Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.

Россия в 18 веке культура России XVIII века 18.1. 1767 г. Матвей Зайцев. Екатерининская комиссия

Ключевые слова: история культуры России, сдаем ОГЭ и ЕГЭ по истории России, культура 18 века, 18 век культура России, российская культура в первой половине 18 века, культура России XVIII века культура народов России XVIII века, XVIII век история культурного развития, архитектура, живопись 18 века, литература и музыка 18 века, российская культура 18 века, история России 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, история культуры для ОГЭ и ЕГЭ по истории России, ВПР по истории

 

 

Эпоха Петра I (1672-1725 гг.) явилась переломной в истории Рос­сии. Большое влияние на характер петровских реформ оказала сим­патия к западному образу жизни и быту, зародившаяся во время его визитов в Немецкую слободу в Москве. Более подробно культурная жизнь российского общества описана по ссылке ниже, с которой вы можете ознакомиться:

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I

 

К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве.

Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVIII век вошел в историю общественно-политической и фило­софской мысли как Эпоха Просвещения. Крупнейшими представи­телями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж -Ж. Руссо. Д Дидро, И. В. Гёте.

Основой идеологии Просвещения было представление о «естественном равенстве» всех людей независи­мо от сословной принадлежности. По мнению просветителей, путь к построению ноною общества лежал через распространение знаний и образованности.

В России идеи Просвещения получили большую популярность. Ими была охвачена сама императрица Екатерина II. Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно ста­ралась создать о себе мнение как о «просвещенном монархе», «фи­лософе на троне».

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: ЛИТЕРАТУРА

Вторая половина XVIII в. — это время особой популярности литературных журналов.

Екатерина, не указывая своего имени, начи­нает издавать сатирический журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского об­щества тою времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т.д.

Ее издание стало объектом насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем ко­торого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков. В конце концов «Трутень» был закрыт.

Это, однако, не остановило Н.И. Новикова — он начинает издание журнала «Живописец». В его изданиях осмеивались сословные пред­рассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей.

Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монар­хии, постепенных реформ на основе «исправления нравов».

Помимо журналистики, просветительская направленность деятельности Н.И. Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 но 1775 гг. в свет вышло десять томов «Древней Российской Вивлиофики».

 

ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ БОЛЬШИМИ ПОДБОРКАМИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

РАДИЩЕВ – “БУНТОВЩИК, ХУЖЕ ПУГАЧЁВА”

Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев. Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения.

Основное отличие его идей от «классического» просвети­тельства Н. И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаменталь­ные  ценности просветительства, был сторонником революции.

В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восста­ние, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к пе­чати.

Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бы­товых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петер­бурга в Москву. Контрастом бесчеловечным образам господ Радищев выводит крестьян, сохраняющих несмотря на бедственность своего положения внутреннее достоинство и душевную красоту.

Вскоре, од­нако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку.

 

 

ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

Литература второй половины XVIII в. представлена жанром классицизма — направления в искус­стве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Зародился он еще во вто­рой четверти XVIII в. и проявился в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, расцвета достиг в произ­ведениях М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина н Г. Р. Державина.

Наи­более полно принципы классицизма проявились в творчестве Алек­сандра Петровича Сумарокова — создателя первых национальных русских образцов драматургии классицизма — трагедий и комедий.

Основой трагического конфликта в пьесах А. Г. Сумарокова, в со­ответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор, между которыми предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русско­го классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова. «Вадим Храбрый» Я. Б. Княжнина и др. Большое значение для литературы классицизма имела ода. Ода стала основным жанром поэзии М. В. Ло­моносова. творчестве Г. Р. Державина.

Второе направление в русской литературе — начинавшее оформ­ляться художественно-реалистическое.

 

ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ

 

ФОНВИЗИН И КАРАМЗИН

Наиболее ярким представителем этого направления является Денис Иванович Фонвизин — автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». По форме произведении Д.И. Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой класси­цизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны «говорящие  фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр.

Его творчество оказало огромное влияние ка развитие русской культуры. Третье направление — сентиментализм. Это направление отме­чено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоцио­нальному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он спосо­бен на большие, искренние и глубокие чувства.

В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Н. М. Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем. В его романе «Бедная Лиза» крестьянская девушка влюбляется в молодого дворянина, офицера Эраста. Незнатная героиня оказывается более способна любить, чем дворянин. Финал истории трагичен: соблаз­ненная и брошенная Лиза кончает жизнь самоубийством.

 

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Просветительский характер эпохи проявился и в развитии систе­мы образовании.

В ее развитии в России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений, вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности.

Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в  уездных городах малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования.

Наряду с расширением сети народных школ для низших слоев общества, уве­личивалось число сословных учебных заведений, предназначавшихся исключительно для дворян.

В конце XVIII в. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18—20 лет.

Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764 г.

Увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И Шувалова был открыт Московский уни­верситет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и на­учным центром.

В 1773 г. в Петербурге открывается Горный институт.

 

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ КАРТОЧЕК ПО САМЫМ СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ИСТОРИИ РОССИИ

 

культура России XVIII века
Здание Смольного Университета благородных девиц

 

НАУКА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносо­ва, труды которого стали серьезными вехами в самых разных обла­стях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, фи­лологии.

Среди иностранных ученых, работавших в России, видное место занимал математик Л. Эйлер. Важную роль в научной жизни продолжает играть Академия наук. Под эгидой Академии проводятся исследовательские работы по разным отраслям, устраиваются географические экспедиции в отдаленные районы страны.

Вторая половина XVIII в. примечательна развитием тех­нической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двад­цать лет до Дж. Уатта изобретшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина — автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.). большин­ство из которых остались неосуществленными.

 

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА

В архитектуре середина XVIII в. стала временем формировании  стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли).

Им было построено несколько великолепных зданий, считаю­щихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.). Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.). ансамбль Смоль­ного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый при­чудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора.

Помимо Растрелли, в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.). С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге. 1762 г.).

Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литерату­ре, классицизм проявился, прежде всего, в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит — таковы характерные черты этого стиля.

К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (Л.Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1788г.). Настоящим ше­девром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784-1786 гг. в Москве Василием Ивановичем Баженовым.

Матвей Фёдорович Казаков является ярким представителем мо­сковской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма.

Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М.Ф. Казакова являют­ся здания Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынской больницы (1801 г.).  В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Его­ровича Старова (Таврический дворец. 1789 г.).

Антонио Ринальди (Мраморный дворец. 1785 г.) и замечательного итальянского ма­стера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий, во мно­гом определивших облик классической архитектуры столицы кон­ца XVIII в.

Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г), Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.).

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТСЯ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

 

 

СКУЛЬПТУРА

 Вторая полови па XVIII в. яви­лась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивыс­шие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина.

Он работал в основном в жанре портрета. Например, бюст князя Л.М. Го­лицына, скульптурные портреты М. В. Ломоносова. Павла I и др.

Эстетика классицизма нашла вы­ражение в творчестве М. И. Козловского. Примером работ могут слу­жить памятник А. В. Суворову, композиция «Самсон, раздирающий пасть льву».

Первая величина среди иностранных мастеров, работав­ших во второй половине XVIII в. в России, — француз Этьен Морис Фальконе  автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе, фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

ЖИВОПИСЬ

В живописи во второй половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет.

Уже в середине сто­летия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, Л. Г. Антропова, И. П. Аргунова.

К концу века среди русских порт­ретистов выделяются три поистине великих мастера: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Федор Степанович Рокотов — непревзойденный мастер неболь­ших по размерам камерных портретов. Сила художественного воздей­ствия его произведений сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей.

Среди лучших работ Ф. С. Рокотова могут быть названы портреты В. И. Майкова, А. П. Струйской. В. Н. Суровцевой. Дмит­рий Григорьевич Левицкий крупнейший мастер парадного порт­рета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетаются с мастерской передачей материала окружаю­щих аксессуаров.

Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А. Демидова и серия портретов «смо­лянок» — воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек.

Владимир Лу­кич Боровиковский писал как парадные, так и камерные интимные портреты. Классикой парадной портретной живописи считается портрет князя А. Б. Куракина. Совсем иное настроение рождает поэ­тичный и женственный портрет М. И. Лопухиной. 

Помимо портрета, во второй половине XVIII в. получают распро­странение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в появлении картин на историческую тему.

Ма­стерами исторической живописи были А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда, 1770 г.); Г.И. Уфюмов («Испытание силы Яна Усмаря». 1797 г.). Родоначальником русской пейзажной техники.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. АБСОЛЮТИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ  БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОРЯДКИ И КРЕПОСТНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ГОСПОДСТВО КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 

ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА 1773-1775

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ПАВЕЛ I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII в.

ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ  XIX в.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 

КОНСЕРВАТОРЫ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. РУССКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ 

ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ 

КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ