Система российского права. Законотворческий процесс
Ключевые слова: система права, система российского права, право и законотворческий процесс, отрасли, правовые институты права, правовой институт, право и его структура, нормативно-правовой акт, законотворческий процесс, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, политическая власть
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
СИСТЕМА ПРАВА
Любая система представляет собой некую упорядоченную совокупность — целостное единство — взаимодействующих элементов.
Понять, что такое система права, — значит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой?
Система права любой страны складывается объективно, под воздействием реально существующих общественных отношений — политических, идеологических, экономических, культурных и т. д.
В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права — конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д.
Причём в той или иной стране возможны достаточно глубокие общественные преобразования (какие, например, начались у нас в России в период перестройки, а также после распада СССР), но само внутреннее строение — структура права — остаётся относительно стабильным.
Это позволяет сохранять выработанные вековой практикой устойчивые элементы права — нормы, отрасли, институты. Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране.
ТЕРМИНЫ – БЛОК “ПРАВО” |
ПРАВО И СТАБИЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ
Способность системы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и регулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства.
Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие черты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство.
Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институты), что объективно обусловлено многообразием сфер общественной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечивается взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей.
Такое единство объективно обусловлено внутренним единством самой системы общественных отношений, целостностью основных процессов жизнедеятельности общества.
Итак, систему права можно определить как обусловленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов) — норм, отраслей, институтов.
КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ |
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРАВА
Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором — о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, существующих в государстве.
Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т. п. Система права лишь одно из слагаемых правовой системы.
Система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных отношений.
При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами.
ОТРАСЛИ ПРАВА И ИНСТИТУТЫ ПРАВА
На основе этой взаимосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты.
Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права.
Сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений регулируют нормы гражданского права.
Сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, — нормы финансового права и т. д.
Отрасль права — это самая крупная часть системы права.
Отрасли права формируются естественным путём — из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений.
Отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, имущественных, управленческих, трудовых, семейных и др.).
ИНСТИТУТЫ ПРАВА
Институт права является составной частью, отдельным звеном отрасли. Если норма права — первичный элемент системы права, то институт — это первичное объединение, первичная группа близких по содержанию (однопорядковых) правовых норм.
Такая группа норм складывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общественных отношений внутри сферы.
Как и сама отрасль, институт права формируется объективно — под влиянием естественно возникающих потребностей общества.
Институт права – объективно обособившуюся внутри отрасли права группа однопорядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений.
Например, в гражданском праве существует правовой институт собственности, представляющий собой группу однопорядковых норм, регулирующих отношения собственности. В целом же каждая отрасль права складывается из множества различного вида правовых институтов.
Так, в трудовом праве (сфера трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д.
В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА |
КАКИЕ БЫВАЮТ ОТРАСЛИ ПРАВА
Весь массив отраслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права.
Нормы отраслей материального права закрепляют права и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений.
Эту группу составляют конституционное, гражданское, административное, экологическое, семейное, уголовное и др. Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права.
К этой группе отраслей относят гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.
Существует также деление права на частное и публичное. К отраслям публичного права обычно относят конституционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного права; к отраслям частного — гражданское, семейное, трудовое.
Вместе с тем современные исследователи подчёркивают, что деление права на чисто публичное и чисто частное не следует абсолютизировать.
Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба начала: и публично-правовое, и частноправовое.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА
В правоведении понятие «источник права» — одно из «вечных»: его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира.
Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, дающее начало какому-либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, причиной, исходной точкой.
Право берёт своё начало в жизнедеятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства.
Источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права. |
Традиционно в группу основных включают нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, религиозный акт и нормативный договор. Многие сюда относят и естественное право.
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ
Правовой обычай (обычное право) — древнейший источник права, сохранивший своё действие до наших дней.
Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязательной нормы права.
Не каждый обычай становится нормой права: государство соглашается признать и защищать только то, что считает полезным для общества.
Но может быть и другой путь. Обычай нигде документально не закреплён, но государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо»), санкционирует его.
Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же роль обычая в отечественном законодательстве незначительна.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА |
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Судебный прецедент — это судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел.
Причём право принимать такое решение имеют только высшие судебные органы. Признание судебного прецедента источником права означает признание за судами права на создание новых правовых норм (правотворческой функции).
Наиболее широкое применение судебный прецедент получил в правовых системах Англии, США, Австралии и ряде других стран (англосаксонская правовая семья). В России в настоящее время нет прецедентного права.
Вместе с тем высказываются предложения признать источниками права решения Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
Нормативно-правовой (или нормативный) акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
Он имеет ряд преимуществ перед другими источниками. Прежде всего, это документ официальный, исходящий от государства.
Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм. Кроме того, правотворческие органы имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить.
Поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. И следовательно, государство может требовать исполнения содержащихся в нём правовых норм.
Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленности.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Естественное право как источник действующего в стране позитивного права — это официально признанные государством и закреплённые в его конституции и других нормативных актах прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека.
Роль естественного права в качестве одного из источников позитивного права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы естественного права оказывали постоянное влияние на развитие позитивного европейского права.
В эпоху буржуазных революций и преобразований в Европе и Америке естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах — декларациях, конституциях и иных документах.
Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление 4 июля 1776 г. в знаменитой Декларации независимости США. А в 1789 г. во Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека.
Начался новый этап в развитии права: естественное право приобрело официальную общеобязательную юридическую силу и, таким образом, стало самостоятельным источником позитивного права. В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно.
Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника в иерархии источников действующего национального права. Естественное право по самой своей сути и гуманистическому потенциалу продолжает оставаться естественным правом, играть роль императива по отношению ко всему массиву действующего позитивного права.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Основанием классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила определяется местом государственного органа, принявшего нормативный акт, в общей системе правотворческих органов страны.
Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам и регулируют наиболее значимые отношения.
Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны — Федеральное Собрание — парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума — всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации.
В своей совокупности законы РФ образуют иерархическую систему нормативных актов различной юридической силы, что отражено в схеме иерархической лестницы нормативных актов: Конституция РФ <= Федеральные конституционные законы <= Федеральные законы <= Подзаконные акты.
На вершине иерархии находится Конституция РФ — Основной Закон. Как нормативно-правовой акт, она обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие.
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
После Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы, которые разделяют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности.
Для принятия таких законов необходимо квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов) в каждой из палат Федерального Собрания.
Предусмотрено принятие 14 таких законов (часть из них уже принята, например федеральные конституционные законы о референдуме РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, об образовании в составе РФ нового субъекта и др.).
Федеральные законы также регулируют значимые вопросы жизни общества. Их подразделяют на текущие (обычные) и кодифицированные.
К текущим относятся, например, федеральные законы о средствах массовой информации, охране окружающей среды, акционерных обществах и др.
К кодифицированным — Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.
Эти законы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция и федеральные конституционные законы, и не должны им противоречить.
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И СПОСОБЫ ЕГО ЗАЩИТЫ |
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) в качестве источника права обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов). Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Председатель Правительства, министры и другие лица в пределах своей компетенции.
Соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии — с учётом их юридической силы: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ.
Они обязательны к исполнению на территории всей страны и не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам.
Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых регулируют экономические, социальные и культурные отношения.
Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции, постановления, приказы (распоряжения), регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли.
Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др.
НОРМЫ ПРАВА
Норма права — это регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации.
Это особая социальная норма, имеющая свои специфические, только ей присущие признаки.
Чтобы охарактеризовать норму права, нередко применяют образные сравнения: «первичная клеточка», «молекула» правовой системы.
Этим хотят подчеркнуть, что норма права представляет собой некий первоначальный элемент содержания права в целом. Отдельно взятая юридическая норма обладает теми же чертами, что и всё право в целом.
Норма права есть мера свободы, граница возможного и должного поведения человека. Поскольку право предназначено для поддержания единого порядка в обществе, то и каждой норме права присущи черты общеобязательного правила: его должны выполнять все.
Если, например, в Конституции РФ закреплено положение: «Все равны перед законом и судом» (ч. 1, ст. 19), это означает, что норма распространяется на всех без исключения в равной мере. И не должно быть людей, которые «равнее» других перед законом и судом.
ГРАЖДАНСТВО РФ |
СПЕЦИФИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
Норма права — это правило поведения, гарантированное государством.
Это значит, что государство не только устанавливает (или санкционирует, подтверждает, допускает) ту или иную норму, но и охраняет её от нарушения. А в случае необходимости применяет меры принуждения, предусмотренные законом за правонарушение.
Формальная определённость, которая отличает правовую норму от других социальных норм: норма права (и только она) определённо — чётко, недвусмысленно, однозначно — указывает конкретные права, конкретные обязанности и конкретные меры ответственности. Кроме того, формальная определённость проявляется в том, что все нормы права обязательно выражены в письменной, документальной форме. Только в этом случае человек (исполнитель нормы) ясно и точно знает свои права, обязанности и ответственность.
Норма права — общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников. |
ЭЛЕМЕНТЫ НОРМЫ ПРАВА
Таким образом, юридическая наука выделяет три структурных элемента правовой нормы, каждый из которых имеет своё название, а именно: гипотеза, диспозиция и санкция.
Не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных элемента. Вы встретите различные варианты. Есть случаи, и довольно частые, когда включённая в статью норма содержит два или даже один из трёх элементов.
Остальные просто подразумеваются самим смыслом статьи или закона в целом. Бывает, что элементы нормы разнесены по разным статьям одного и того же закона и даже по разным законам.
Однако следует помнить, что правовые нормы составляют единую систему, которая в целом обеспечивает соблюдение каждой правовой нормы.
Гипотеза правовой нормы закрепляет условия (время, место, состав участников и т. п.), при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.
Диспозиция — основной элемент правовой нормы, закрепляющий само правило поведения, согласно которому должны (или не должны) действовать субъекты права. Можно сказать иначе: диспозиция выражает меру дозволенного и должного поведения субъекта права. И ещё один вариант: диспозиция закрепляет права и обязанности (меру поведения) субъектов права. Диспозиция является смысловой основой, «ядром» нормы, без диспозиции нет и не может быть нормы права.
Санкция правовой нормы указывает на последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых в диспозиции. Вариант: содержит предписание о мерах принуждения за неисполнение правил поведения, закреплённых в диспозиции.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ |
КАК РАБОТАЮТ ГИПОТЕЗА, ДИСПОЗИЦИЯ И САНКЦИЯ
В статье 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» записано: «За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке…»
Здесь в одной статье почти идеально просматриваются все три элемента нормы (случай достаточно редкий). Проанализируем её содержание.
Норма говорит о противодействии экстремистской деятельности — в этом её основной смысл. Следовательно, слова «за осуществление экстремистской деятельности» — это и есть диспозиция.
Другая часть нормы отражает конкретные условия, жизненные обстоятельства (время, место, состав участников), при которых действует норма. Видим, что речь идёт о России, её гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства.
Значит, это гипотеза. С точки зрения права в этой части нормы содержится очень важное положение: не вообще кто-то, где-то, а абсолютно точно — граждане РФ и все те, кто находится на территории РФ.
Наконец, в самой общей форме указаны последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции: «несут… ответственность». Понятно, это санкция.
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Правотворчеством называется процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов в соответствии с существующими правилами.
Разновидностью правотворчества является законотворчество — процесс создания закона, начиная с идеи о нём, появляющейся в связи с выявлением правовой потребности, и заканчивая введением его в действие.
Правотворчество — процесс формирования права, а законотворчество — процесс его формулирования. При этом закон призван быть точной формулировкой действительного, объективно возникшего и фактически существующего в обществе права.
ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ |
ЭТАПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Правотворческая деятельность состоит из определённых этапов (стадий). Это цепочка, состоящая из звеньев, имеющих чёткую последовательность и тесно взаимосвязанных между собой. Поэтому в самом начале правотворческого процесса поэтапно осуществляется:
- накопление информации, изучение и выявление потребностей для создания правового акта;
- принятие- решения о подготовке правового акта;
- разработка идеи, концепции будущего акта.
В течение этого периода определяются оптимальные пути выражения в законодательстве установленных общественных потребностей, избираются наиболее целесообразные методы воздействия на общественные отношения, прогнозируется эффективность этих действий и т. д.
Затем наступает период подготовки самого правового акта, разделённый, в свою очередь, на ряд этапов. Если речь идёт о подготовке такого важного нормативного акта, как закон, то эти этапы тщательно прописаны и детально регламентированы в других законах или регламентах деятельности законодательных органов власти.
Здесь следует вспомнить, что именно закон является определяющим звеном законодательной системы. В законах сформулированы самые важные и значимые правовые нормы, принимаемые только высшими органами государственной власти.
Закон обладает высшей юридической силой, и любой иной правовой акт, противоречащий ему, отменяется в установленном порядке. Именно поэтому процессу подготовки закона уделяется огромное внимание: законы принимаются по особой процедуре, предусмотренной конституцией и регламентом парламента.
Рассмотрим движение законопроекта на примере организации законодательного процесса в высших органах законодательной власти Российской Федерации — Федеральном Собрании, состоящем из двух самостоятельных палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
ЭТАП ПЕРВЫЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Законодательная инициатива – Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений для регламентации которых необходимо его принять.
Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с установленной процедурой, что влечёт за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своём заседании (Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный по вопросам их ведения)
ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА СЕМЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА |
ЭТАП ВТОРОЙ. ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА
Обсуждение законопроекта – Происходит на заседаниях палат парламента (если парламент двухпалатный) (Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.).
После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями.
Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправки).
ЭТАП ТРЕТИЙ. ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА
Принятие законопроекта – Осуществляется путём голосования депутатов парламента.
Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат (Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов)
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. УТВЕРЖДЕНИЕ
Утверждение законопроекта – принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу.
Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу.
Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство (В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов.
Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение.
Президент РФ обладает правом вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации).
ПЯТЫЙ ЭТАП. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНА
Промульгация (от лат. ргоmulgatio— публичное объявление) закона – Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки.
Только после промульгации закон обретает обязательную силу (Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок)
Несколько отличается от обычной законотво рческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ПРАВО ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ