ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Мысль о покушении на церковную собственность зрела не в одном великокняжеском тереме или в помещичьих домах.

Осуждали церковное землевладение и отдельные представители духовенства — нестяжатели

Один из духовных лидеров нестяжателей, Нил Сорский, опираясь на раннехристианские традиции, считал, что монастырская собственность неминуемо ведет к корыстолюбию и стяжательству, что она пагубна  для церкви и духовенства.

С его точки зрения, греховно не только владение вотчинами, но и сам умысел. Противником Нила Сорского был Иосиф Волоцкий

ИОСИФЛЯНЕ И ИХ ИДЕИ

Иосифляне решительно осуждали само намерение покуситься на церковную собственность, считая ее священной и неприкосновенной. Иосиф Волоцкий вел строгий аскетический образ жизни.

Он был необычайно требователен к себе и не уступал в этом другим подвижникам русской церкви. Но он много требовал и с других.

В своем монастыре Иосиф Волоцкий твердой рукой поддерживал устав и порядок. Такой же порядок он стремился навести во всей церкви. Спор иосифлян и нестяжателей — это спор о разных путях спасения.

Нил Сорский выступал за нравственное, внутреннее перерождение человека.

Иосиф Волоцкий более ратовал за средство «внешнее» — устроенную церковь и православного государя. В его глазах монастырская земельная собственность потому и необходима, что она поддерживает величие церкви и становится орудием спасения.

 

КОГО ПОДДЕРЖАЛ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

Спор стяжателей и нестяжателей, помимо своего богословского содержания, имел сторону вполне мирскую и практическую: какое мнение более пригодно для великокняжеской власти??

Набожность великого князя всегда уживалась в нем с готовностью пожертвовать церковными традициями во имя государственных интересов. Он и в этом столкновении аргументы Нила Сорского и Иосифа Волоцкого воспринимал исключительно через призму собственных интересов.

Сначала он склонялся к поддержке нестяжателей — заманчиво было заполучить процветающие монастырские вотчины. Но несравненно большей ценностью для Ивана III и его сына Василия III была власть.

Учение Иосифа Волоцкого при всей неуступчивости его создателя эту власть поддерживало и обожествляло. Нил Сорский с его ориентацией на внутренний мир мог обойтись без прямого обращения к этой власти. В конце концов Иван III предпочел отказаться от столкновения с иосифлянски настроенными иерархами и более не поднимать вопроса о конфискации земель церкви.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

Церковный раскол

Социальные движения XVII в.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *