Политическое участие

Политическое участие виды формы функции особенности

Ключевые слова: политическое участие, виды участия, политическое участие на ЕГЭ, задание 24, План задание 24 ЕГЭ обществознание, егэ общество, типы участия, участие по совместительству, участие профессиональное, абсентеизм, ритуальное участие

 

Политическое участие — действия или совокупность действий гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами, личной заинтересованностью субъектов.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ

Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия. Во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения. Во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов). В-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах).

Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

автономное политическое участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

мобилизованное политическое участие — вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности, все взрослые граждане государственно организованного общества (как, например, во время выборов в Европарламент).

Оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики.

 

ПРЯМОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, активным и пассивным, традиционным и новаторским, конвенциональным и нековенциональным, мирным и насильственным, добровольным и принудительным, легитимным и нелегитимным, законным и незаконным (противоправным).

В конечном итоге существует два варианта политического участия граждан.

Опосредованное (представительное) политическое участие — осуществляется через избранных представителей.

Непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).

 

Нерон и общество Рим Римское общество Древний Рим

 

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Случайное (разовое) участие — человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Участие  «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией.

Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т. п.

 

КАК МЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом.

Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:

— основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);

— основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;

— основанное на свободном, осознанном выборе человека.

Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод.

Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества.

 

формы правления монархии республики егэ общество

 

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ПОЛИТИКЕ

Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы.

Л. Милбрайт выделяет четыре основных формы законного («конвенционального») политического участия:

  1. голосование;
  2. участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях;
  3. участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы);
  4. контакты с официальными лицами на различных уровнях.

Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:

  1. различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях);
  2. протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения);                      
  3. отказ повиноваться несправедливым законам.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии).

С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни.

Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению.

Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения.

Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов — совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия.

Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит.

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Проявлением политического отчуждения служит абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

 

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

  • Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
  • Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.
  • Политическая социализация граждан.
  • Развитие политической культуры общества и многое другое.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ