Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной закон, источник конституционного права и вообще всего права России.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:
1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов
2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни.
Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15 Конституции РФ);
5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМ |
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека — главная цель государства. Так, например, несмотря на непростую экономическую ситуацию, связанную с мировым экономическим кризисом, начавшимся осенью 2008 г., правительство нашей страны регулярно повышало размеры пенсий. Общество и государство проявляют заботу о человеке, оказывают ему помощь, но и человек должен заботиться сам о себе, своей семье, других людях, а не быть иждивенцем, если он способен к труду.
Государство устанавливает особые связи с подавляющим большинством людей, проживающих на его территории, эти связи выражаются в институте гражданства. Каждый гражданин России обладает на её территории равными конституционными правами и несёт равные обязанности. Иностранцы и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, находящиеся на территории России, также пользуются определёнными конституционными правами и несут конституционные обязанности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
Один из конституционных принципов экономической системы современной России — свобода экономической деятельности (ст. 8). Это значит, что человек, объединения людей могут заниматься любой экономической деятельностью, не запрещённой законом. Для определённых видов деятельности нужно получить лицензию — платное разрешение соответствующего органа государства (например, для охранной деятельности — в местных органах Министерства внутренних дел РФ, для медицинской — в органах Министерства здравоохранения и социального развития РФ). Для других видов деятельности достаточно регистрации в определённом органе государства (например, для издания газеты — в органах Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ).
Свобода экономической деятельности предполагает разнообразие и равноправие различных форм собственности. Российское государство признаёт и гарантирует частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений, религиозных организаций).
Каждый человек может иметь имущество в собственности, распоряжаться им единолично или совместно с другими людьми, например быть владельцем или совладельцем предприятия, земельного участка (кроме объектов, изъятых из гражданского оборота, например определённых видов оружия). Заметим, что иностранцы, лица без гражданства в России тоже могут приобретать собственность (кроме ограничений, установленных законом, например участков сельскохозяйственных земель и земель в приграничных территориях).
В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Между субъектами РФ не могут устанавливаться какие-то ограничения свободы перемещения, например таможни. На всей территории России существует единая кредитно-денежная система, применяется рубль как платежная единица.
Принцип экономической деятельности в сфере производства, предоставления услуг — свобода конкуренции. Законодательство запрещает монополизацию рынка (т. е. захват рынка одним или несколькими производителями и установление монопольных цен на товары или услуги). Эта сфера контролируется специальными органами государства (Федеральная антимонопольная служба). Вместе с тем в России есть естественные монополии, обусловленные естественными причинами (снабжение электроэнергией — РАО ЕЭС, Газпром, железнодорожный транспорт и др.), но в соответствии с законодательством они должны допускать на свои рынки других производителей (например, в России создаются частные железные дороги).
Важнейшим элементом основ экономической системы общества является труд. Конституция РФ устанавливает свободу труда и запрещает принудительный труд. Каждый вправе распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
Основы политической системы опираются на принципы, создающие условия для развития сотрудничества и состязательности (иногда противостояния) различных политических сил, выражающих их отношение к государственной власти. В России действует демократическая, открытая и соревновательная политическая система. Конституция признаёт политическое многообразие, многопартийность. Конституция отвергает принцип руководящей роли какой-либо одной партии (как это было при советской власти в отношении коммунистической партии).
Все общественные объединения равны перед законом (ст. 13). Партии и общественные объединения создаются явочным порядком, т. е. для их создания не нужно ни предварительного уведомления, ни разрешения властей. Общественное объединение могут создать 3 человека, кооперативную организацию — 5, в организационном комитете для созыва съезда при создании политической партии должно быть не менее 10 человек.
Чтобы иметь возможность действовать вовне (провести политическую демонстрацию, приобретать собственность на своё имя, открыть счёт в банке, выдвигать кандидатов на некоторых выборах и т. д.), объединение должно получить права юридического лица, для чего необходимо зарегистрироваться в определённых органах государства (государственная регистрация), обычно в органах Министерства юстиции РФ.
Для этого партии, например, нужно иметь в своих рядах количество членов не менее того числа, которое установлено законом. Статья 13 (ч. 1) Конституции нашей страны запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В отличие от прежних порядков, когда допускалась только одна идеология (марксизм-ленинизм), Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия. Никакая идеология, никакая религия не могут устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, 14). Можно распространять религиозные убеждения, но запрещается агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, пропаганда религиозного превосходства (ст. 29). Россия — суверенное, демократическое, социальное, правовое, светское, федеративное государство с республиканской формой правления.
Суверенитет — это независимость государственной власти от любой другой власти в стране и за её пределами. Российское государство может самоограничить свои суверенные полномочия на основе договоров с другими государствами и международными организациями, но это делается только по воле государства.
Как суверенное государство Россия имеет свою государственную территорию, включая подвижную территорию (корабли, самолёты и др. под флагом государства), свои Вооружённые силы, государственные органы, символы государства (государственные герб, флаг, гимн, столицу), государственный язык (русский). Субъекты Федерации (республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) государственным суверенитетом не обладают.
РОССИЯ — ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Содержание понятия демократическое государство многогранно. В России власть принадлежит многонациональному российскому народу. Народ (прежде всего, лица, обладающие избирательными правами) осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия, например референдум) и через избранных представителей (представительная демократия). Граждане России избирают Президента РФ, одну из палат парламента — Государственную Думу, законодательные органы (законодательные собрания, думы и др.) субъектов РФ и др. согласно действующему законодательству.
От имени народа они осуществляют властные полномочия. Депутаты Государственной Думы досрочно отозваны быть не могут. Конституция предусматривает и формы непосредственной демократии. К ним относятся выборы, референдум, голосование в муниципальных образованиях об отзыве депутатов, глав администрации муниципальных образований, голосования об изменении территории, преобразовании муниципального образования и др.
Совещательными, консультативными формами непосредственной демократии являются обсуждения важных вопросов общественной и государственной жизни, народный опрос в муниципальных образованиях, публичные слушания (например, они обязательно проводятся по проекту муниципального бюджета), общие собрания жителей и др. Консультативное значение имеют предложения общегосударственной Общественной палаты и общественных палат в субъектах РФ.
РОССИЯ — ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Конституция РФ характеризует государство как правовое. Данное понятие означает верховенство закона, приоритет прав человека, связанность правом всех участников общественных отношений, независимый и авторитетный суд, защиту граждан от произвольных, неправовых действий, от государственной бюрократии. Важнейшим признаком правового государства является разделение властей. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется в стране на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Это ветви власти. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Президент РФ является главой государства, Федеральному Собранию принадлежит законодательная власть, Правительство РФ — орган исполнительной власти, суды — судебной.
Разделение властей необходимо для исключения авторитаризма. Оно сочетается с «системой сдержек и противовесов», с балансом властей: каждая ветвь власти должна уравновешивать другую, чтобы не было подавления одной ветви другой. Вместе с тем они осуществляют управление одним государством, различными сторонами жизни общества и взаимодействуют друг с другом. Президент РФ, Правительство РФ, парламент, суды в конечном счёте осуществляют общие цели.
Наряду с принципом разделения властей действует и принцип организационного единства государственной власти. Организационное единство представлено исполнительной вертикалью: органы исполнительной власти подчинены сверху вниз. Другие органы (законодательные органы, суды) не образуют такой вертикали, но все они должны исполнять федеральные законы, их единство обеспечивается действием законов.
РОССИЯ — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Российское государство — светское. В стране существует несколько равноправных религиозных конфессий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др.), церковные организации имеют свою собственность, обладают правами юридического лица, богослужения свободны, государство уважает религиозные верования, граждане равноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных документах. Можно исповедовать любую религию (кроме учений деструктивных сект, запрещённых законом), пропагандировать религиозные и иные взгляды. Церковь отделена от государства, а школа — от церкви. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях страны законодательно закреплено светское образование.
РОССИЯ — РЕСПУБЛИКА
Россия имеет республиканскую форму правления. Республиканская форма правления характеризует государства, в которых все высшие органы государственной власти, включая главу государства, либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Главой государства в Российской Федерации является Президент, избираемый гражданами на шесть лет (до 2009 г. избирался на четыре года).
РОССИЯ — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Основы социальной системы общества — это взаимоотношения различных социальных, национальных, профессиональных и иных общностей. Эти отношения составляют фундамент сложившегося социального порядка в обществе. Принципами такого порядка являются социальное партнёрство, социальная солидарность и социальная справедливость.
Этих слов нет в Конституции РФ, но они содержатся в других российских законах (Трудовом кодексе, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.). Между профсоюзами, объединениями работодателей и государством заключаются на срок соглашения, в которых фиксируются мероприятия в области трудового регулирования, заработной платы, границы инфляции и т. д.
В Конституции Россия определяется как социальное государство. Социальное государство, с одной стороны, обеспечивает социальные услуги населению (образование, здравоохранение, связь, пути сообщения, защита прав потребителей и др.), с другой — использует различные способы для сглаживания социального неравенства в обществе (государственная социальная помощь малообеспеченным, пенсии, пособия по безработице, различные льготы и др.). Оно решает общесоциальные задачи, создавая государственные и муниципальные образовательные, медицинские учреждения, обеспечивая связь (работа почтовых отделений и т. д.), создавая пути сообщения, решая многие другие проблемы жизнедеятельности общества.
Государство в определённой мере контролирует производство (выдача лицензий, экологический контроль и др.), принципы распределения в обществе. Своими законами оно устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Вместе с тем Правительство РФ устанавливает прожиточный минимум, стремясь к тому, чтобы МРОТ его обеспечивал. Медицинская помощь в Российской Федерации в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счёт средств бюджета, страховых взносов, а также других поступлений. Основное общее образование обязательно и бесплатно, высшее образование бесплатно для лиц, прошедших по конкурсу в государственные вузы.
В стране предусмотрено пенсионное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ч. 1, ст. 39 Конституции РФ). Пенсии, выплачиваемые по возрасту, состоят из нескольких частей: государственной (обязательный минимум), страховой части и накопительной. Первая из них периодически повышается.
Государство оказывает помощь безработным. Оно выдаёт государственные социальные пособия лицам, признанным малоимущими. Могут вводиться общественные работы, оплачиваемые государством. Предпочтения на них отдаются безработным. Есть и другие формы социальной поддержки наименее обеспеченных слоёв населения.
РОССИЯ — ФЕДЕРАЦИЯ
Россия — федерация. Она состоит из субъектов РФ. Среди них есть республики, края, области, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа (один из них входит непосредственно в состав Федерации, другие — в края и области). Заметим, что в настоящее время происходит сокращение числа субъектов РФ в результате объединения некоторых из них. Федерация имеет свои органы государственной власти (Президент РФ, парламент, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные управления — отделы, отделения министерств на местах и др.).
У субъектов Федерации есть свои законодательные органы, главы субъектов РФ (президенты республик, губернаторы и др.)- Субъекты РФ не вправе издавать правовые нормативные акты, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Вопросы, относящиеся к исключительным предметам ведения Федерации, перечислены в статье 71 Конституции РФ (среди них, в частности, внешняя политика, оборона и безопасность, федеральные энергетические системы, судоустройство, прокуратура и др.). Наряду с этим есть вопросы, которые относятся к совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72).
Регулировать эти вопросы и издавать соответствующие законы могут Федерация и субъекты РФ, но федеральный закон имеет верховенство (принцип верховенства федерального права), субъекты РФ могут издавать по этим вопросам свои законы лишь в случае, когда вопрос не урегулирован Федерацией. Сюда относятся: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, другими природными ресурсами, административное, трудовое, жилищное и другое законодательство, общие вопросы образования, науки, культуры и др.
Все остальные вопросы, не названные в этих перечнях, относятся к исключительным полномочиям субъектов РФ. Полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, разграничиваются федеральным законом или договорами между органами РФ и органами субъектов РФ.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Российское государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти представляет собой коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти. Как правило, органы государственной власти являются именно коллективными, например парламент или правительство, реже единоличными — такими, как президент или судья.
Каждый государственный орган обладает рядом специфических черт или признаков, которые отличают его от иных объединений людей. Каждый государственный орган обладает в силу закона самостоятельной компетенцией, т. е. совокупностью государственно-властных полномочий и предметов ведения.
Предметы ведения означают те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства. Например, сферой деятельности парламента является законотворчество, а сферой деятельности министерства — управление.
Государственно-властные полномочия — это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи. Государственно-властные полномочия выражаются в двух основных формах:
а) издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, государственными служащими, органами местного самоуправления, муниципальными служащими, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами;
б) непосредственное действие, обеспечивающее исполнение этих актов и деятельность самого органа государственной власти. Каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Каждый орган государственной власти действует в установленном государством порядке. Порядок деятельности органов государственной власти обычно устанавливается двумя путями. В той части, которая касается «внешней сферы» организации и деятельности органа, т. е. сферы, в которой орган государственной власти взаимодействует с гражданами, их объединениями или иными органами государственной власти, порядок функционирования определяется законом.
Например, порядок рассмотрения уголовных дел судами, равно как и порядок производства уголовного расследования, осуществляемого органами безопасности, внутренних дел и некоторыми иными органами, — Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 г. «Внутреннюю» организацию и порядок деятельности отдельных подразделений органов государственной власти, как правило, устанавливает такой нормативный акт, как регламент или положение. В своей совокупности все органы государственной власти в Российской Федерации образуют единую систему.
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Правовой статус Президента РФ установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 80 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на шесть лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Полномочия его весьма разнообразны по своему характеру и содержанию. Первая группа полномочий связана с реализацией законодательной власти. К их числу следует отнести:
- назначение выборов Государственной Думы и её роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
- назначение общенационального референдума;
- подписание и обнародование федеральных законов;
- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Следующую группу составляют полномочия по реализации исполнительной власти. Согласно статье 83 Конституции РФ Президент РФ обладает правом назначать и освобождать от должности членов Правительства РФ, полномочных представителей Президента Российской Федерации в территориальных округах и при органах государственной власти, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), а как Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ он назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил РФ.
Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к судебной ветви власти имеют сугубо кадровый характер (пункт «е» ст. 83). В соответствии со статьёй 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации выполняет и некоторые иные функции, присущие главе государства. Свои полномочия Президент реализует в форме издания нормативных правовых актов, указов и распоряжений, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Федеральное Собрание РФ представляет законодательную власть на федеральном уровне. Как и органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации, федеральный парламент избирается непосредственно народом и является выразителем его воли. Федеральное Собрание — постоянно действующий орган. Федеральное Собрание РФ, как и большинство зарубежных парламентов, состоит из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижней — Государственной Думы.
Такая структура призвана обеспечить более взвешенный подход к выработке и принятию законов, что и составляет основную часть компетенции законодательной власти в любой современной стране. Государственная Дума избирается сроком на пять лет (до 2009 г. избиралась на четыре года). Совет Федерации согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2011 г., формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований.
Право законодательной инициативы, т. е. право вносить проект закона, принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду (его полномочия были переданы в 2014г. Верховному суду) по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в нижнюю палату российского парламента.
Все они подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой, которая и решает вопрос о принятии или отклонении законодательной инициативы. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обычно этот процесс осуществляется в три чтения. Первое чтение носит характер концептуального, т. е. обсуждается сама идея предлагаемого закона. Второе чтение предназначено для обсуждения поправок, внесённых в ходе работы самими депутатами. В ходе третьего этапа законодательного процесса текст закона принимается в окончательной редакции.
Четвёртое чтение проводится только в ходе принятия самых сложных финансовых актов, например таких, как ежегодно принимаемый федеральный закон о бюджете. Принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
- статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
- войны и мира.
Федеральные конституционные законы как наиболее важные в системе законов считаются принятыми, если текст одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции РФ. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы.
Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклонит закон (федеральный конституционный закон не может быть отклонён Президентом), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Помимо основного полномочия по принятию федеральных законов, палаты Федерального Собрания обладают и другими полномочиями, связанными с обеспечением баланса государственной власти в РФ. Парламенты субъектов РФ также являются в основном двухпалатными, исключение — парламент Республики Татарстан, в составе которого три палаты. Компетенция парламентов субъектов Федерации установлена их конституциями (уставами).
ИНСТИТУТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
На федеральном уровне систему исполнительной власти составляют Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Полномочия Правительства РФ регламентируются статьёй 114 Конституции РФ и федеральными законами. В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства и его заместители, а также члены Правительства — министры РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство слагает свои полномочия.
Правительство Российской Федерации также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может принять решение об отставке Правительства по своей инициативе, либо на основании вотума недоверия (выражение недоверия) Государственной Думы. Непосредственное управление делами нашего государства осуществляют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в соответствующей сфере, т. е. функцию издания на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц, а также осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные службы реализуют следующие функции:
- контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральные агентства выполняют функции по управлению государственным имуществом и оказывают государственные услуги, т. е. предоставляют непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
СУДЫ РФ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ВЕРХОВНЫЙ СУДЫ
Субъекты РФ устанавливают систему органов исполнительной власти самостоятельно, но в пределах Конституции и федеральных законов. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституции Российской Федерации в России функционируют три относительно самостоятельные судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция.
Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций (уставов) субъектов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, международных договоров. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, в свою очередь, рассматривают дела о соответствии конституциям (уставам) нормативных актов соответствующего субъекта РФ. Детально полномочия этих судов определены конституциями (уставами) субъектов РФ и их законами. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Этот Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции составляют ядро судебной системы РФ. В состав этой системы входят в качестве низшего звена, рассматривающего самые простые дела, мировые судьи, которые отнесены законом к судам субъектов РФ.
Суды арбитражной юрисдикции возглавляются Арбитражным Судом РФ (существовал до 2014г.). Этот Суд являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Возглавляет эту систему органов Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ РФ
Современная Россия является частью мирового сообщества. Напомним, что нашим государством признана Всеобщая декларация прав человека, ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах ребёнка и многие другие международные документы о правах человека. Россией признаются полномочия (юрисдикция) Европейского Суда по правам человека. Именно поэтому принципы, определяющие конституционный статус личности в России, совпадают с положениями, признанными мировым сообществом.
Правовой статус человека характеризуется определённым объёмом прав и обязанностей. В российском законодательстве вслед за нормами международного права правовой статус существенно отличается: разными правами и обязанностями наделены граждане России, граждане других государств (иностранцы) и лица без гражданства. Определённые права и обязанности зафиксированы в Гражданском, Трудовом, Семейном и других кодексах Российской Федерации. Но в отличие от других отраслей права нормы конституционного права как основополагающей отрасли законодательства закрепляют основы правового статуса личности.
Конституционный статус — это основные права, свободы и обязанности личности, закреплённые в Конституции Российской Федерации. Иными словами, это ядро, сердцевина правового статуса в целом: сюда включена относительно небольшая, но наиболее значимая часть прав, свобод и обязанностей личности. Права и свободы личности — это законодательно определённая мера возможного поведения человека.
Основные права и свободы, как вы знаете, принадлежат каждому человеку изначально, они неотчуждаемы. Именно права человека выражают свободу личности и являются необходимым условием жизни каждого. И неважно, являетесь ли вы гражданином нашей страны или приехали в гости из другого государства, вы имеете право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения и другие права. Конституция России о таких правах говорит: «каждый имеет право», «каждому гарантируется».
Другое дело гражданин Российской Федерации. Определённая правовая связь человека с государством предполагает, что и государство, и гражданин имеют права и обязанности по отношению друг к другу. Так, только гражданин России согласно закону имеет право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти, имеет право на государственную защиту, в том числе и за пределами страны. Закон указывает, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет». Государство, принимая на себя обязательства по обеспечению прав и свобод личности, вправе требовать определённого поведения от человека.
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ
Обязанности — это установленные государством требования к поведению человека, законодательно определённая мера должного поведения. Обязанности, как и права, согласно российскому законодательству могут распространяться на всех или принадлежать только гражданам России. Гарантии по реализации основных прав и свобод в нашей стране возлагаются на государство и всю систему государственных органов. У нас в стране работает Уполномоченный по правам человека; обязанность защищать права и свободы личности закреплена за Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, органами субъектов Федерации и местного самоуправления.
И наконец, человек вправе, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, обратиться в Европейскую комиссию и Европейский Суд по правам человека. Наиболее широко в Конституции представлены личные права и свободы. К ним относятся: право на жизнь, право на охрану государством достоинства личности, право на неприкосновенность личности, право на неприкосновенность частной жизни, защиты своей чести и доброго имени и неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения, право на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова. Именно эти конституционные права позволяют человеку осознать себя как личность, найти своё место в обществе.
ПРАВО НА ЖИЗНЬ
Право на жизнь — высшая социальная ценность, без него все прочие права теряют смысл. В этом праве заключён не только запрет на убийство, отказ от применения смертной казни, это ещё и охрана жизни и право на достойную жизнь. Уникальность этого права заключается и в том, что в случае нарушения этого права его невозможно восстановить. Именно поэтому многие страны отказываются от применения смертной казни.
Россией подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В нашей стране, право на жизнь впервые закрепила Конституция 1993 г., с 1996 г. в России введён мораторий на применение смертной казни. Конституция РФ закрепила право на свободу мысли и слова. Правоведы утверждают, что у свободы слова общая судьба с демократией: стоит уничтожить свободу слова — исчезнет и демократия.
Это право стало основой для свободы критики и споров, существования свободных средств массовой информации. Однако этим правом не следует злоупотреблять: даже в свободной стране нельзя безнаказанно призывать к насилию, войне, оскорблять, клеветать, предлагать свержение конституционного строя.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Политические права и свободы связаны с наличием российского гражданства и выражают свободу граждан в формировании органов власти и участии в государственном управлении. К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства, право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Главным правом среди политических прав и свобод является право избирать и быть избранным. С 18 лет гражданин России имеет право избирать тех, кто будет осуществлять власть в стране, а также может быть избран депутатом в орган местного самоуправления; достигший 21 года гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Государственной Думы, а в 35 лет — Президентом России.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Новым стало признание и закрепление в Конституции 1993 г. таких экономических прав и свобод человека, как право свободного труда, право на предпринимательскую деятельность и право частной собственности, в том числе право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы. Конституцией России категорически запрещён принудительный труд, т. е. труд под угрозой применения какого- либо наказания или насильственного действия.
Отечественное законодательство понимает предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть связана с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг; любая предпринимательская деятельность регистрируется в соответствии с законом.
Согласно закреплённым правовым нормам собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом: со своей собственностью можно совершать любые действия, если, конечно, они не противоречат закону. Собственник может быть лишён своего имущества только решением суда.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ
Конституция провозгласила Россию государством социальным, и с этим положением связаны социальные права, предоставляемые в России человеку: право на соблюдение определённых условий труда и право на отдых, право на материнство и детство, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище. Конституционно закреплённое право на достойные условия труда получает конкретную реализацию в том трудовом договоре, который каждый работник заключает при поступлении на работу.
Государство предоставляет определённые гарантии гражданам в случае болезни и инвалидности, при рождении детей, пенсионерам, защищая эти социально уязвимые группы населения. Культурные права и свободы включают право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Эта группа прав позволяет каждому из вас получить определённый уровень образования в соответствии с действующими едиными образовательными стандартами, учитывая ваши склонности и интересы. Полученное образование позволяет самоопределиться и выбрать род деятельности, профессию. Государство гарантирует невмешательство в творческую деятельность человека, если только создаваемые произведения искусств не пропагандируют насилие, жестокость, национальную или религиозную нетерпимость; более того, государство защищает авторское право. Средства из государственного бюджета выделяются на содержание библиотечных,, архивных, музейных фондов страны.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Конституционные (или юридические) обязанности личности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению физического или юридического лица, официальная мера должного поведения. Обязанностей, закреплённых конституционно, немного, но это действительно основные обязанности человека и гражданина. Перечислим их: обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, обязанность платить налоги и сборы, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обязанность получения детьми основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность защищать Отечество.
Особенностью конституционных обязанностей является то, что санкции за их неисполнение предусмотрены не Конституцией, а целой системой норм, закреплённых в разных отраслях права (уголовного, налогового и т. д.). Обязанность платить налоги существует очень давно — история налогов возникла вместе с появлением древнейших государств. Именно налоги составляют основу бюджета страны. Эти средства идут на содержание государства (в том числе на обороноспособность, развитие экономики страны, науки) и на реализацию социальных программ (пенсионное обеспечение граждан, образование, медицинскую помощь).
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ПРАВО ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ