Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

Ключевые слова: конституция, основы конституционного строя, конституционный строй, конституционный строй РФ, Конституция РФ, основы конституционного строя РФ, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, политическая власть
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной закон, источник конституционного права и вообще всего права России.
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА |
КОНСТИТУЦИЯ РФ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:
1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными.
Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов
2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования.
В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм.
Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности.
В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни.
Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством.
Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15 Конституции РФ);
5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
ТЕРМИНЫ – БЛОК “ПРАВО” |
КОНСТИТУЦИЯ РФ И ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека — главная цель государства.
Так, например, несмотря на непростую экономическую ситуацию, связанную с мировым экономическим кризисом, начавшимся осенью 2008 г., правительство нашей страны регулярно повышало размеры пенсий.
Общество и государство проявляют заботу о человеке, оказывают ему помощь, но и человек должен заботиться сам о себе, своей семье, других людях, а не быть иждивенцем, если он способен к труду.
Государство устанавливает особые связи с подавляющим большинством людей, проживающих на его территории, эти связи выражаются в институте гражданства.
Каждый гражданин России обладает на её территории равными конституционными правами и несёт равные обязанности.
Иностранцы и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, находящиеся на территории России, также пользуются определёнными конституционными правами и несут конституционные обязанности.
ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА |
КОНСТИТУЦИЯ РФ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
Один из конституционных принципов экономической системы современной России — свобода экономической деятельности (ст. 8). Это значит, что человек, объединения людей могут заниматься любой экономической деятельностью, не запрещённой законом.
Свобода экономической деятельности предполагает разнообразие и равноправие различных форм собственности. Российское государство признаёт и гарантирует частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений, религиозных организаций).
Каждый человек может иметь имущество в собственности, распоряжаться им единолично или совместно с другими людьми, например быть владельцем или совладельцем предприятия, земельного участка (кроме объектов, изъятых из гражданского оборота, например определённых видов оружия). Заметим, что иностранцы, лица без гражданства в России тоже могут приобретать собственность (кроме ограничений, установленных законом, например участков сельскохозяйственных земель и земель в приграничных территориях).
В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Между субъектами РФ не могут устанавливаться какие-то ограничения свободы перемещения, например таможни. На всей территории России существует единая кредитно-денежная система, применяется рубль как платежная единица.
Принцип экономической деятельности в сфере производства, предоставления услуг — свобода конкуренции. Законодательство запрещает монополизацию рынка (т. е. захват рынка одним или несколькими производителями и установление монопольных цен на товары или услуги).
Важнейшим элементом основ экономической системы общества является труд. Конституция РФ устанавливает свободу труда и запрещает принудительный труд. Каждый вправе распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
Основы политической системы опираются на принципы, создающие условия для развития сотрудничества и состязательности (иногда противостояния) различных политических сил, выражающих их отношение к государственной власти. В России действует демократическая, открытая и соревновательная политическая система.
Конституция признаёт политическое многообразие, многопартийность. Конституция отвергает принцип руководящей роли какой-либо одной партии (как это было при советской власти в отношении коммунистической партии).
Все общественные объединения равны перед законом (ст. 13). Партии и общественные объединения создаются явочным порядком, т. е. для их создания не нужно ни предварительного уведомления, ни разрешения властей.
Общественное объединение могут создать 3 человека, кооперативную организацию — 5, в организационном комитете для созыва съезда при создании политической партии должно быть не менее 10 человек.
В отличие от прежних порядков, когда допускалась только одна идеология (марксизм-ленинизм), Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия.
Никакая идеология, никакая религия не могут устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, 14). Можно распространять религиозные убеждения, но запрещается агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, пропаганда религиозного превосходства (ст. 29).
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ |
РОССИЯ – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО
Россия — суверенное, демократическое, социальное, правовое, светское, федеративное государство с республиканской формой правления.
Суверенитет — это независимость государственной власти от любой другой власти в стране и за её пределами.
Российское государство может самоограничить свои суверенные полномочия на основе договоров с другими государствами и международными организациями, но это делается только по воле государства.
Как суверенное государство Россия имеет свою государственную территорию, включая подвижную территорию (корабли, самолёты и др. под флагом государства), свои Вооружённые силы, государственные органы, символы государства (государственные герб, флаг, гимн, столицу), государственный язык (русский).
Субъекты Федерации (республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) государственным суверенитетом не обладают.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ПРАВО” |
РОССИЯ – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Содержание понятия демократическое государство многогранно. В России власть принадлежит многонациональному российскому народу.
Народ (прежде всего, лица, обладающие избирательными правами) осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия, например референдум) и через избранных представителей (представительная демократия). Граждане России избирают Президента РФ, одну из палат парламента — Государственную Думу, законодательные органы (законодательные собрания, думы и др.) субъектов РФ и др. согласно действующему законодательству.
От имени народа они осуществляют властные полномочия. Депутаты Государственной Думы досрочно отозваны быть не могут. Конституция предусматривает и формы непосредственной демократии.
К ним относятся выборы, референдум, голосование в муниципальных образованиях об отзыве депутатов, глав администрации муниципальных образований, голосования об изменении территории, преобразовании муниципального образования и др.
ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА |
РОССИЯ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Конституция РФ характеризует государство как правовое. Данное понятие означает верховенство закона, приоритет прав человека, связанность правом всех участников общественных отношений, независимый и авторитетный суд, защиту граждан от произвольных, неправовых действий, от государственной бюрократии.
Важнейшим признаком правового государства является разделение властей. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется в стране на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Это ветви власти.
Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Президент РФ является главой государства, Федеральному Собранию принадлежит законодательная власть, Правительство РФ — орган исполнительной власти, суды — судебной.
Разделение властей необходимо для исключения авторитаризма. Оно сочетается с «системой сдержек и противовесов», с балансом властей: каждая ветвь власти должна уравновешивать другую, чтобы не было подавления одной ветви другой.
Вместе с тем они осуществляют управление одним государством, различными сторонами жизни общества и взаимодействуют друг с другом. Президент РФ, Правительство РФ, парламент, суды в конечном счёте осуществляют общие цели.
Наряду с принципом разделения властей действует и принцип организационного единства государственной власти. Организационное единство представлено исполнительной вертикалью: органы исполнительной власти подчинены сверху вниз. Другие органы (законодательные органы, суды) не образуют такой вертикали, но все они должны исполнять федеральные законы, их единство обеспечивается действием законов.
РОССИЯ – СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Российское государство — светское. В стране существует несколько равноправных религиозных конфессий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др.), церковные организации имеют свою собственность, обладают правами юридического лица, богослужения свободны, государство уважает религиозные верования, граждане равноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных документах.
Можно исповедовать любую религию (кроме учений деструктивных сект, запрещённых законом), пропагандировать религиозные и иные взгляды. Церковь отделена от государства, а школа — от церкви.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях страны законодательно закреплено светское образование.
РОССИЯ – РЕСПУБЛИКА
Россия имеет республиканскую форму правления. Республиканская форма правления характеризует государства, в которых все высшие органы государственной власти, включая главу государства, либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.
Главой государства в Российской Федерации является Президент, избираемый гражданами на шесть лет (до 2009 г. избирался на четыре года).
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА: ОБЩАЯ СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА |
РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Основы социальной системы общества — это взаимоотношения различных социальных, национальных, профессиональных и иных общностей. Эти отношения составляют фундамент сложившегося социального порядка в обществе. Принципами такого порядка являются социальное партнёрство, социальная солидарность и социальная справедливость.
Этих слов нет в Конституции РФ, но они содержатся в других российских законах (Трудовом кодексе, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.). Между профсоюзами, объединениями работодателей и государством заключаются на срок соглашения, в которых фиксируются мероприятия в области трудового регулирования, заработной платы, границы инфляции и т. д.
Социальное государство, с одной стороны, обеспечивает социальные услуги населению (образование, здравоохранение, связь, пути сообщения, защита прав потребителей и др.), с другой — использует различные способы для сглаживания социального неравенства в обществе (государственная социальная помощь малообеспеченным, пенсии, пособия по безработице, различные льготы и др.).
РОССИЯ – ФЕДЕРАЦИЯ
Россия — федерация. Она состоит из субъектов РФ. Среди них есть республики, края, области, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа (один из них входит непосредственно в состав Федерации, другие — в края и области). З
У субъектов Федерации есть свои законодательные органы, главы субъектов РФ (президенты республик, губернаторы и др.)- Субъекты РФ не вправе издавать правовые нормативные акты, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.
Вопросы, относящиеся к исключительным предметам ведения Федерации, перечислены в статье 71 Конституции РФ (среди них, в частности, внешняя политика, оборона и безопасность, федеральные энергетические системы, судоустройство, прокуратура и др.). Наряду с этим есть вопросы, которые относятся к совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72).
Регулировать эти вопросы и издавать соответствующие законы могут Федерация и субъекты РФ, но федеральный закон имеет верховенство (принцип верховенства федерального права), субъекты РФ могут издавать по этим вопросам свои законы лишь в случае, когда вопрос не урегулирован Федерацией.
Сюда относятся: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, другими природными ресурсами, административное, трудовое, жилищное и другое законодательство, общие вопросы образования, науки, культуры и др.
Все остальные вопросы, не названные в этих перечнях, относятся к исключительным полномочиям субъектов РФ. Полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, разграничиваются федеральным законом или договорами между органами РФ и органами субъектов РФ.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ПРАВО ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ