Этнические общности
Ключевые слова: этнические общности, этнические группы, этно, этнография, этнический мир, этнические группы ЕГЭ ОГЭ обществознание, виды этносов, этнос и его специфика, этнические общности и группы, этнос, этнические группы и их типология, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, виды и формы этнических групп, межнациональные отношения и примеры межэтнических отношений, виды, общество, этнические группы, задание 24 ЕГЭ по обществу обществознанию, этнические группы, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание,
КРАТКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ 24 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)
1. Понятие этнической общности (этнической группы)
2. Признаки этнической общности (этнической группы):
- наличие общей территории проживания;
- общность языка;
- общность традиций, обычаев и других социальных норм;
- общность исторического и социокультурного опыта и др.
3. Виды этнических общностей (этнических групп):
- род
- племя
- народность
- нация
4. Тенденции развития этнических общностей (групп) в современном мире:
- интеграция этнических групп и общностей
- дифференциация этнических групп и общностей
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
Этническая общность или группа (этнос) — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. |
ТЕРМИНЫ – БЛОК “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” |
ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Говоря об этносе, обычно связывают его с более конкретным понятием «этничность», включающим некие общие отличительные характеристики, присущие этническим группам. Для определения сущности этничности используют три наиболее значимых подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
КОНЦЕПЦИЯ ПРИМОРДИАЛИЗМА
Представители примордиалистского подхода объясняют различие этнических групп исходя из биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление).
Сам термин «примордиальный (первозданный) тип человеческой общности» ввел в этносоциологию американский социолог Э. Шилз. Наиболее известным отечественным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев, который понимал этнос как ландшафтно-энергетический феномен.
По его мнению, основные черты того или иного этноса определяются, во-первых, характером того ландшафта, который является для него почвенным, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, сообщающих каждой группе определенный уровень энергии.
Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ |
ТЕОРИЯ ИНСТРУМЕНТАЛИЗМА
Согласно инструменталистскому подходу происхождение этносов объясняется необходимостью нахождения эффективного средства (инструмента), которое бы способствовало объединению и укреплению внутригрупповой солидарности.
Таким универсальным объединяющим началом выступают этнические узы, скрепляющие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом.
КОНЦЕПЦИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА
С точки зрения представителей конструктивистского подхода. этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания выступают как продукт социального конструирования в контексте культуры.
Так, один из крупнейших представителей конструктивизма Ф. Барту считает, что группа сама творит собственную этничность. очерчивая свои этнические границы на основе «культурного знания», т.е. совокупности норм и представлений о «своем» и «чужом», зафиксированных в образах и символах культуры.
Под этнической идентичностью понимают сознание индивидом своей принадлежности к этнической группе.
Таким образом, в имеющихся в зарубежной и отечественной этносоциологии подходах в понимании этноса единства мнений нет, но каждый из них содержит ценные представления и идеи. |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” |
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И ЭТНОГЕНЕЗ – КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ НАРОДЫ
Процесс формирования этноса получил название этногенеза.
В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов: естественно-биологический (Л.H. Гумилев) и социокультурный (П. Сорокин).
Основными позициями Л.П. Гумилева в отношении этногенеза проявляются в том, что этнос является не социальным явлением, а результатом географического развития: этногенезу свойственны четыре фазы: 1) подъем; 2) расцвет; 3) упадок; 4) гибель; история этноса состоит из истории самого этноса плюс история ландшафта.
Источником этногенеза является пассионарность – способность и стремление наиболее талантливых людей (пассионариев) к изменению этнического окружения, привычной обстановки, к достижению новых целей.
П. Сорокин придерживался других взглядов на нацию: нация — сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием.
Переустройство Европы возможно на основе национальной гегемонии одного народа невозможно, возможно при образовании федерации различных национальных государств на основе равенства нрав всех входящих в нее личностей и народов.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ |
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И ПРИЗНАКИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Этническая принадлежность связана с культурными обычаями и взглядами того или иного сообщества людей, которые отличают его от других сообществ людей.
Члены этнических групп считают, что они отличаются в отношении культуры от других групп в обществе, и в свою очередь признаются другими группами как иные в области культуры.
Особенности культуры, отличающие одни этнические группы от других, могут быть различными, но чаще всего это язык, история, предки (реальные или вымышленные), религия и стиль одежды или украшений.
Этнические различия представляют собой различия усваиваемые, и это кажется вполне самоочевидным до тех пор, пока мы не вспоминаем, как часто некоторые группы объявлялись «рожденными править» или «ленивыми», «неспособными» и т. д. В действительности в этнической принадлежности нет ничего врожденного, это чисто социальный феномен, который производится и воспроизводится с течением времени.
Посредством социализации молодежь усваивает образ жизни, нормы и верования, существующие в их общинах.
КАК ЛЮДИ СЕБЯ ИДЕНТИФИЦИРУЮТ С НАРОДНОСТЯМИ И НАЦИЯМИ
Для многих людей этническая принадлежность является центральной для идентификации индивида или группы. Она может служить важной связующей нитью с прошлым и часто сохраняется благодаря осуществлению культурных традиций.
Каждый год на улицах лондонского района Ноттинг-Хилл проходит карнавальное шествие, которое своим праздничным возбуждением и великолепным оформлением являет живую традицию региона Карибского моря.
Другим примером могут служить американцы ирландского происхождения в третьем поколении, которые с гордостью говорят о себе как об американцах ирландского происхождения, несмотря на то, что прожили всю жизнь в Соединенных Штатах.
Ирландские традиции и обычаи часто передаются от одного поколения к другому и в семьях, и в пределах более крупных ирландских общин. Хотя принадлежность к тому или иному этносу поддерживается традицией, она отнюдь не является чем-то статическим и неизменным.
Напротив, этническая принадлежность изменчива и может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
Так, в случае американцев ирландского происхождения можно видеть, как народные ирландские обычаи хотя и сохранились, но пре-терпели изменения в контексте американского общества. Одним из примеров того, как ирландское наследие получает новую форму, имеющую отчетливо американскую окраску, являются шумные парады во многих американских городах в день Святого Патрика.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ |
ПОЧЕМУ МЫ ЧУВСТВУЕМ СВОЮ БЛИЗОСТЬ К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ НАРОДУ
Сходные явления можно наблюдать во многих местах земного шара — там, где в результате миграции, войны, перемещения рынков труда или каких-либо других фактов происходило смешение народов и возникали этнически разные общины.
Социологи охотно используют термин «этническая принадлежность», поскольку по своему смыслу это понятие является полностью социальным. Однако ссылки на «этническую принадлежность» и этнические различия могут становиться неубедительными, особенно если при этом подразумевается противопоставление некоей «этнической» норме.
В широком смысле термин «этнический» используется применительно к таким различным явлениям, как кухня, одежда, музыка и соседи по месту жительства и обозначает обычаи, которые представляются иными.
Таким образом, этнические общности складываются на определенной территории в ходе совместной экономической деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. |
Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:
- члены общности осознают свою принадлежность к ней;
- предполагается общее происхождение членов общности;
- члены общности обладают языковым и культурным единством;
- имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ |
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (ОБЩНОСТИ): КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ
Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.
КАК ПОЯВИЛСЯ РОД – ПЕРВЫЙ ВИД ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (ОБЩНОСТИ)
Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род.
Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. Несколько родов могли объединяться в кланы – родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
ПЛЕМЯ КАК ВИД ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).
Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях.
Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.
НАРОДНОСТЬ
Позже появляется народность. Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.
СЕМЬЯ И БРАК |
НАЦИЯ
Затем возникает нация. Нация – высшая форма социально-этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни.
Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.
Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.
Сплочению нации способствуют:
- общая историческая память;
- развитое национальное самосознание.
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Историческая память – это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере науки, политики, искусства, а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.
Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.
НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ: КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА
Национальное самосознание – чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими. Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями других культур.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:
- экономическая, политическая интеграция, ведущая к образованию союзов государств;
- интеграция национальных образований в пределах многонациональной страны. Это может отвечать интересам народов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ |
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Один из примеров интеграции — деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта — евро.
Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом).
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию.
Вооруженные действия сопровождали распад Югославии. В научных трудах этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.
Другие трактуют этнический конфликт как любую конкуренцию (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ