два мандата — партии, набравшие менее 7%, но не менее 6% голосов. Эта новация является гарантией представительства интересов на федеральном уровне тех избирателей, кто пришёл на выборы и проголосовал за так называемые малые партии. Однако их голоса исключаются при вычислении избирательного частного — количества голосов избирателей, приходящихся на один мандат.
Простейший способ его определения состоит в том, что сумма голосов избирателей делится на 450 — число распределяемых депутатских мандатов. В случае передачи мандатов партиям, за которые проголосовали от 5 до 7% избирателей, сумма голосов избирателей будет делиться на число депутатских мандатов, оставшихся после передачи, например на 447, 448 или 449. Полученный результат и есть избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждой партией, преодолевшей 7%-ный барьер, делится на выявленное избирательное частное.
Полученная целая часть — число депутатских мандатов данной партии. Если при этом остаются нераспределённые мандаты, проводится их вторичное распределение. Оставшиеся мандаты передаются по одному тем партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток). Распределение депутатских мандатов проводится дважды: сначала между партиями, а затем внутри партийных федеральных списков.
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ
Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчёт о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд.
Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться избирательным объединениям и кандидатам в их избирательные фонды.
Из каких же средств наряду с возможным финансированием государства формируется избирательный фонд? Во-первых, из собственных средств кандидата, избирательного объединения; во-вторых, из средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением; в-третьих, из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размеры этих частей, их соотношение точно определены законодательством, а конкретные суммы назначаются избирательными комиссиями. Избирательней фонд создаётся перед началом сбора подписей кандидата (списков кандидатов).
Законодательно установлены и цели, на которые расходуются средства избирательного фонда. К ним относятся: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей кандидата (списков кандидатов); предвыборная агитация; оплата труда граждан РФ за выполненные ими работы или оказанные услуги в связи с проведением избирательной кампании; оплата аренды помещений, оборудования, транспортных расходов и т. п.; внесение избирательного залога.
Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании. За нарушение законодательства о выборах устанавливается гражданская, административная и уголовная ответственность.
Гражданская ответственность связана с неумышленным повреждением имущества избирательной комиссии, с умалением чести и достоинства кандидатов, других лиц в ходе избирательной кампании и т. п.
Административная ответственность предполагает штрафы. Они налагаются за нарушения тайны голосования, воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав, вмешательство в работу избирательных комиссий, уничтожение и повреждение законно распространяемых агитационных материалов и др.
Уголовная ответственность предусмотрена за подкуп, обман, насилие в отношении избирательных комиссий, умышленное уничтожение их имущества. Караются подлог и подделка избирательных документов, совершённые членом комиссии, другим должностным лицом, заведомо неправильный подсчёт голосов.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ПРАВО ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ