ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Ключевые слова: внутренняя политика Екатерины II, проект реформы Сената, административная реформа, судебная реформа, социальная политика, внутренняя политика Екатерины II и золотой век дворянства, история 7 класс, история ЕГЭ, ОГЭ, Екатерина 2, внутренняя политика Екатерины II: причины, особенности и последствия

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМЕ

 

Управление государством Екатерины Второй строилось на пяти задачах, которые она поставила перед собой, когда только пришла к власти:
o Нужно просвещать нацию, которой должно управлять
o Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы
o Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию
o Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным
o Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям

 

ПРОЕКТ РЕФОРМЫ СЕНАТА НИКИТЫ ПАНИНА

Одновременно с решением судьбы наследия императрица начала с того, с чего начинали ее предшественницы, — с приведения органов власти в соответствие со своими вкусами и потребностями. Ей нетрудно было это сделать, ибо воспитатель наследника Никита Панин предложил проект реформы Сената и создания нового учреждения — Императорского совета.

Смысл его предложения состоял в разделении Сената на шесть департаментов, каждый из которых должен ведать определенными сферами управления: юстицией, военно-морскими делами, промышленностью и т. д. С реализацией проекта исчезнет возможность уклоняться от обсуждения дел, прятаться за спину более активных сенаторов, ибо в каждом департаменте будет присутствовать 5—6 человек; реформа должна была повысить производительность труда и ускорить решение дел.

Императрица утвердила этот проект Н. И. Панина. Н. И. Панин подверг резкой критике предшествующие царствования, когда страной правили временщики и «припадочные люди», как он называл фаворитов. От этих пороков страну избавит Императорский совет — монарх не в силах справиться с огромным потоком текущих дел.

Императорский совет, состоящий из 6 членов, по мысли Н. И. Панина, должен был ведать важнейшими делами: внешней политикой, делами внутренними, военными, морскими. Императрица сначала подписала проект, назначила даже членов Императорского совета, а затем отклонила его, обнаружив в нем попытку ограничить самодержавие, которую раньше предприняли верховники. Екатерина имела твердое намерение не только царствовать, но и управлять.

 

 

РАСПРАВА НАД ИВАНОМ VI АНТОНОВИЧЕМ

В наследство досталась и другая проблема – проблема власти. В 1741 г. Иван Антонович еще грудным ребенком был свергнут с престола Елизаветой Петровной. С тех пор началась наполненная драматизмом жизнь императора и его родителей: брауншвейгского герцога Антона Ульриха и его супруги Анны Леопольдовны.

Императора и его семью содержали в строгой изоляции сначала в Прибалтике, оттуда перевезли в Раннебург, затем в Холмогоры. Когда возникли опасения о возможном похищении Ивана Антоновича, его перевезли в более надежное место заточения — в Шлиссельбург.

Всю жизнь Иван Антонович провел в одиночном заключении — с ним не разрешалось общаться даже караулу. Держали в строжайшем секрете и сведения о его происхождении. В результате Иван Антонович рос умственно отсталым. Тем не менее для особ, занимавших трон, он представлял серьезную угрозу. Не случайно на него решил взглянуть Петр III.

Не отказалась от этого и Екатерина П. На императрицу он произвел тягостное впечатление, и, хотя его облик и поведение несколько ее успокоили, она одобрила инструкцию офицерам, караулившим узника, предписывавшую им никому живым заключенного не выдавать и в случае угрозы освобождения умертвить его.

 

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

 

ПОПЫТКА НОВОГО ДВОРЦОВОГО ПЕРЕВОРОТА

Повод для расправы с Иваном Антоновичем дал подпоручик Мирович. У него возникла мысль свергнуть императрицу, освободить узника из заточения и вручить ему корону. Легкость предшествующих переворотов убедила его в возможности успешно осуществить задуманное.

Однако неудачная попытка Мировича ворваться в каземат, где сторожили Ивана Антоновича, перечеркнула все его планы. Не подчинявшиеся гарнизонному коменданту и начальнику караула офицеры охраны, как только обнаружили угрозу освобождения Ивана Антоновича, немедленно привели инструкцию в исполнение — взору Мировича, ворвавшегося в покои Ивана Антоновича, предстало распластанное на полу мертвое тело.

Мирович тут же сдался, был судим и казнен.  Смерть Ивана Антоновича развязала руки Екатерине — теперь обоих законных обладателей императорской короны — Петра III и Ивана Антоновича — не было в живых, чувство тревоги за будущее осталось позади.

 

Петербург 18 век Петр Эпоха дворцовых переворотов

 

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ 1763 г.

Эти изменения стали важной частью политики «Просвещенного абсолютизма». Екатерина была убеждена, что для процветания государства и общества крайне важным является развитие систем образования и науки.

Императрица вводила новые законы постепенно. Образовательные программы вводились в основном для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.

В 1763 г. Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования. Эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи. Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», который Екатерина Вторая утвердила в марте 1764 г. По сути это были педагогические воззрения западноевропейского рационализма.

Взгляды Бецкого на методы воспитания были достаточно рациональны и прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний. В системы Бецкого лежала задача создать новую породу людей. Средством достижения «новой породы» является воспитание.

 

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

 

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЗАВЕДЕНИЯ

1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин — Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств. В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

1772 — открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Впервые в России появились система училищ. Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

 

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА 1775 г.

Подавление крестьянской войны вызвало незамедлительные ответные меры правительства, направленные на устранение ее последствий и предотвращение подобных движений в будущем. Одна из первых мер, предпринятых императрицей, состояла в оказании финансовой помощи дворянам и заводовладельцам, чьим владениям был нанесен урон во время пугачевщины.

Крестьянская война четко размежевала социальные слои общества: по одну сторону оказались дворяне, купцы и промышленники, по другую — все разряды крестьян, прежде всего помещичьих, а также городская беднота.

Накануне реформы Россия была поделена на 28 губерний, реформа довела их до 50.

 

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

 

ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ПРИНЦИПА ДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ИМПЕРИИ

Изменился принцип деления страны на губернии. Прежнее деление учитывало исторически сложившуюся специфику территорий, в свое время представлявших государственные образования (Казанская, Астраханская) или заселенных в результате колонизации (Азовская, Петербургская губернии).

Но подобный принцип приводил к игнорированию численности населения, что при одинаковых штатах пагубно отражалось на деятельности администрации. Так, в Московской губернии проживало 2230 тысяч жителей, в то время как в Архангельской их насчитывалось всего 138 тысяч. При областной (административной) реформе Екатерины II руководствовались численностью населения: 300—400 тысяч жителей составляли губернию, а 20—30 тысяч — уездПровинция исчезала.

Реформа, упразднив провинцию, все же сохранила трехчленное деление областной администрации. Ее возглавлял генерал-губернатор или наместник, в подчинении которого находилось 2—3 губернии с губернаторами во главе. Наместник был доверенным лицом императрицы, лично ей хорошо известным.

 

18.2. Административная реформа Горючкина Карина интеллект история общество

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА 1775 г. НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ

Административная (областная) реформа вводила множество новых учреждений как в губерниях, так и в уездах. Губернскую администрацию возглавляло губернское правление, которым руководил губернатор.

Оно реализовывало именные и сенатские указы, следило за исполнением законов предшествующего времени, контролировало деятельность уездных учреждений.

Далее следуют уголовная и гражданская палаты — высшие судебные учреждения в губернии. Важное место в губернской администрации занимала Казенная палата, ведавшая доходами, расходами, торговлей и промышленностью. Учреждением, отдававшим дань идеям Просвещения, был Приказ общественного призрения, на попечении которого находились школы, больницы, богадельни и приюты.

«Учреждения о губерниях» вводили разветвленную сеть судебных учреждений. Все они были сословными и комплектовались из чиновника, возглавлявшего суд, и выборных представителей от того сословия, дела которого суд разбирал. Так, Верхний земский суд разбирал судебные иски дворян, Губернский магистрат — иски лиц, принадлежавших к городскому сословию. Судебные дела государственных крестьян рассматривала Верхняя расправа.

Уездная администрация находилась в руках дворян. Высшим органом власти в уезде являлся Нижний земский суд, состоявший из заседателей во главе с капитан-исправником. Все они избирались дворянами. Учреждение хотя и называлось судом, но судебные функции не отправляло, а ведало полицией и администрацией. Капитан-исправник подчинялся губернскому правлению. Судебные учреждения в уезде копировали права и обязанности губернских судебных органов: уездный суд рассматривал дела дворян данного уезда. Он подчинялся Верхнему земскому суду. Городской магистрат судил горожан и подчинялся Губернскому магистрату. Наконец, Нижняя расправа подчинялась Верхней расправе.

Особая администрация существовала и в городах. Главной фигурой в городе, облеченной административными функциями, был городничий или комендант, а во главе администрации двух столиц находились оберполицеймейстеры.Судебные функции в городах осуществляли городовой магистрат и Словесный суд, разбиравший торговые дела.

Учреждения о губерниях» — важная веха в истории горожан и особенно дворянства. Этот документ положил начало формированию дворянства как сословия, правда, на уездном уровне: уездное дворянство раз в 3 года собиралось на съезды для избрания своего предводителя и представителей в сословные учреждения.

 

ПАВЕЛ I ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

РЕФОРМА СУДОВ 1775 г.

Большое значение имело преобразование судебной системы в рамках административной реформы 1775 г.

Так, появились сельский суд, Нижняя Расправа, Верхняя Расправа и другие органы. Например, Сельский суд разбирал дела между государственными крестьянами.

В казённых местечках, где было 1000 и более дворов, должен был находится сельский старшина, а на каждые 500 дворов должны были быть сельский староста и два выборных словесных разборщика. Для сёл с меньшим количеством дворов были предусмотрены свои соотношения старост и разборщиков.

Для производства суда сельские должностные лица собирались в сборной избе. Низшая инстанция рассматривала на основе обычного права незначительные конфликты между крестьянами – «поношения», споры, драки. Тяжбы решались словесными разборщиками.

В случае их разногласия участие в суде принимали староста и старшина. Стороны, недовольные решением, могли избрать для себя посредников. Апелляционные жалобы на постановления низших сельских судов подавались в нижнюю расправу по подсудности.

 

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ 

 

ИТОГИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОМЫ

Административная (областная) реформа удовлетворила требования дворян, изложенные в наказах в Уложенную комиссию, с тем чтобы они были избавлены от необходимости отправляться по судебным и прочим делам в дорогостоящую поездку в одну из столиц.

Отныне дворяне, после Манифеста о вольности дворянской осевшие в поместьях, получили возможность решать все дела в уезде, избавив себя от излишних затрат.

Реформа удовлетворила и второе желание дворян — о передаче им власти на местах. С появлением многочисленных учреждений в губерниях и уездах у дворян возникла возможность пополнить свой бюджет за счет жалованья.

Наконец, областная реформа, если не сразу, то в перспективе, изменила внешний облик уездных и губернских городов, придав им более благоустроенный вид. Со временем уездные и особенно губернские центры обзаводились фундаментальными сооружениями для представителей администрации и правительственных учреждений, школ, богаделен, приютов и т. д. В итоге в стране появилось много новых центров культуры, где возникали театры, издавались газеты и т. д.

 

Административная (областная) реформа унифицировала органы местной администрации на территории всей страны, что привело к упразднению автономий некоторых окраин.

 

Российская академия наук

 

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ КАЗАЧЬЕЙ ВОЛЬНИЦЫ

Первыми, кому правительство нанесло удар, были запорожские казаки, издавна, как и крымские татары, осложнявшие отношения между Россией и Османской империей.

В начале июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с театра военных действий, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожцев была переселена на Кубащ».

Распространение губернской реформы на левобережную Украину привело в начале 80-х гг. к упразднению там административного деления на полки и сотни и введению наместничеств, губерний и уездов.

Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием войскового гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию центральных районов России.

 

ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА 1773-1775

 

МАНИФЕСТ О СВОБОДЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1775 г.

Манифест 17 марта 1775 г. отменял все бюрократические препоны при заведении промышленных предприятий — всем предоставлялось право, не испрашивая разрешения Мануфактур-коллегии, заводить неограниченное количество станов на полотняных и суконных мануфактурах.

Манифест в благожелательном духе решал вопрос, в котором были заинтересованы десятки, если не сотни тысяч ремесленников (кузнецов, кожевников, мыловаров и пр.), освобождая их ор уплаты мелких сборов, приносивших казне незначительный доход, но стеснявших их деятельность.

 

 

МАНИФЕСТ О КРЕСТЬЯНАХ 1779 г.

Манифест 1779 г. был призван успокоить крестьян установлением ряда норм в их пользу: он вдвое повышал оплату труда, перечислял работы, по которым заводовладелец мог использовать труд приписных крестьян, а также устанавливал месяцы, в течение которых разрешалось привлекать крестьян к повалу леса, жжению угля, починке плотин и т. д.

Труд крестьян разрешалось использовать только на сумму подушного оклада и оброчных денег. Самая многочисленная часть сельского населения — помещичьи, дворцовые и государственные крестьяне — остались вне забот правительства.

Более того, бремя повинностей всех разрядов крестьян не уменьшилось, а, напротив, увеличилось: на их плечи падали постоянно растущие размеры оброка, а на помещичьих крестьян — восстановление порушенных в ходе войны барских усадеб, а также участие дворян в предпринимательстве (полотняные, суконные и особенно винокуренные заводы), с которым связаны дополнительные повинности крестьян.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ИВАН III B ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

ИЗМЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ФОРМАХ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1533-1538) И ИВАНА IV ГРОЗНОГО (1533-1584)

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ПРИЧИНЫ РЕФОРМ ИВАНА IV И ИХ ИТОГИ

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ 

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV — XVII вв.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. АБСОЛЮТИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ  БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОРЯДКИ И КРЕПОСТНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ 

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ГОСПОДСТВО КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 

ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА 1773-1775

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ПАВЕЛ I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.