Мораль

moral_v_kino_i_literature_ironichnaya_refleksiya_na_serieznuyu_temu

Важнейшую роль в жизни общества играет мораль. Целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе ее разнообразных проявлений ис­следует специализированная философская наука — этика. В этике выделены типологические модели нравственной ориентации личности, воплощенные в поведении и деятельности персоналий как далекого прошлого, так и совре­менности. Обратимся к основному предмету этики — мора­ли людей. Мораль теснейшим образом связана с проблемой челове­ка и его сущности. Мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принци­пиально отличаться от животного стада.  В морали существуют познавательный, оценочный и ре­гулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном со­знании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением.  

Особенности норм морали:

  • Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении.
  • Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.
  • Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей.
  • Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы.
  • Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.).
  • Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

Функции морали:

  • Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни
  • Ценностно-ориентационная — /утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию
  • Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности
  • Конститутивная — (от лат. constitus —утвердившийся, установленный) принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде
  • Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей

Этому способствуют многообразные мораль­ные представления, моральные переживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности.  Недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни. Однако процесс усвоения человеком норм общественной морали был и остается отнюдь не беспроблемным и самопро­извольным. На протяжении истории человечества выработа­но немало способов, которыми церковная и светская власть пыталась контролировать общественные нравы (нередко прибегая и к репрессивным мерам), а также реформировать их в соответствии с определенным стандартом.

Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок. Древнейшими моральными категориями являются добро и зло. Эти категории возникли в период раннего матриарха­та и первоначально обозначали внешние силы, благоприятные либо враждебные человеку. Содержание этих ка­тегорий заметно меняется от эпохи к эпохе (например, оценка убийства в разные исторические эпохи — от древно­сти до современности — или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории). В целом в противопоставлении добра и зла осуще­ствляется оценка поступков, содействующих либо препят­ствующих укреплению позиций общественных групп, разви­тию либо застою (регрессу) общества.

Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представ­лена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания — понимание лично­стью этих обязанностей и принятие их ею. Требование дол­га является моральной основой социальной дисциплины. Важной моральной категорией является совесть, отража­ющая способность личности к эмоциональной оценке совер­шенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с иде­ей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называе­мое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социализированности личности и связанной с нею нравственной чуткости.