РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ПРИЧИНЫ РЕФОРМ ИВАНА IV И ИХ ИТОГИ

16.1.Возвышение Москвы создание России централизованного государства

Ключевые слова: Иван 4, Избранная Рада, Реформы Избранной Рады, Причины реформ Ивана 4, Реформы Избранной Рады: реформа местного управления, реформа центрального управления, военная реформа, стрелецкое войско, уложение о службе, налоговая реформа, церковная реформа, Сильвестр, Адашев, Макарий, Андрей Курбский, Реформы Избранной Рады: участники Избранной Рады, Реформы Избранной Рады: итоги и последствия

 

Реформы Избранной Рады были проведены в конце 1540-х — первой половине 1550-х гг. Важно отметить, что общество Русского Царства в эти годы находилось в тяжелом социально-экономическом кризисе. Реформы Избранной Рады должны были решить проблемы неуплаты налогов, низкого качества местного управления, конфликтов различных социальных групп и т.д.

Борьба между боярскими родами привела к невиданным злоупотреблениям, беззаконию и взяточничеству. Резко ухудшилось положение широких слоёв населения.

Чашу терпения переполнил грандиозный московский пожар, уничтоживший почти весь город. Летом 1547 г. в Москве, а затем и в других городах вспыхнули народные восстания. Стало ясно, что страна нуждается в преобразованиях, направленных на ликвидацию последствий боярского правления и укрепляющих центральную власть.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМЕ

 

ИЗБРАННАЯ РАДА

В конце 1540-х гг. в окружении Ивана IV сложился кружок, который позже князь А. М. Курбский (куда он сам также входил) назвал Избранной радойВ Избранную Раду входили Алексей Адашев, Андрей Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр. Помимо этих ярких личностей в Избранную Раду также входили князья Курлятов, Воротынский, Серебряный, Горбатый, Шереметев.

Это были люди, которым Иван 4 всецело и разносторонне доверял. Они были разных возрастов, статусов и происхождений. Но каждый из них имел опыт государевой службы, разносторонние таланты в принятии решений и корректировке советов царю.

Так, Избранная Рада приступила к разработке реформ, в которых нуждалось российское общество XVI века.

 

16. Избранная Рада Реформы Избранной рады иван 4 иван четвертый стрельцы реформа местного управления

 

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Именно здесь более всего ощущались недостатки и последствия боярского правления. В 1549 г. молодой царь собрал совещание представителей различных областей своего царства, на котором обличал неправды и злоупотребления боярского правления.

Царь объявил, что отныне сам будет «судьею и обороною» для всех. Бояре покаялись, обещали служить честно и просили давать на них суд. Этот собор нередко называют Собором примирения.

Историки рассматривают его как первый Земский собор— высший представительный орган при царе, на котором он мог услышать чаяния разных слоев населения и заручиться их поддержкой в разных начинаниях.

Первый Земский Собор в России был созван в 1549 г. По легенде, на нем были все сословия, кроме крестьян. Якобы крестьяне не пришли, сославшись на высокую занятость. В последующем крестьян не приглашали на подобные обсуждения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ В ФОРМАТЕ ЕГЭ И ОГЭ

 

РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Почему Иван 4, Курбский, Адашев и другие взялись за коррекцию системы местного управления? Единственного верного ответа скорее нет. Но у прежней системы управления было несколько изъянов.

Во-первых, приезжие наместники, которым поручалось управление уездом, не знали глубоко местных региональных проблем.

Во-вторых, приезжие наместники были не заинтересованы в результатах своей работы. Они отвечали перед князем (позже царем), но в отношениях с местными жителями они часто демонстрировали служебное превосходство. Напомним, что местные жители содержали наместников в прямом смысле этого слово, так как наши слуги государевы никаких жалований и зарплат по Судебнику 1497 г. не получали. Со времен Ивана 3 наместника могли одарить подарками, но это уже был вопрос настроения московского государя.

И, наконец, в-третьих, работа наместников была чрезвычайно медлительной, она провоцировала социальное недовольство. Отчеты для московского государя также доходили не быстро.

Кроме того, наместники жаловались землей за службу, а в середине XVI в. земельные раздачи сокращаются (мы говорим о ситуации до 1552 г., т.е. до взятия Казани). Мало хорошей, пригодной для сельского хозяйства земли.

Одним словом — служба наместника теперь московскому государю в тягость. Она неэффективна и слишком дорога для российского государства. Поэтому Избранная Рада стремится сократить издержки. Реформы проводятся таким образом, чтобы сэкономить ресурсы, сократить недовольство на местах и повысить качество местного управления для скорейшего набора войска, сбора налогов и других важных для царя и его окружения вопросов.

 

16.2.2 Иван 4 иван четвертый избранная рада реформа Реформы местн управления

 

ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ И УПРАЗДНЕНИЕ НАМЕСТНИКОВ

В 1550 г. была проведена реформа местного управления. Кормления упразднили, наместников отменили. В тех уездах, где располагались поместья бояр и дворян создавались выборные должности. Из местных жителей выбирали лучших людей — которые становились губными старостами. Губной староста возглавлял губу — небольшой территориальный округ, сопостовимый с волостью.

Изменилось и управление городами. Городами стали управлять городовые приказчики.  Они вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, собирали налоги.

Права самоуправления получило и духовенство. Органы самоуправления защищали интересы избравшего их населения.

Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных пошлин. Взяточничество получило не только формальное осуждение — за него было назначено наказание. Все это сужало поле для произвола и беззакония.

 

В структуре преобразований реформа самоуправления была очень важна. Во-первых, с отменой кормлений все феодалы — служилые люди — отныне получали только один вид вознаграждения — государственное земельное и денежное жалованье. 

Во-вторых, произошел передел власти. Органы местного самоуправления заменили наместников, но полномочия их были еще более ограниченными, чем у последних. При этом власть органов центрального управления возрастала.

 

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

 

СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И СУДЕБНИК 1550 г.

Избранная Рада скорректирована и социальную политику. Так, для духовенства были урезаны многие привилегии, мелкие священники должны участвовать в городских сборах. Боярство и дворянство наоборот укрепили в своих привилегии. Запрещено было холопить или принимать в добровольное холопство дворян.

А вот положение крестьян ослабло. Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено за земледельцем. Однако сам выход был затруднен увеличением размера пожилого: если при Иване 3 пожилое составляло 1 серебряный рубль, то теперь 1 рубль и 25 копеек.

Выполняя решения Земского собора, правительство в 1550 г. приняло новый Судебник. Судебник Ивана 4 закрепил все нововведения Избранной Рады. Значение Судебника огромно. Впервые было не только создано, но стало действующим законодательство общегосударственного масштаба. Он стал правовой базой централизующегося государство. В правосознании происходило сближение положения бесправного холопа с крестьянином.

Очень скоро отдельные статьи Судебника утратили свою силу. Произошло это в середине 50-х гг., когда правительство вообще упразднило систему кормлений вместе с наместниками. Это произошло потому, что наместническая система по самой своей основе не соответствовала централизованному управлению. 

 

МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА

 

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В годы правления Избранной рады в Москве складывается настоящая система приказов — органов центральной исполнительной власти. Управляли ими приказные судьи — бояре, окольничие, дьяки:

  • Посольский приказ ведал внешними сношениями.
  • Разрядный приказ, или Разряд, — поместным войском и служебными назначениями, управлял служилыми людьми и непосредственно руководил военными действиями.
  • Поместный приказ наделял служилых людей землей.
  • Большой приход занимался сбором части налогов.
  • В ведении Ямского приказа была организация и содержание ямской гоньбы — почтовой службы, отсутствие которой могло парализовать деятельность государства.
  • Судом над «лихими людьми» занимались в Разбойном приказе. Ему же подчинялись губные старосты.
  • Стрелецкий приказ занимался московскими и городовыми стрельцами.
  • Посадский люд столицы шел судиться в Земский приказ.
  • Алексей Адашев возглавил Челобитный приказ, куда приходили все те, кто не находил «правды».

На первый взгляд не столь важный Челобитный приказ на самом деле мог контролировать деятельность остальных приказов: выявив «неправду», Адашев мог донести о ней государю, доложить дело в Думе.

Приказы появлялись по мере надобности. После завоевания Казанского и Астраханского ханств появился Казанский приказ.

Он управлял присоединенными территориями, а с покорением Сибирского ханства его компетенция распространилась на Западную Сибирь. В сравнении с прежней системой более разветвленная и совершенная приказная система была огромным шагом вперед.

 

16.3. Госустройство России при Иване Четвертом

 

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. ПОЯВЛЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА

16.4 1550 г. Стрельцы —2

Активная внешняя политика Русского царства требовала современных и конкурентных вооруженных сил. Если ваше войско не соответствует современным стандартам вооружения и комплектования, военных кампаний вам не выиграть.

Поэтому военная реформа была одной из самых важных, содержательных и одновременно дорогих для российского бюджета.

Правительство уделило большое внимание укреплению вооруженных сил. Было создано стрелецкое войсковооруженное огнестрельным оружием — пищалями.

Периодически войско проходило обучение, спецподготовку для ведения тяжелых военных кампаний. Например, когда начались утомительные и затяжные походы на Казань, новое войско получилось значительный и серьезный опыт, который пригодился и в Поволжье, и на западных границах. 

В 1556 г. было принято Уложение о службе — документ о правилах несения военной службы. Впервые вводился четкий регламент несения военной службы с вотчин и поместий.  Так, каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальных приводил своих служилых людей.

Уложение о службе 1556 г. регламентировало и порядок проведения военных учений. Так, время от времени проводились специальные смотры, во время которых присланные из центра воеводы проверяли служебную пригодность дворян.

Все эти меры сильно повысили боеспособность и численность русского войска и стали основой для внешнеполитических успехов в середине столетия. Но главным итогом этой реформы стали военные победы в Поволжье в 1550-е годы: взятие Казани в 1552 г. и Астрахани в 1556 г.

 

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.

 

НАЛОГОВАЯ ИЛИ ПОДАТНАЯ РЕФОРМА

Реформа вооруженных сил и аппарата требовала денег. Избранная рада увеличила доходы казны, проведя податную реформу. Важную статью дохода составляли прямые налоги. Чтобы полнее учесть их, в середине века было организовано описание земель.

За единицу поземельного налога была взята большая сохаразмеры которой колебались в зависимости от качества земли и ее принадлежности. Самые тяжелые подати приходились на черносошных крестьян. Меньше всего платили частновладельческие, т.е. они еще содержат помещиков и вотчинников, составляющих основу войска.

Смысл нового обложения сводился к тому, чтобы получать как можно больше доходов, не разоряя при этом тяглецов. 

Стоит отметить, что реформы 50-х гг. XVIв. сопровождались ростом государственных налогов. Были увеличены размеры одной из главных повинностей — ямских денег — платы за содержание почты, дорог и государственного извоза, а ряд повин­ностей заменен денежными платежами, что привело к резкому увеличению денежных поступлений в пользу государства. По расчетам историков, специализирующих на изучении этой эпохи, размер денежных выплат в 1550-е гг. увеличился более чем в 4,5 раза.

 

16.2.5. Иван четвертый избранная рада 16 век Налоговая реформа

 

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В XVI ВЕКЕ

Особенно увеличился налоговый гнет после отмены корм­лений. За освобождение от власти наместников и волостелей население волостей и посадов было обложено новым налогом — кормленым окупом, т.е. своеобразным выкупом за отмену кормлений.

Была проведена перестройка и унификация системы нало­гообложения с повсеместным введением новой единицы позе­мельного обложения — большой московской сохи.

В состав «большой московской сохи» входило определенное количество четвертей земли, разное для земель разного качества. Вся земля делилась по качеству (в зависимости от плодородия) на «доб­рую», «середнюю» и «худую».

За земли должны были вносить налоги в государственную казну, но один и тот же по величине налог платили с разной площади пашни: например, монастыри и дети боярские уплачивали налоги с большего количества паш­ни (и населения), а черные крестьяне — с меньшей пашни и населения.

 

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

 

РЕФОРМА ЦЕРКВИ

Церковь как важнейший институт духовной жизни общества также нуждался в переменах. Вместе с централизацией светского управления необходимо было упорядочить и службу в русской православной церкви.

В 1551 г. был созван церковный собор для улучшения церковного порядка и благочиния. Царь представил собору целый список недостатков и непорядков в жизни церкви и прихожан, для устранения которых собор составил постановления, изложенные в 100 главах. Отсюда и его название — Стоглав

Стоглав укреплял дисциплину, сводил к единообразию службу и унифицировал обряды. Все это усиливало церковь и вместе с тем укрепляло единство страны, поскольку связано было с духовным и нравственным единством общества.

С именем митрополита Макария связана канонизация святых. Канонизированы ученики Сергия Радонежского. Этой мерой подчеркивалось значение Руси — единственного православного царства. Она сохранила и приумножила благочестие, прибавив к общехристианским святым и своих святителей и подвижников.

Сподвижником Макария, священником Сильвестром, был составлен свод советов и наставлений русским семьям — Домострой, который давал образцы поведения в семье. Именно Домострой формировал моральную составляющую социальных норм в XVI в. и по сути дополнял правовые нормы нормами средневековой морали.

 

История ЕГЭ Лекции Древность и Средневековье восточные славяне древняя Русь Феодальная раздробленность

 

ИВАН ЧЕТВЕРТЫЙ И ИТОГИ РЕФОРМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

Реформы носили структурный характер, они затронули почти все сферы жизни общества и государства.

Изменилось многое: власть, носившая до того многие черты раннефеодальной монархии, обрела новую форму. Сложилась сословно-представительная монархия, которая появляется в эпоху создания единых государств.

Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали уже упомянутые Земские соборы и Боярская Дума.

Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики. Земские соборы отражали социальную структуру русского общества.

Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных. Огромное значение имели органы местного самоуправления.

Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. Реформы сильно продвинули страну по пути централизации.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА 

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ 

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV — XVII вв.