РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

Ключевые слова: Иван 4, Избранная Рада, Сословия 16 века, Российское общество 16 века, служилые и тяглые в XVI веке, традиционное общество 16 века, структура российского общества, бояре, боярство, казачество, дворянство, посадские, посад, ремесленники, купцы, крестьяне черносошные и помещичьи, сельское хозяйство и быт

 

В результате той централизаторской политики, что была последователь­но проведена Иваном III, а затем Василием III, к началу 20-х гг. XVI в. было завершено объединение русских земель в единое государство.

Теперь они представляли собой полити­ческое целое, с единым законодательством, с аппаратом управ­ления, подчиненным единому центру. Политика эта оказывала важное воздействие на разные социальные слои русского об­щества.

Одни перемены происходили сразу, другие выявлялись лишь по истечении достаточно длительного промежутка време­ни. Это касается прежде всего объективного воздействия такой политики на внутреннюю структуру русского общества.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМЕ

 

СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ СОСЛОВИЯ

Уже между положением отдельных социальных слоев в древнерусском обществе XIV—XV вв. существовали глубокие различия. Эти различия давали возможность определять социальные слои как сословия — главные социальные общности, на которые делилось население.

Однако в XIV—XV вв. эти слои распадались на большое количество мелких групп, от­личавшихся друг от друга по положению и не связанных меж­ду собой. Так, по своему статусу различались бояре — владель­цы вотчин и слуги — обладатели условных владений.

 

 

МЕСТНИЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ XVI ВЕКА

Воины-землевладельцы служили многим государям и их приближен­ным. Положение каждого из них имело свои индивидуальные особенности, связанные с характером его отношений со своим «государем» и местом этого «государя» в системе феодальной иерархии. Отсюда наличие у каждой из этих групп своих осо­бых интересов. Именно так в России развивалось местничество — система занятия должностных позиций в зависимости от знатности (статуса) рода.

Одни духовные лица зависели от церковных иерархов, как это предусматривали нормы канонического пра­ва, другие — от своих светских патронов.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1533-1538) И ИВАНА IV ГРОЗНОГО (1533-1584)

 

РОССИЙСКИЕ ГОРОДА В XVI ВЕКЕ

Большие различия существовали в положении разных групп городского населения. Города делились на части («дельницы») между князьями, в них существовали многочисленные слободы, население которых не входило в состав посадской общины.

В одних жило «служилое население», работавшее на нужды княжеского хозяйства, в других — торговцы и ремесленники, подданные крупных свет­ских и церковных землевладельцев.

Централизаторская политика великих князей московских, объеди­нивших под своей властью разные города и земли, вела к лик­видации локальных особенностей, к сближению положения ло­кальных и разрозненных групп, к выработке норм права, определявших положение отдельных социальных слоев в обще­государственном масштабе.

Дети боярские (так со второй половины XV в. стал называться господствующий социальный слой древнерусского общества) служили теперь одному госу­дарю — великому князю московскому, и служба ему опреде­лялась общими для всех нормами.

 

 

КАК ВОТЧИНА И ПОМЕСТЬЯ ВЛИЯЛИ НА СТАТУС В РОССИИ

Правда, существовали различия между наследственным владением — вотчиной и услов­ным владением — поместьем, но постепенно все более широким становился круг лиц, которые одновременно владели и вотчи­нами, и поместьями. Возросла социальная однородность город­ского населения.

Население бывшей служебной организации прежних государей, в услугах которого великие князья москов­ские не нуждались, стало включаться в состав черной посад­ской общины. Кроме того, с конца XV в. великие князья, заин­тересованные в росте числа налогоплательщиков, стали осуществлять так называемое посадское строение, ограничив размеры свободных от тягла частных владений в городе и даже включив в состав посада ряд слобод, принадлежавших частным лицам.

 

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ 

 

СКЛАДЫВАНИЕ СОСЛОВИЙ В РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Общие черты в положении людей, принадлежавших к одному соци­альному слою, способствовали осознанию ими общих интере­сов, появлению у них представлений о необходимости объеди­нения для защиты этих интересов. Первоначально такие представления складывались на локальном уровне, в рамках города или уезда. Толчком к тому, чтобы такие локальные группы де­тей боярских или горожан стали выступать в защиту своих со­словных интересов, стали события, происходившие в Русском государстве в 30—40-е гг. XVI в.

К этому времени на территории Русского государства сохранялась традиционная архаическая система управления с помощью раздачи городов и волостей в кормление советникам князя — боярам и вассалам меньшего ранга — детям боярским.

Такая система управления была тягостна для населения, так как вре­менщик-кормленщик рассматривал свою должность наместни­ка или волостеля как источник доходов. Ее отрицательные сто­роны были усилены в конце XV — ½ XVI в. политикой правительства.

В небольшом княжестве кормлен­щик был лицом, хорошо известным местному населению, его владения находились неподалеку, здесь жили его соседи и знакомые. С объединением русских земель правительство, заинте­ресованное в том, чтобы его представители на местах проводи­ли его политику и не были связаны с местным обществом давало в кормление, как правило, территории не в тех местах, где находились владения кормленщика.

 

0004-004-Zemskij-sobor

 

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ. ДУХОВЕНСТВО В XVI ВЕКЕ

Происходившие перемены нашли свое отражение и в жизни духовенства. Решениями церковного собора 1551 г., «Стоглава», была осуждена практика выдачи «несудимых гра­мот», и все приходское духовенство и монастыри были почи­нены административно-судебной власти епископов, что содей­ствовало консолидации духовенства в единую социальную общность и обеспечивало церкви определенную автономию пе­ред лицом государственной власти.

Раньше епископы управля­ли подчиненными им духовными лицами через своих чиновни­ков — бояр и десятинников, «кормившихся» за счет приходских священников. После решений собора 1551 г. ряд важных функций внутрицерковного управления перешел в руки выбор­ных представителей приходского духовенства — поповских старост.

 

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА 

 

ГОРОДСКИЕ: ПОСАДСКИЕ, КУПЕЧЕСКИЕ, СЛУЖИЛЫЕ В XVI ВЕКЕ

Консолидации городского — посадского — населения способствовало фактическое признание государственной вла­стью монопольного права посадской общины на занятия тор­говлей и ремеслом на территории города. Владения светских собственников и церкви в городе сохранялись, но в них не должны были жить торговцы и ремесленники.  

Тогда же произошло освобождение горожан от военной служ­бы. В 1550-х гг. на смену военным ополчениям, выставляв­шимся городами в случае войны, пришло стрелецкое войско — пехота, вооруженная огнестрельным оружием, которая посто­янно несла военную службу. Стрельцы жили на территории го­родов, но в состав городской посадской общины не входили.

Стоит отметить, что не произошло и никакого облег­чения служебных обязанностей дворянства. Сын боярский, как и ранее, должен был являться на службу по получении приказа, а за неявку или недобросовестное исполнение службы мог ут­ратить поместье. Более того, было установлено, что не только помещик, но и вотчинник должен в обязательном порядке не­сти службу.

 

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

 

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЖИЗНИ СЛУЖИЛЫХ ПРИ ИВАНЕ IV

Правда, были приняты меры к тому, чтобы служба находилась в определенном соответствии с материальными возможностями светских землевладельцев. Цель эта была дос­тигнута после проведения в 50-х гг. новых писцовых описа­ний, сопровождавшихся точным измерением размеров владений и определением степени их хозяйственной освоенности.

В сере­дине 50-х гг. XVI в. было принято Уложение о службе, в ко­тором устанавливалось, что каждый сын боярский, независи­мо от того, владеет он вотчиной или поместьем, должен был выставить с каждых 50 десятин земли определенное количество человек (число спорное, варьируется от кач-ва земель) в доспехах и на конях.

 

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.

 

ИТОГИ РЕФОРМ. ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОЙ СТРУКТУРЫ

В социальной струк­туре общества четко обозначились сословие воинов-землевладельцев — дворянское, городское сословие — посадские люди, сословие духовных лиц — духовенство и, наконец, крестьян­ское сословие. Они обладали своей организацией и своими ор­ганами самоуправления, к которым перешел в 50-е гг. XVIв. ряд важных функций местного управления.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА 

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ 

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV — XVII вв.