Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТИПЫ ВИДЫ ЕГЭ

Ключевые слова: наука, научное знание, наука как сфера духовной жизни общества, научное знание, особенности научного познания, наука в ЕГЭ по обществознанию, ЕГЭ, ОГЭ, общество, наука как социальный институт

 

Знание обеспечивается единством чувственного и рационального познания действительности. Однако действительность постигается человечеством различными путями и способами.

Основным из них уже на протяжении нескольких веков является наука. Добытые ею знания лежат в основе новейших технологий, промышленного производства, медицины, образования и многих других областей деятельности.

 

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

 

ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ – БЛОК “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”

 

НАУКА И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Наука нацелена на получение нового для человечества знания, открытие того, что еще не известно людям. При этом ей свойственно стремление к объективности, к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.

Другой особенностью является проверяемость знания. В рамках обыденного сознания правильность своих представлений и суждений мы проверяем повседневной практикой. Особенную убедительность выводы и наблюдения приобретают в том случае, если они подтверждаются не только нашим личных опытом, но и опытом других людей.

Науке этого недостаточно. Для подтверждения истинности получаемых знаний в науке используются специальные методы исследования, особые процедуры проверки результатов.

К принципам научного исследования относят воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях (так, возможность клонирования была признана научным фактом лишь после того, как соответствующие результаты были получены в ряде научных исследовательских центров), открытость выдвигаемых положений рациональной критике.

Для описания знаний, которые мы добываем в повседневной деятельности, нам достаточно обычных слов, используемые понятия не требуют особой точности. Науке же требуется специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”

 

НАУКА И ЕЕ СПЕЦИФИКА

Важной чертой научных исследований является их направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем. Известны многочисленные факты, когда те или иные научные открытия рассматривались современниками как имеющие чисто теоретическое значение, бесполезное в практическом отношении.

Однако проходили годы, десятилетия, и знания, добытые наукой, становились основой создания новой техники и технологий, непосредственно влияющих на жизнь людей.

 

наука егэ обществознание

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Основу науки составляют точно установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними — эмпирические законы.

Эти факты и законы образуют эмпирический уровень научного знания. Другим уровнем научного знания является теоретическое познание.

Оно имеет дело с такими связями и отношениями, которые охватывают очень широкий класс явлений, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, — идеальными объектами (идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и др.). Оперируя такими объектами, теоретическое познание способно достигать высокой степени обобщения, формулировать законы.

Среди законов, открытых и обоснованных на теоретическом уровне, — закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т. д. Подобные законы вместе с другими тесно связанными между собой компонентами — типологиями, классификациями и др. служат исходным материалом для построения научной теории.

Помимо этой основы, теория, как правило, включает в себя правила логического вывода и доказательства, а также совокупность сформулированных в теории утверждений — основной массив теоретического знания. Познавательное значение теорий очень велико. Они позволяют объяснять изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем.

 

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

НАУКА И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ

Научное наблюдение носит целенаправленный характер: исследователь, ведущий наблюдение, ставит перед собой определенные задачи, руководствуется ранее накопленными научными знаниями. Фиксируя результаты наблюдений, ученый использует метод описания и классификации. Экспериментальное естествознание возникло в XVII в.

До этого исследователи опирались преимущественно на обобщение повседневного опыта, наблюдения. С развитием техники, появлением приборов, инструментов возникли условия для проведения эксперимента. Кроме того, человек Нового времени был нацелен на проявление активности во всех сферах жизни.

В отличие от наблюдений в ходе эксперимента исследователь может рассматривать интересующий его предмет изолированно, а также подвергнуть специальным воздействиям. Вместе с тем нередко именно наблюдение помогало поставить экспериментальную задачу.

 

Образование егэ обществознание наука

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А какие познавательные средства используются на теоретическом уровне научного исследования? В ходе исследования наступает этап, когда новые факты не укладываются в рамки прежних объяснений. Вот здесь-то и необходимы различные гипотезы, отдельные из которых затем находят подтверждение. Научная гипотеза в известном смысле является моделью.

Нередко модель строят по аналогии. Такие модели использовались еще в глубокой древности. В современной науке широко применяется математическое моделирование, где объектом-заместителем выступают системы математических уравнений.

Вместе с тем и образные модели продолжают работать на науку. Модель в науке используется как аналог реальности, способный заменить в определенном отношении изучаемый предмет.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЗАКРЕПЛЯЕМ НА ТЕСТАХ КАЖДУЮ ТЕМУ

 

НАУКА И НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Но наука входит в нашу жизнь не только через «дверь» массового производства, технических новинок, бытового комфорта.

Научные представления об устройстве мира, о месте и роли человека в нем (научная картина мира) в той или иной степени проникают в сознание людей; выработанные наукой принципы и подходы к осмыслению действительности становятся ориентирами и в нашей повседневной жизни.

Примерно с XVII в., по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления. При этом альтернативные картины мира, в том числе религиозная, и иные способы познания (мистическое озарение и др.) постепенно вытеснялись на периферию общественного сознания.

Однако в последние десятилетия в ряде стран с традиционно устойчивым доверием к науке ситуация стала меняться. Многие исследователи отмечают усиление влияния вненаучных знаний. В этой связи говорят даже о сложившихся двух типах людей.

Первый тип ориентирован на науку. Его представителям свойственна активность, внутренняя независимость, открытость новым идеям и опыту, готовность гибко приспосабливаться к изменениям в работе и жизни, практицизм. Они открыты для дискуссий, скептически относятся к авторитетам. Мышлению другого типа личности, ориентированного на вненаучные картины мира, свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.

 

РЕПЕТИТОР РОМАН БОГАТЕНКО О ГЛАВНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Эти люди, как правило, не ищут доказательств полученных результатов и не заинтересованы в их проверке. Приоритет отдается чувственно-конкретной, а не абстрактно-теоретической форме знания. Они полагают, что открытие может сделать каждый, а не только профессиональный исследователь. Для таких людей главная опора — вера, мнения, авторитет.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ НАУКА

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе.

Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.

Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание.

Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание.

Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий.

Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает.

Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой. К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания.

 

наука образование обществознание егэ

 

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальную природу человека — общественные.

Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.

Общественные науки заметно отличаются от естественных наук. Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления.

Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют. Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов.

Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.

Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.

 

специфика соц познания

 

НАУКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине XX в. науки о науке — науковедения. Науковедение изучает закономерности функционирова­ния и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами ма­териальной и духовной жизни общества.

Постепенное становление науки как социального инсти­тута относится к XVII—XVIII вв. В этот период появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента в области естествознания.

Одновременно формируется внутренняя со­циально-организационная структура науки как автономного социального института (наличие материальных средств, про­фессионализм, сеть коммуникаций), призванного генериро­вать достоверные новые знания и несущего ответственность за поддержание должного уровня исследований.

Вырабаты­ваются социальные нормы, регулирующие деятельность уче­ного, научных сообществ; общество признает вклад ученых в развитие науки и производства, это признание облегчает продвижение ученых по лестнице научной карьеры. О госу­дарственном и общественном признании науки свидетельст­вует возникновение национальных академий наук в Англии, Франции, России.

Так научная работа превратилась в про­фессию, научно-исследовательская деятельность — в устой­чивую общественную и культурную традицию. С развитием науки выявлялась и возрастала ее много­функциональность

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА 

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 

ДЕНЬГИ В ЕГЭ И ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

НАЛОГИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА