ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
Ключевые слова: внутренняя политика Екатерины II, проект реформы Сената, административная реформа, судебная реформа, социальная политика, внутренняя политика Екатерины II и золотой век дворянства, история 7 класс, история ЕГЭ, ОГЭ, Екатерина 2, внутренняя политика Екатерины II: причины, особенности и последствия
У НАС ЕСТЬ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ПО ИСТОРИИ, ГДЕ МЫ ПИШЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ И ПОМОГАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ – ПРИХОДИ УЧИТЬСЯ 🙂 |
Управление государством Екатерины Второй строилось на пяти задачах, которые она поставила перед собой, когда только пришла к власти:
o Нужно просвещать нацию, которой должно управлять
o Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы
o Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию
o Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным
o Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям
ПРОЕКТ РЕФОРМЫ СЕНАТА НИКИТЫ ПАНИНА
Одновременно с решением судьбы наследия императрица начала с того, с чего начинали ее предшественницы, — с приведения органов власти в соответствие со своими вкусами и потребностями. Ей нетрудно было это сделать, ибо воспитатель наследника Никита Панин предложил проект реформы Сената и создания нового учреждения — Императорского совета.
Смысл его предложения состоял в разделении Сената на шесть департаментов, каждый из которых должен ведать определенными сферами управления: юстицией, военно-морскими делами, промышленностью и т. д. С реализацией проекта исчезнет возможность уклоняться от обсуждения дел, прятаться за спину более активных сенаторов, ибо в каждом департаменте будет присутствовать 5—6 человек; реформа должна была повысить производительность труда и ускорить решение дел.
Императрица утвердила этот проект Н. И. Панина. Н. И. Панин подверг резкой критике предшествующие царствования, когда страной правили временщики и «припадочные люди», как он называл фаворитов. От этих пороков страну избавит Императорский совет — монарх не в силах справиться с огромным потоком текущих дел.
Императорский совет, состоящий из 6 членов, по мысли Н. И. Панина, должен был ведать важнейшими делами: внешней политикой, делами внутренними, военными, морскими. Императрица сначала подписала проект, назначила даже членов Императорского совета, а затем отклонила его, обнаружив в нем попытку ограничить самодержавие, которую раньше предприняли верховники. Екатерина имела твердое намерение не только царствовать, но и управлять.
УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ |
РАСПРАВА НАД ИВАНОМ VI АНТОНОВИЧЕМ
В наследство досталась и другая проблема – проблема власти. В 1741 г. Иван Антонович еще грудным ребенком был свергнут с престола Елизаветой Петровной. С тех пор началась наполненная драматизмом жизнь императора и его родителей: брауншвейгского герцога Антона Ульриха и его супруги Анны Леопольдовны.
Императора и его семью содержали в строгой изоляции сначала в Прибалтике, оттуда перевезли в Раннебург, затем в Холмогоры. Когда возникли опасения о возможном похищении Ивана Антоновича, его перевезли в более надежное место заточения — в Шлиссельбург.
Всю жизнь Иван Антонович провел в одиночном заключении — с ним не разрешалось общаться даже караулу. Держали в строжайшем секрете и сведения о его происхождении. В результате Иван Антонович рос умственно отсталым. Тем не менее для особ, занимавших трон, он представлял серьезную угрозу. Не случайно на него решил взглянуть Петр III.
Не отказалась от этого и Екатерина П. На императрицу он произвел тягостное впечатление, и, хотя его облик и поведение несколько ее успокоили, она одобрила инструкцию офицерам, караулившим узника, предписывавшую им никому живым заключенного не выдавать и в случае угрозы освобождения умертвить его.
ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г. |
ПОПЫТКА НОВОГО ДВОРЦОВОГО ПЕРЕВОРОТА
Повод для расправы с Иваном Антоновичем дал подпоручик Мирович. У него возникла мысль свергнуть императрицу, освободить узника из заточения и вручить ему корону. Легкость предшествующих переворотов убедила его в возможности успешно осуществить задуманное.
Однако неудачная попытка Мировича ворваться в каземат, где сторожили Ивана Антоновича, перечеркнула все его планы. Не подчинявшиеся гарнизонному коменданту и начальнику караула офицеры охраны, как только обнаружили угрозу освобождения Ивана Антоновича, немедленно привели инструкцию в исполнение — взору Мировича, ворвавшегося в покои Ивана Антоновича, предстало распластанное на полу мертвое тело.
Мирович тут же сдался, был судим и казнен. Смерть Ивана Антоновича развязала руки Екатерине — теперь обоих законных обладателей императорской короны — Петра III и Ивана Антоновича — не было в живых, чувство тревоги за будущее осталось позади.
ГОТОВИМСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ КАРТОЧЕК ПО САМЫМ СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ИСТОРИИ РОССИИ |
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ 1763 г.
Эти изменения стали важной частью политики «Просвещенного абсолютизма». Екатерина была убеждена, что для процветания государства и общества крайне важным является развитие систем образования и науки.
Императрица вводила новые законы постепенно. Образовательные программы вводились в основном для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.
В 1763 г. Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования. Эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи. Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», который Екатерина Вторая утвердила в марте 1764 г. По сути это были педагогические воззрения западноевропейского рационализма.
Взгляды Бецкого на методы воспитания были достаточно рациональны и прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний. В системы Бецкого лежала задача создать новую породу людей. Средством достижения «новой породы» является воспитание.
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762 |
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЗАВЕДЕНИЯ
1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.
В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин — Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.
Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств. В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.
1772 – открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.
Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.
Впервые в России появились система училищ. Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.
УЧИМ ВОИНЫ И МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ |
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА 1775 г.
Подавление крестьянской войны вызвало незамедлительные ответные меры правительства, направленные на устранение ее последствий и предотвращение подобных движений в будущем. Одна из первых мер, предпринятых императрицей, состояла в оказании финансовой помощи дворянам и заводовладельцам, чьим владениям был нанесен урон во время пугачевщины.
Крестьянская война четко размежевала социальные слои общества: по одну сторону оказались дворяне, купцы и промышленники, по другую — все разряды крестьян, прежде всего помещичьих, а также городская беднота.
Накануне реформы Россия была поделена на 28 губерний, реформа довела их до 50.
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762 |
ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ПРИНЦИПА ДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ИМПЕРИИ
Изменился принцип деления страны на губернии. Прежнее деление учитывало исторически сложившуюся специфику территорий, в свое время представлявших государственные образования (Казанская, Астраханская) или заселенных в результате колонизации (Азовская, Петербургская губернии).
Но подобный принцип приводил к игнорированию численности населения, что при одинаковых штатах пагубно отражалось на деятельности администрации. Так, в Московской губернии проживало 2230 тысяч жителей, в то время как в Архангельской их насчитывалось всего 138 тысяч. При областной (административной) реформе Екатерины II руководствовались численностью населения: 300—400 тысяч жителей составляли губернию, а 20—30 тысяч — уезд. Провинция исчезала.
Реформа, упразднив провинцию, все же сохранила трехчленное деление областной администрации. Ее возглавлял генерал-губернатор или наместник, в подчинении которого находилось 2—3 губернии с губернаторами во главе. Наместник был доверенным лицом императрицы, лично ей хорошо известным.
ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂 |
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА 1775 г. НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ
Административная (областная) реформа вводила множество новых учреждений как в губерниях, так и в уездах. Губернскую администрацию возглавляло губернское правление, которым руководил губернатор.
Оно реализовывало именные и сенатские указы, следило за исполнением законов предшествующего времени, контролировало деятельность уездных учреждений.
Далее следуют уголовная и гражданская палаты — высшие судебные учреждения в губернии. Важное место в губернской администрации занимала Казенная палата, ведавшая доходами, расходами, торговлей и промышленностью. Учреждением, отдававшим дань идеям Просвещения, был Приказ общественного призрения, на попечении которого находились школы, больницы, богадельни и приюты.
«Учреждения о губерниях» вводили разветвленную сеть судебных учреждений. Все они были сословными и комплектовались из чиновника, возглавлявшего суд, и выборных представителей от того сословия, дела которого суд разбирал. Так, Верхний земский суд разбирал судебные иски дворян, Губернский магистрат — иски лиц, принадлежавших к городскому сословию. Судебные дела государственных крестьян рассматривала Верхняя расправа.
Уездная администрация находилась в руках дворян. Высшим органом власти в уезде являлся Нижний земский суд, состоявший из заседателей во главе с капитан-исправником. Все они избирались дворянами. Учреждение хотя и называлось судом, но судебные функции не отправляло, а ведало полицией и администрацией. Капитан-исправник подчинялся губернскому правлению. Судебные учреждения в уезде копировали права и обязанности губернских судебных органов: уездный суд рассматривал дела дворян данного уезда. Он подчинялся Верхнему земскому суду. Городской магистрат судил горожан и подчинялся Губернскому магистрату. Наконец, Нижняя расправа подчинялась Верхней расправе.
Особая администрация существовала и в городах. Главной фигурой в городе, облеченной административными функциями, был городничий или комендант, а во главе администрации двух столиц находились оберполицеймейстеры.Судебные функции в городах осуществляли городовой магистрат и Словесный суд, разбиравший торговые дела.
Учреждения о губерниях» — важная веха в истории горожан и особенно дворянства. Этот документ положил начало формированию дворянства как сословия, правда, на уездном уровне: уездное дворянство раз в 3 года собиралось на съезды для избрания своего предводителя и представителей в сословные учреждения.
РЕФОРМА СУДОВ 1775 г.
Большое значение имело преобразование судебной системы в рамках административной реформы 1775 г.
Так, появились сельский суд, Нижняя Расправа, Верхняя Расправа и другие органы. Например, Сельский суд разбирал дела между государственными крестьянами.
В казённых местечках, где было 1000 и более дворов, должен был находится сельский старшина, а на каждые 500 дворов должны были быть сельский староста и два выборных словесных разборщика. Для сёл с меньшим количеством дворов были предусмотрены свои соотношения старост и разборщиков.
Для производства суда сельские должностные лица собирались в сборной избе. Низшая инстанция рассматривала на основе обычного права незначительные конфликты между крестьянами – «поношения», споры, драки. Тяжбы решались словесными разборщиками.
В случае их разногласия участие в суде принимали староста и старшина. Стороны, недовольные решением, могли избрать для себя посредников. Апелляционные жалобы на постановления низших сельских судов подавались в нижнюю расправу по подсудности.
«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ |
ИТОГИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОМЫ
Административная (областная) реформа удовлетворила требования дворян, изложенные в наказах в Уложенную комиссию, с тем чтобы они были избавлены от необходимости отправляться по судебным и прочим делам в дорогостоящую поездку в одну из столиц.
Отныне дворяне, после Манифеста о вольности дворянской осевшие в поместьях, получили возможность решать все дела в уезде, избавив себя от излишних затрат.
Реформа удовлетворила и второе желание дворян — о передаче им власти на местах. С появлением многочисленных учреждений в губерниях и уездах у дворян возникла возможность пополнить свой бюджет за счет жалованья.
Наконец, областная реформа, если не сразу, то в перспективе, изменила внешний облик уездных и губернских городов, придав им более благоустроенный вид. Со временем уездные и особенно губернские центры обзаводились фундаментальными сооружениями для представителей администрации и правительственных учреждений, школ, богаделен, приютов и т. д. В итоге в стране появилось много новых центров культуры, где возникали театры, издавались газеты и т. д.
Административная (областная) реформа унифицировала органы местной администрации на территории всей страны, что привело к упразднению автономий некоторых окраин. |
БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ |
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ КАЗАЧЬЕЙ ВОЛЬНИЦЫ
Первыми, кому правительство нанесло удар, были запорожские казаки, издавна, как и крымские татары, осложнявшие отношения между Россией и Османской империей.
В начале июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с театра военных действий, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожцев была переселена на Кубащ».
Распространение губернской реформы на левобережную Украину привело в начале 80-х гг. к упразднению там административного деления на полки и сотни и введению наместничеств, губерний и уездов.
Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием войскового гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию центральных районов России.
ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА 1773-1775 |
МАНИФЕСТ О СВОБОДЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1775 г.
Манифест 17 марта 1775 г. отменял все бюрократические препоны при заведении промышленных предприятий — всем предоставлялось право, не испрашивая разрешения Мануфактур-коллегии, заводить неограниченное количество станов на полотняных и суконных мануфактурах.
Манифест в благожелательном духе решал вопрос, в котором были заинтересованы десятки, если не сотни тысяч ремесленников (кузнецов, кожевников, мыловаров и пр.), освобождая их ор уплаты мелких сборов, приносивших казне незначительный доход, но стеснявших их деятельность.
МАНИФЕСТ О КРЕСТЬЯНАХ 1779 г.
Манифест 1779 г. был призван успокоить крестьян установлением ряда норм в их пользу: он вдвое повышал оплату труда, перечислял работы, по которым заводовладелец мог использовать труд приписных крестьян, а также устанавливал месяцы, в течение которых разрешалось привлекать крестьян к повалу леса, жжению угля, починке плотин и т. д.
Труд крестьян разрешалось использовать только на сумму подушного оклада и оброчных денег. Самая многочисленная часть сельского населения — помещичьи, дворцовые и государственные крестьяне — остались вне забот правительства.
Более того, бремя повинностей всех разрядов крестьян не уменьшилось, а, напротив, увеличилось: на их плечи падали постоянно растущие размеры оброка, а на помещичьих крестьян — восстановление порушенных в ходе войны барских усадеб, а также участие дворян в предпринимательстве (полотняные, суконные и особенно винокуренные заводы), с которым связаны дополнительные повинности крестьян.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
ИЗМЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ФОРМАХ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1533-1538) И ИВАНА IV ГРОЗНОГО (1533-1584)
РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ПРИЧИНЫ РЕФОРМ ИВАНА IV И ИХ ИТОГИ
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ
РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА
ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.
СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV – XVII вв.
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762
«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ
ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
ПАВЕЛ I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ
КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.