ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Мысль о покушении на церковную собственность зрела не в одном великокняжеском тереме или в помещичьих домах.
Осуждали церковное землевладение и отдельные представители духовенства — нестяжатели.
Один из духовных лидеров нестяжателей, Нил Сорский, опираясь на раннехристианские традиции, считал, что монастырская собственность неминуемо ведет к корыстолюбию и стяжательству, что она пагубна для церкви и духовенства.
С его точки зрения, греховно не только владение вотчинами, но и сам умысел. Противником Нила Сорского был Иосиф Волоцкий.
ИОСИФЛЯНЕ И ИХ ИДЕИ
Иосифляне решительно осуждали само намерение покуситься на церковную собственность, считая ее священной и неприкосновенной. Иосиф Волоцкий вел строгий аскетический образ жизни.
Он был необычайно требователен к себе и не уступал в этом другим подвижникам русской церкви. Но он много требовал и с других.
В своем монастыре Иосиф Волоцкий твердой рукой поддерживал устав и порядок. Такой же порядок он стремился навести во всей церкви. Спор иосифлян и нестяжателей — это спор о разных путях спасения.
Нил Сорский выступал за нравственное, внутреннее перерождение человека.
Иосиф Волоцкий более ратовал за средство «внешнее» — устроенную церковь и православного государя. В его глазах монастырская земельная собственность потому и необходима, что она поддерживает величие церкви и становится орудием спасения.
КОГО ПОДДЕРЖАЛ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
Спор стяжателей и нестяжателей, помимо своего богословского содержания, имел сторону вполне мирскую и практическую: какое мнение более пригодно для великокняжеской власти??
Набожность великого князя всегда уживалась в нем с готовностью пожертвовать церковными традициями во имя государственных интересов. Он и в этом столкновении аргументы Нила Сорского и Иосифа Волоцкого воспринимал исключительно через призму собственных интересов.
Сначала он склонялся к поддержке нестяжателей — заманчиво было заполучить процветающие монастырские вотчины. Но несравненно большей ценностью для Ивана III и его сына Василия III была власть.
Учение Иосифа Волоцкого при всей неуступчивости его создателя эту власть поддерживало и обожествляло. Нил Сорский с его ориентацией на внутренний мир мог обойтись без прямого обращения к этой власти. В конце концов Иван III предпочел отказаться от столкновения с иосифлянски настроенными иерархами и более не поднимать вопроса о конфискации земель церкви.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война
Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией