Система российского права. Законотворческий процесс

Право обществознание тесты ЕГЭ ОГЭ тесты по темам решать онлайн интеллект общество

Ключевые слова: система права, система российского права, право и законотворческий процесс, отрасли, правовые институты права, правовой институт, право и его структура, нормативно-правовой акт, законотворческий процесс, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, политическая власть

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

СИСТЕМА ПРАВА

Любая система представляет собой некую упорядоченную совокупность — целостное единство — взаимодействую­щих элементов.

Понять, что такое система права, — зна­чит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой?

Система права любой страны складывается объективно, под воздействием ре­ально существующих общественных отношений — поли­тических, идеологических, экономических, культурных и т. д.

В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права — конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д.

Причём в той или иной стране возмож­ны достаточно глубокие общественные преобразования (ка­кие, например, начались у нас в России в период перест­ройки, а также после распада СССР), но само внутреннее строение — структура права — остаётся относительно стабильным.

Это позволяет сохранять выработанные веко­вой практикой устойчивые элементы права — нормы, от­расли, институты. Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране.

 

ТЕРМИНЫ – БЛОК “ПРАВО”

 

История России 20 век Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

 

ПРАВО И СТАБИЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ

Способность систе­мы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и ре­гулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и само­го государства.

Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие чер­ты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство.

Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институ­ты), что объективно обусловлено многообразием сфер обще­ственной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечива­ется взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей.

Такое единство объективно обусловлено внутренним един­ством самой системы общественных отношений, целост­ностью основных процессов жизнедеятельности общества.

Итак, систему права можно определить как обуслов­ленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противореча­щих друг другу частей (элементов) — норм, отраслей, институтов.

 

КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

 

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРАВА

Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором — о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институ­тов и учреждений, существующих в государстве.

Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосоз­нание, правовая культура, правовая практика и т. п. Сис­тема права лишь одно из слагаемых правовой системы.

Система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных от­ношений.

При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и осо­бенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регули­руются однопорядковыми нормами.

 

ОТРАСЛИ ПРАВА И ИНСТИТУТЫ ПРАВА

На основе этой взаи­мосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты.

Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отноше­ния, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права.

Сферу иму­щественных отношений и связанных с ними личных не­имущественных отношений регулируют нормы граждан­ского права.

Сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, — нормы финансового права и т. д.

Отрасль права — это самая крупная часть системы права.

Отрасли права формируются естественным путём — из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений.

Отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу одно­родных общественных отношений (например, имущест­венных, управленческих, трудовых, семейных и др.).

 

Система российского права. Законотворческий процесс

 

ИНСТИТУТЫ ПРАВА

Институт права является составной частью, отдель­ным звеном отрасли. Если норма права — первичный эле­мент системы права, то институт — это первичное объ­единение, первичная группа близких по содержанию (од­нопорядковых) правовых норм.

Такая группа норм скла­дывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общест­венных отношений внутри сферы.

Как и сама отрасль, институт права формируется объективно — под влиянием естественно возникающих потребностей общества.

Институт права – объек­тивно обособившуюся внутри отрасли права группа одно­порядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений.

Например, в граждан­ском праве существует правовой институт собственности, представляющий собой группу однопорядковых норм, ре­гулирующих отношения собственности. В целом же каж­дая отрасль права складывается из множества различно­го вида правовых институтов.

Так, в трудовом праве (сфе­ра трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового дого­вора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д.

В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступле­ний и т. д.

 

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

 

КАКИЕ БЫВАЮТ ОТРАСЛИ ПРАВА

Весь массив от­раслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Нормы отраслей материального права закрепляют пра­ва и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений.

Эту груп­пу составляют конституционное, гражданское, административное, эколо­гическое, семейное, уголовное и др. Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права.

К этой группе отраслей относят гражданское про­цессуальное, административно-процессуальное, уголовно-­процессуальное право.

Существует также деление права на частное и публич­ное. К отраслям публичного права обычно относят консти­туционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного пра­ва; к отраслям частного — гражданское, семейное, трудовое.

Вместе с тем современные исследователи под­чёркивают, что деление права на чисто публичное и чис­то частное не следует абсолютизировать.

Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба нача­ла: и публично-правовое, и частноправовое.

 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

В правоведении понятие «источник права» — одно из «вечных»: его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира.

Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, дающее начало какому-либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, при­чиной, исходной точкой.

Право берёт своё начало в жизне­деятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (эконо­мические, политические, культурные и т. д.), воля граж­дан, воля народа, воля государства.

 

Источники права — это официально закреплён­ные формы внешнего выражения содержания права. 

 

Тра­диционно в группу основных включают нормативно-пра­вовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, религиозный акт  и нормативный договор. Многие  сюда относят и естественное право. 

 

Система российского права. Законотворческий процесс

 

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ

Правовой обычай (обычное право) — древнейший ис­точник права, сохранивший своё действие до наших дней.

Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязатель­ной нормы права.

Не каждый обычай становится нормой права: государство соглашается признать и защищать только то, что считает полезным для общества.

Но может быть и другой путь. Обычай нигде докумен­тально не закреплён, но государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо»), санкционирует его.

Так, су­ды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законо­дательстве нет. В целом же роль обычая в отечественном законодательстве незначительна.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА 

 

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Судебный прецедент — это судебное решение по конк­ретному юридическому делу, которое служит общеобяза­тельным образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Причём право принимать такое решение имеют только высшие судебные органы. Признание су­дебного прецедента источником права означает признание за судами права на создание новых правовых норм (пра­вотворческой функции).

Наиболее широкое применение судебный прецедент получил в правовых системах Анг­лии, США, Австралии и ряде других стран (англосаксон­ская правовая семья). В России в настоящее время нет прецедентного права.

Вместе с тем высказываются предложения признать ис­точниками права решения Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Нормативно-правовой (или нормативный) акт — это выраженный в письменной форме официальный доку­мент, созданный компетентными государственными орга­нами и содержащий нормы права.

Он имеет ряд преиму­ществ перед другими источниками. Прежде всего, это до­кумент официальный, исходящий от государства.

Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность, и гаран­тированность со стороны государства, и, конечно, неиз­бежность принудительных санкций в отношении наруши­телей правовых норм. Кроме того, правотворческие орга­ны имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить.

Поскольку это документ публичный, он подле­жит официальному опубликованию. И следовательно, государство может требовать исполнения содержащихся в нём правовых норм.

Нако­нец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленнос­ти.

 

Система российского права. Законотворческий процесс

 

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Естественное право как источник действующего в стране позитивного права — это официально признан­ные государством и закреплённые в его конституции и других нормативных актах прирождённые и неотчужда­емые (естественные) права человека.

Роль естественного права в качестве одного из источ­ников позитивного права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы ес­тественного права оказывали постоянное влияние на раз­витие позитивного европейского права.

В эпоху буржуаз­ных революций и преобразований в Европе и Америке естествен­ные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах — декларациях, конституциях и иных документах.

Впервые в истории естественное право полу­чило официальное признание и законодательное закрепле­ние 4 июля 1776 г. в знаменитой Декларации независи­мости США. А в 1789 г. во Франции была принята не ме­нее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъем­лемые права человека.

Начался новый этап в развитии права: естественное право приобрело официальную обще­обязательную юридическую силу и, таким образом, стало самостоятельным источником позитивного права. В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно.

Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естествен­ные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника в иерархии источников действующего национального права. Естественное право по самой своей сути и гуманистическому потенциалу продолжает оставаться естественным правом, играть роль императива по отно­шению ко всему массиву действующего позитивного права.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Основанием классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила определяется местом государственного органа, принявшего норматив­ный акт, в общей системе правотворческих органов стра­ны.

Законы обладают высшей юридической силой по отно­шению к подзаконным актам и регулируют наиболее зна­чимые отношения.

Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны — Федеральное Собрание — парламент РФ. В ис­ключительных случаях законы принимаются путём рефе­рендума — всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации.

В своей со­вокупности законы РФ образуют иерархическую систему нормативных актов различной юридической силы, что от­ражено в схеме иерархической лестницы нормативных ак­тов: Конституция РФ <= Федеральные конституционные законы <= Федеральные законы <= Подзаконные акты.

На вершине иерархии находится Конституция РФ — Основной Закон. Как нормативно-правовой акт, она обла­дает высшей юридической силой в системе всех норматив­ных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие.

 

ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Система российского права. Законотворческий процесс

 

ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

После Конституции РФ наибольшей юридической си­лой обладают общефедеральные законы, которые разде­ляют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности.

Для при­нятия таких законов необходимо квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов) в каждой из палат Фе­дерального Собрания.

Предусмотрено принятие 14 таких законов (часть из них уже принята, например феде­ральные конституционные законы о референдуме РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ, о судебной сис­теме, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, об образовании в составе РФ нового субъекта и др.).

Федеральные законы также регулируют значимые вопросы жизни общества. Их подразделяют на текущие (обычные) и кодифицированные.

К текущим относятся, например, федеральные законы о средствах массовой ин­формации, охране окружающей среды, акционерных об­ществах и др.

К кодифицированным — Гражданский ко­декс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Эти законы обладают меньшей юридической силой, чем Кон­ституция и федеральные конституционные законы, и не должны им противоречить.

 

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И СПОСОБЫ ЕГО ЗАЩИТЫ

 

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) в качестве источника права обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на ос­новании и во исполнение законов). Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Председатель Правительства, министры и дру­гие лица в пределах своей компетенции.

Соотношения между различными подзаконными актами также строят­ся по принципу иерархии — с учётом их юридической силы: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ.

Они обязательны к исполнению на терри­тории всей страны и не должны противоречить ни Кон­ституции РФ, ни федеральным законам.

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых регулируют экономические, социальные и куль­турные отношения.

Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной влас­ти строго в пределах своих полномочий издают инструк­ции, постановления, приказы (распоряжения), регулиру­ющие в основном отношения внутри соответствующей от­расли.

Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Президенты республик в составе РФ, а также губерна­торы, мэры, главы администрации других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др.

 

Система российского права. Законотворческий процесс

 

НОРМЫ ПРАВА

Норма права — это регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации.

Это особая социальная норма, имеющая свои специфические, только ей прису­щие признаки.

Чтобы охарактеризовать норму права, нередко приме­няют образные сравнения: «первичная клеточка», «моле­кула» правовой системы.

Этим хотят подчеркнуть, что норма права представляет собой некий первоначальный элемент содержания права в целом. Отдельно взятая юридическая норма обладает теми же чертами, что и всё право в целом.

Норма права есть мера свободы, граница возможного и должного поведения человека. Поскольку право предназначено для поддержания еди­ного порядка в обществе, то и каждой норме права при­сущи черты общеобязательного правила: его должны вы­полнять все.

Если, например, в Конституции РФ закреп­лено положение: «Все равны перед законом и судом» (ч. 1, ст. 19), это означает, что норма распространяется на всех без исключения в равной мере. И не должно быть людей, которые «равнее» других перед законом и судом.

 

ГРАЖДАНСТВО РФ 

 

СПЕЦИФИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Норма права — это правило поведения, гарантированное государством.

Это значит, что государство не только уста­навливает (или санкционирует, подтверждает, допускает) ту или иную норму, но и охраняет её от нарушения. А в случае необходимости применяет меры принужде­ния, предусмотренные законом за правонарушение.

Формальная определённость, которая отличает право­вую норму от других социальных норм: норма права (и только она) определённо — чётко, недвусмысленно, од­нозначно — указывает конкретные права, конкретные обязанности и конкретные меры ответственности. Кроме того, формальная определённость проявляется в том, что все нормы права обязательно выражены в письменной, документальной форме. Только в этом случае че­ловек (исполнитель нормы) ясно и точно знает свои пра­ва, обязанности и ответственность.

 

Норма права — об­щеобязательное, формально определённое правило поведе­ния, установленное и гарантированное государством, на­правленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников.

 

государственные органы на ЕГЭ по обществознанию горючкина карина

 

ЭЛЕМЕНТЫ НОРМЫ ПРАВА

Таким образом, юридическая наука выделяет три структурных элемента правовой нормы, каждый из кото­рых имеет своё название, а именно: гипотеза, диспозиция и санкция.

Не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных эле­мента. Вы встретите различные варианты. Есть случаи, и довольно частые, когда включённая в статью норма содер­жит два или даже один из трёх элементов.

Остальные просто подразумеваются самим смыслом статьи или зако­на в целом. Бывает, что элементы нормы разнесены по разным статьям одного и того же закона и даже по раз­ным законам.

Однако следует помнить, что правовые нор­мы составляют единую систему, которая в целом обеспе­чивает соблюдение каждой правовой нормы.

Гипотеза правовой нормы закрепляет условия (время, место, состав участников и т. п.), при которых возника­ют, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.

Диспозиция — основной элемент правовой нормы, закрепляющий само правило поведения, согласно которо­му должны (или не должны) действовать субъекты права. Можно сказать иначе: диспозиция выражает меру дозво­ленного и должного поведения субъекта права. И ещё один вариант: диспозиция закрепляет права и обязаннос­ти (меру поведения) субъектов права. Диспозиция являет­ся смысловой основой, «ядром» нормы, без диспозиции нет и не может быть нормы права.

Санкция правовой нормы указывает на последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых в диспозиции. Вариант: содержит предпи­сание о мерах принуждения за неисполнение правил по­ведения, закреплённых в диспозиции.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ

 

КАК РАБОТАЮТ ГИПОТЕЗА, ДИСПОЗИЦИЯ И САНКЦИЯ

В статье 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запи­сано: «За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административ­ную и гражданско-правовую ответственность в установ­ленном законодательством Российской Федерации поряд­ке…»

Здесь в одной статье почти идеально просматривают­ся все три элемента нормы (случай достаточно редкий). Проанализируем её содержание.

Норма говорит о противодействии экстремистской де­ятельности — в этом её основной смысл. Следовательно, слова «за осуществление экстремистской деятельности» — это и есть диспозиция.

Другая часть нормы отражает конкретные условия, жизненные обстоятельства (время, место, состав участни­ков), при которых действует норма. Видим, что речь идёт о России, её гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Значит, это гипотеза. С точки зрения права в этой части нормы содержится очень важ­ное положение: не вообще кто-то, где-то, а абсолютно точ­но — граждане РФ и все те, кто находится на террито­рии РФ.

Наконец, в самой общей форме указаны последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции: «несут… ответственность». Понятно, это санкция.

 

Система российского права. Законотворческий процесс

 

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Правотворчеством называется процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов в соответствии с существующими правилами.

Разновидностью правотворчества является законотворчество — процесс создания закона, начиная с идеи о нём, появляющейся в связи с выявлением правовой потребнос­ти, и заканчивая введением его в действие.

Правотворчество — процесс формирования права, а законотворчество — про­цесс его формулирования. При этом закон призван быть точной формулировкой действительного, объективно воз­никшего и фактически существующего в обществе права.

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

ЭТАПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Правотворческая деятельность состоит из определён­ных этапов (стадий). Это цепочка, состоящая из звеньев, имеющих чёткую последовательность и тесно взаимосвя­занных между собой.  Поэтому в самом начале правотворческого процес­са поэтапно осуществляется:

  • накопление информации, изучение и выявление потребностей для создания правового акта;
  • принятие- решения о подготовке правового акта;
  • разработка идеи, концепции будущего акта.

В течение этого периода определяются оптимальные пути выражения в законодательстве установленных обще­ственных потребностей, избираются наиболее целесо­образные методы воздействия на общественные отно­шения, прогнозируется эффективность этих действий и т. д.

Затем наступает период подготовки самого правового акта, разделённый, в свою очередь, на ряд этапов. Если речь идёт о подготовке такого важного нормативного ак­та, как закон, то эти этапы тщательно прописаны и де­тально регламентированы в других законах или регламен­тах деятельности законодательных органов власти.

Здесь следует вспомнить, что именно закон является определяющим звеном законодательной системы. В зако­нах сформулированы самые важные и значимые правовые нормы, принимаемые только высшими органами госу­дарственной власти.

Закон обладает высшей юридической силой, и любой иной правовой акт, противоречащий ему, отменяется в установленном порядке. Именно поэтому процессу подготовки закона уделяется огромное внима­ние: законы принимаются по особой процедуре, преду­смотренной конституцией и регламентом парламента.

Рассмотрим движение законопроекта на примере орга­низации законодательного процесса в высших органах законодательной власти Российской Федерации — Феде­ральном Собрании, состоящем из двух самостоятельных палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

 

гражданское общество и правовое государство интеллект история обществознание

 

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Законодательная инициатива – Выяснение потребности в принятии закона, изу­чение общественных от­ношений для регламен­тации которых необхо­димо его принять.

Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с уста­новленной процедурой, что влечёт за собой обя­занность соответствую­щего законодательного органа рассмотреть за­конопроект на своём за­седании (Субъектами права зако­нодательной инициати­вы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правитель­ство РФ, законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституцион­ный, Верховный по вопросам их веде­ния)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА СЕМЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА

 

ЭТАП ВТОРОЙ. ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

Обсуждение законопроекта – Происходит на заседа­ниях палат парламента (если парламент двух­палатный) (Внесённый в порядке за­конодательной инициати­вы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответ­ствующий профильный комитет, в котором ведёт­ся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проек­тов и т. д.).

После обсуж­дения комитет выносит проект на пленарное засе­дание Государственной Думы с собственными за­мечаниями и предложе­ниями.

Обсуждение зако­нопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходи­мости вносятся поправки).

 

ЭТАП ТРЕТИЙ. ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

Принятие законопроекта – Осуществляется путём голосования депутатов парламента.

Если пар­ламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обе­их палат (Законы принимаются Го­сударственной Думой большинством голосов от общего числа её депута­тов)

 

РЫНОК ТРУДА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ ЕГЭ ОГЭ

 

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. УТВЕРЖДЕНИЕ

Утверждение законопроекта – принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу.

Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу.

Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство (В соответствии с Консти­туцией РФ принятый Го­сударственной Думой за­кон должен быть в тече­ние 5 дней передан на одобрение Совета Феде­рации.

Федеральный за­кон считается одобрен­ным Советом Федерации, если за него проголосова­ло более половины от об­щего числа его членов.

Принятый закон в тече­ние 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение.

Президент РФ обладает правом вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации).

 

ПЯТЫЙ ЭТАП. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНА

Промульгация (от лат. ргоmulgatio— публичное объявление) закона – Опубликование приня­того и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установ­ленные законом сроки.

Только после промуль­гации закон обретает обязательную силу (Законы подлежат обяза­тельному опубликова­нию в течение 7 дней пос­ле подписания их Прези­дентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если са­мим законом не установ­лен иной порядок)

Несколько отличается от обычной законотво рческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конститу­ционных законов в Российской Федерации. Они считают­ся принятыми, если одобряются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Пре­зидент РФ не может отклонить федеральный конституци­онный закон и обязан его подписать и обнародовать в тече­ние 14 дней после принятия

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПРАВО ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА