Социальная стратификация и мобильность

capitalistpyramid

Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные
группы, которые занимают в нём разное положение. 

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Страта (от лат. stratum — слой, настил) — это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким»либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Социальная стратификация — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Социальная дифференциация

Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями.  Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные.

На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам.

Социальная стратификация

В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраи­ваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шка­ле, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных сло­ев — социальная стратификация.

Принято различать экономическую, политическую и про­фессиональную стратификацию. Экономическая стратифика­ция выражается в различии доходов, уровня жизни, в су­ществовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, полити­ческих лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. 

Стратификация имеет две существенные характеристики:
• верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;
• верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

4 исторических типа социальной стратификации общества

Рабство Рабство—это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и
свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах
Кастовая система Каста—социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Существует детальная регламентация в деятельности каждой касты
Сословная система Сословие—социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией
Классовая система Класс—большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передаётся по наследству

Социальная мобильность и ее виды

Каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. Однако это место можно изменить. Этот процесс называется социальной мобильностью, т.е. переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность.

  • Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове­ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж­няя, например переход из одной семьи в другую при повтор­ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства.
  • Вертикальная мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че­ловек может совершать как социальный подъем (от мелко­го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква­лифицированного рабочего).
  • Индивидуальная мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других.
  • Групповая мобильность  — перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Однако не во всех обществах мы можем наблюдать указанные процессы. Есть немало в истории примеров закрытых обществ, где вряд ли социальный статус можно изменить. Примером «закрытого» общества с малой социальной мо­бильностью может служить кастовый строй в Индии. Чело­веку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напро­тив, индустриальные, «открытые» общества характеризуют­ся высокой социальной мобильностью. Здесь человек при помощи своих усилий достигает поставленных целей, а главное, его положение в обществе (т.е. социальный статус) зависит от его личных качеств и «заслуг».

Социальные лифты (основные каналы социальной мобильности)

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности (социальными лифтами):
• социальный статус семьи;
• физические и умственные способности;
• получение образования;
• военная служба;
• вступление в брак;

•смена места жительства;
• гражданская война;
• иностранная интервенция;
• военный переворот.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся арис­тократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

В нормальном же состоянии общества  перемещение людей из одной группы в другую происходит постепенно. Этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа. Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизнен­ный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого по­ложения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях. Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

Люмпены и маргиналы

Но есть такие группы в обществе, которые выпадают из устойчивой социальной структуры общества – люмпены и маргиналы. К люмпенам относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев. К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации — массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х — 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке».

Маргиналы — индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоёв и структур.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

Социальная мобильность служит также и показателем открытости общества. Как правило, в закрытый  обществах предпочтение отводится предписанному статусу, затруднён переход из одной социальной группы в другую. В то время как в открытом высоко ценится достигаемый статус, относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую.

Социальная динамика

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население. Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс).

Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении. В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее. В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.