СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Ключевые слова: социальные и экономические реформы Петра I, сословная политика Петра I, социальные преобразования и реформы, Табель о рангах, мануфактура, специфика экономического развития новых районов и городов, Социальные и экономические реформы Петра I: основные события, причины, предпосылки и суть, мануфактуры, подушная подать, таможенный устав, генеральный регламент, рекрутская повинность, государственные крестьяне, посессионные крестьяне, приписные крестьяне

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

Социальные и экономические реформы Петра I отличались некоторыми существенными особенностями, проистекавшими из его социально-политических взглядов. Одна из особенностей состояла в том, что царь считал себя слугой государства, он ему служил.

В 1713 г. он писал, что служит свыше 18 лет, т. е. с 1695 г. В другой раз он прямо назвал 1695 г. первым годом своей службы: «начал служить с первого Азовского походу бомбардиром». Под службой государству Петр подразумевал все сферы своей разнообразной деятельности: участие в сражениях и дипломатических переговорах, в сочинении законов и в кораблестроении, в проведении административных реформ и в распространении просвещения.

Своим отношением к службе царь подавал пример подданным: если находился на поле брани, то «живота своего не жалел», если учился кораблестроению, то отдавал всего себя любимому делу, если сочинял законы, то переделывал их множество раз, пока не достигал четкости и ясности формулировок.

Похоже, под общим благом царь подразумевал способность каждого подданного в зависимости от сословной принадлежности беспрекословно и четко выполнять обязанности, возложенные на него государством.

 

УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

 

СЛУЖИТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ СОСЛОВИЯ

Идея службы подданных государству пронизывает законодательство петровского времени, охватившее все сферы жизни подданных: хозяйственную, семейную, духовную, нравственную и т. д.

Наконец, Петру, как ему казалось, были известны и рычаги, при помощи которых можно было достичь желаемого им общего блага. Главнейшими из них являлись разумные законы, регламентировавшие жизнь подданных, и органы государственной власти, контролировавшие их исполнение. Отсюда живейший интерес царя к законотворчеству и к административным реформам.

Как жило дворянство в петровской России? Было бы ошибочно полагать, что дворянство при Петре I жило в роскоши и праздности. В действительности оно было обременено множеством повинностей, в том числе и неведомых дворянину XVII в.

Главное новшество состояло в превращении эпизодических сборов поместной конницы в связи с открытием военных действий в непрерывную пожизненную службу, от которой дворянина освобождало либо увечье, либо болезнь.

 

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Изменилась форма вознаграждения за службу: раньше государство расплачивалось с дворянином землей и крестьянами, теперь, вследствие исчерпания земельного фонда, государство перешло к денежному вознаграждению дворян, занимавших офицерские должности в армии и руководящие посты в правительственной администрации. К новым повинностям дворян относится их обязанность учиться.

Повинность считалась обременительной настолько, что родители всеми правдами и неправдами стремились уберечь свое чадо от пребывания в школах и в особенности от поездки для обучения за границу. Созданные при Петре учебные заведения напоминали казарму, а учащиеся — рекрутов. Таковы были духовные идеалы, на которых строились социальные и экономические реформы Петра I.

Не позавидуешь и участи волонтеров, отправленных за границу. Без знания языка и обычаев, не приспособленные к самостоятельности, нередко своевременно не получая денег на пропитание, они оказывались в крайне тяжелом положении.

 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ

 

КАК ДВОРЯНСТВО УКЛОНЯЛОСЬ ОТ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Многие дворяне стремились уклониться и от службы, где надо было рисковать жизнью, и от обучения, где надлежало напрягать находившийся в спячке интеллект. Изобретательность дворян в поисках способов уклониться от службы (мнимая болезнь, укрывательство от посыльных, взятки, покровительство «сильных персон» и т. д.) не знала пределов.

Но и царь не оставался в долгу: он устраивал дворянские смотры, на которые обязаны были являться все недоросли на предмет определения их годности к службе, поощрял рвение доносителей, обнаруживавших дворян, уклонявшихся от службы.

 

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ КАРТОЧЕК ПО САМЫМ СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ИСТОРИИ РОССИИ

 

culture_xviii_4

 

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 г.

Карательные меры не давали должного эффекта, и тогда царь в 1714 г. издает так называемый Указ о единонаследии, цель которого состояла в том, чтобы побудить самих дворян проявлять интерес к службе.

Прежний порядок наследования имущества, когда имение делилось равными долями между сыновьями, предоставляя каждому из них иметь «дармовой хлеб» и «жить в праздности», отменялся.

Согласно Указу о единонаследии имение передавалось только одному сыну (не обязательно старшему), а остальные должны были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим». В том же 1714 г. Петр изобрел способ принудить дворян учиться — указом было запрещено священнослужителям регистрировать брак, если жених был неграмотным.

 

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

 

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 г.

Громадное влияние на судьбы дворянства оказала Табель о рангах 1722 г. 

Главная особенность этого акта состояла в определении принципиально иных критериев служебной годности, чем те, которыми руководствовались ранее.

Табель о рангах на первый план выдвигала не породу, а способности, образованность и, употребляя современную терминологию, профессионализм претендента на ту или иную должность.

Табель устанавливала 14 рангов, или ступеней, на военной, военно-морской и гражданской службе — от прапорщика на военной и коллежского регистратора на гражданской до фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера.

 

УЧИМ ВОИНЫ И МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ

 

В ЧЕМ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ ПЕТРА

Значение Табели о рангах состояло и в предоставлении возможностей «подлородным людям», за исключением крепостных крестьян, проникать в ряды дворянства.

Всякий получивший первый офицерский чин, т. е. 14-й ранг, приобретал потомственное дворянство. На гражданской службе потомственное дворянство предоставлялось дослужившимся до 8-го ранга (коллежского асессора).

Табель о рангах, таким образом, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп. Достаточно назвать имена таких крупных государственных деятелей, соратников Петра Великого, вышедших из низов общества, как бывший пирожник А. Д. Меншиков, ставший фельдмаршалом и талантливым администратором, сын органиста П. И. Ягужинский, поднявшийся на высшую должность в бюрократической иерархии — генерал-прокурора Сената, бывший холоп боярина Б. П. Шереметева А. А. Курбатов, ставший первым в стране прибыльщиком, руководителем Оружейной палаты, а затем архангелогородским вице-губернатором.

 

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

УЖЕСТОЧЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

С царствованием Петра I связан новый виток в развитии крепостного права, сопровождавшийся ужесточением крепостнического режима и увеличением численности закрепощенного и феодально-зависимого населения.

В связи с созданием регулярной армии, военно-морского флота и Северной войной появилось множество новых повинностей, неведомых крестьянам предшествующего времени: мобилизации на строительство кораблей, подводная и постойная повинности.

Новой и самой обременительной повинностью была рекрутская, когда семья навсегда лишалась работника. Периодичность набора рекрутов зависела от потерь на театре военных действий.

Ничто так не угнетало крестьян, как появление множества новых налогов. Введение их было беспорядочным, назначались они по мере надобности в деньгах на покрытие возникавших одна за другой прорех в бюджете.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

Петербург Россия в 18 веке

 

РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ И ВВЕДЕНИЕ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ

Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718—1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью.

Начиная с 1678 г. единицей обложения в стране был двор.

В первом десятилетии XVIII в. правительство, испытывая большую нужду в деньгах и рассчитывая на прирост населения, решило в 1710 г. провести новую перепись, обнаружившую уменьшение населения. Основная причина выявленной «пустоты» состояла в бегстве крестьян.

Но вместе с тем имела значение и утайка дворов, осуществляемая помещиками. Чтобы уменьшить число плательщиков, они нередко объединяли несколько семей родственников, а иногда и чужих друг другу людей в один двор.

В 1718 г. правительство приступило к проведению подушной переписи населения, причем эта задача была возложена на самих помещиков, которых обязали предоставить сведения в течение года.

Но прошло несколько лет, а помещики, несмотря на неоднократно повторявшиеся грозные указы правительства, сведений не подавали, а те из дворян, которые предоставили их, как выяснилось, показали в них не все число крепостных, которыми они фактически владели.

Не добившись «сказок» о численности населения от помещиков и монастырей, правительство в 1722 г. решило обревизовать наличные ведомости и для этого привлекло офицеров.

Таким образом, с 1722 по 1724 г. была проведена ревизия результатов первой переписи. С этого времени переписи получили название ревизий.

 

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

 

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Проведенная ревизия и связанная с ней податная реформа имели троякое значение: финансовое, социальное и полицейское.

Финансовое значение состояло в том, что она позволила перейти от подворного обложения к подушному.

На крестьян было возложено содержание армии, а на посадских — флота. Размер подати определили арифметическим путем: 4 млн рублей, требуемых на армию, разделили на число крестьян-налогоплательщиков, получилась сумма в 74 копейки.

Налог с посадских составлял 1 рубль 14 копеек.

В целом доход государства по смете 1724 г. по сравнению с 1680 г. увеличился в 3 раза. Это не значит, что налоговый гнет давил с тройной силой: на рост доходов немаловажное влияние оказывало значительное увеличение численности налогоплательщиков, а также возросшие поступления от развивавшихся промышленности и торговли.

Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей после Уложения 1649 г. вехой в развитии крепостного права. Если Уложение оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые либо были свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы).

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ

 

 

ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН

И те и другие становились навечно крепостными. В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. 

В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясашные люди Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн душ мужского пола.

Государственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк, т. е. сумму, которую, как считали, вносила мужская душа помещику, монастырю и дворцовому ведомству. Это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Первая ревизия, таким образом, пристроила к государственному или владельческому тяглу все трудовое население страны, не оставив среди сельских жителей людей, свободных от крепостной зависимости.

 

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. АБСОЛЮТИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ  БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОРЯДКИ И КРЕПОСТНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ 

 

ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ ПАСПОРТОВ ПРИ ПЕТРЕ I

Третий аспект ревизии — полицейский — состоял во введении в стране паспортной системы. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой.

Паспортная система затрудняла перемещение сельского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы.

Она облегчила борьбу с бегством, в чем и состояло ее главное назначение: всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии.

 

У НАС ЕСТЬ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ПО ИСТОРИИ, ГДЕ МЫ ПИШЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ И ПОМОГАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ – ПРИХОДИ УЧИТЬСЯ 🙂 

 

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА ПЕТРА

Если по отношению к крестьянству и дворянству правительство проводило политику систематического нагнетания средств принуждения к службе государству, то в отношении купечества оно придерживалось более гибкой политики.

Царю пришлось искать выход из затруднительной ситуации: с одной стороны, он знал, что «деньги суть артериею войны», их необходимо иметь для удовлетворения растущих расходов на войну, а с другой — разделял мнение известного публициста И. Т. Посошкова о том, что «без купечества никакова, не токмо великое, но ни малое царство стояти не может».

Перед царем возникла труднейшая задача, как совместить несовместимое: добиться процветания купечества с одновременным увеличением налогов и повинностей.

Сиюминутные потребности, острая нужда в деньгах вынудили Петра принести интересы купечества в жертву интересам государства.

 

 

УВЕЛИЧЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ ДЛЯ КУПЦОВ

Первое крупное изъятие денежных средств у посадских людей состоялось еще в 1696 г., когда государство обязало их соорудить, оснастить и укомплектовать экипажами 12 кораблей.

Другим средством ущемления интересов купечества в пользу государства являлось объявление в 1705 г. государственной монополии на продажу за границу самых ходовых товаров: юфти, дегтя, пеньки, смолы, поташа и конопляного семени.

Тем самым купцов лишили важных источников дохода.

Урон купечеству наносило стремление царя направить товарные потоки из Архангельска в Петербург. Мера, по идее, была разумной, ибо морской путь через Балтийское море считался менее опасным, а маршрут от Москвы к устью Невы — в 2 раза короче, чем к устью Северной Двины.

Эти преимущества, однако, сводились на нет, и купцы терпели убытки от предложенных царем сжатых сроков выполнения указа: утрачивались налаженные связи по транспортировке грузов, становились ненужными складские помещения и т. д.

Бремя непосильных повинностей на купцах сказалось довольно быстро: к 1715 г. половина гостей, а также торговых людей гостиной и суконной сотен, т.е. самых богатых представителей купечества, оказалась настолько разоренной, что прекратила торговые операции, а другая половина продолжала торговать, но в неизмеримо меньших размерах.

 

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ В ИНТЕРЕСАХ КУПЦОВ, РЕМЕСЛЕННИКОВ И ГОРОЖАН

Возможность проявить заботу о разоренном купечестве и посадских у Петра появилась только в конце царствования. Отметим три правительственные меры в этом направлении.

1. Государство в 1717—1719 гг. отказалось от монополии на продажу за границу некоторых ходовых товаров.

2. Учреждение для городских ремесленников цехов(1722). Если в средневековой Западной Европе инициатива возникновения цехов исходила от самих ремесленников, пытавшихся жесткой регламентацией предотвратить конкуренцию и усилить свои сословные позиции, то в России цехи были организованы по инициативе государства.

Цехи были учреждены прежде всего для удобства распределения государственных заказов на изготовление разрозненными ремесленниками изделий для армии и флота.

Русские цеховые уставы были лишены ряда ограничений, тормозивших развитие ремесла: не регламентировались размеры производства мастера, разрешалось держать любое количество подмастерьев, допускалась конкуренция.

Администрация цехов следила за качеством изделий, каждое из них должно было иметь клеймо мастера. Это способствовало улучшению качества продукции.

3. Учреждением в 1720 г. Главного магистрата. Напомним, Ратуша и земские избы были ликвидированы в годы проведения областной реформы (1708—1710).

Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за «тщательное радение» могли быть пожалованы в дворянство.

Таким образом, городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала устранению негативных последствий политики правительства в годы Северной войны.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II Общество в 17 веке социальная жизнь

 

ПОЛИТИКА МЕРКАНТИЛИЗМА

Значительные изменения произошли и в экономике России в 1/4 XVIII в. Уже экономическая политика царя Алексея Михайловича была проникнута идеей меркантилизма.

Но то был меркантилизм, нацеленный на поощрение развития отечественной торговли и защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов. Меркантилизм петровского времени поощрял развитие не торговли, а промышленности, прежде всего мануфактурного производства и защиту изделий отечественной мануфактуры.

Здесь царь встретился с трудностями, которые могло преодолеть только государство: в стране отсутствовали богатые купцы, владевшие капиталом, достаточным для сооружения и эксплуатации мануфактур. Отсутствовали и квалифицированные кадры, знавшие технологию мануфактурного производства.

Трудности усугублялись огромными размерами территории — капитал уральских заводов совершал один оборот в полтора-два года.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА: ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ КОЛЛЕГИЙ

Промышленные предприятия сооружались на казенные деньги с последующей передачей их на льготных условиях в частные руки.

В последующее время были созданы учреждения, ведавшие промышленностью и промышленниками, а также внешней торговлей: Берг-коллегия (металлургия), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность), Коммерц-коллегия (внешняя торговля).

Привлекательность этих учреждений для купцов, вложивших капиталы в производство, состояла в изъятии их, а также их мануфактур из ведения местной и центральной администрации: судом и расправой ведали только названные выше учреждения.

Берг-коллегия, кроме того, производила бесплатную экспертизу найденной руды на предмет содержания в ней железа или меди, высылала специалистов, определявших пригодность избранного места для постройки завода.

 

 

НОВЫЕ КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН: ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Но главная привилегия, которой особенно дорожили мануфактуристы, состояла в предоставлении им в 1721 г. права покупать к мануфактурам крепостных крестьян. Промышленнику предоставлялось ограниченное право распоряжения такими крестьянами (позже их называли посессионными). 

Они являлись принадлежностью предприятия, и мануфактурист был лишен права передавать их по наследству, закладывать и продавать отдельно от предприятия, равным образом как и предприятие отдельно от крестьян.

Это, однако, нисколько не мешало мануфактуристу в полной мере пользоваться правами помещика — он чинил над ними суд и расправу. Поэтому значение указа 1721 г. нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, он положил начало использованию крепостного труда в промышленности, с этого времени ведет свое начало крепостная мануфактура.

С другой стороны, промышленники не располагали возможностью комплектовать штаты мануфактур наемными работниками — с первой ревизией исчезло незакрепощенное и не пристроенное к тяглу население. Поэтому иными источниками комплектования предприятий рабочей силой в той ситуации государство не располагало.

 

ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА 1773-1775

 

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 1724 г.

Немаловажное влияние на развитие промышленности оказал охранительный таможенный тариф 1724 г., защищавший от конкуренции западноевропейских мануфактур, располагавших многовековым опытом производства.

Ввоз промышленных товаров регулировался различными размерами пошлин. Самые высокие пошлины в 75% от цены товара устанавливались для тех изделий, производство которых в России могло полностью удовлетворить спрос внутреннего рынка (воск, восковые свечи, железо, крахмал, парусина и др.).

Но на бумагу, например, устанавливалась более низкая пошлина — в 25% к ее цене на том основании, что в России ее производилось недостаточно.

Покровительственный тариф оказывал двойственное влияние на отечественную промышленность: он защищал ее от конкуренции и в то же время создавал русским мануфактурщикам монопольное положение на внутреннем рынке, что не стимулировало улучшения качества изделий и снижения их цены.

Поэтому высокие ввозные пошлины на определенном этапе превращаются в тормоз промышленного развития.

 

%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b5-18-%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0

 

АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУР

Подводя итог экономическому развитию в ¼ XVIII в., стоит отметить, что в сельском хозяйстве оставались неизменными список возделываемых культур и сельскохозяйственная техника.

Правда, указ 1715 г. предлагал вдвое увеличить в западных районах страны посевы льна и конопли, ввозились улучшенные породы овец. Несомненна связь этих правительственных мер с появлением суконных и полотняных мануфактур, но неизвестно, как указ был реализован и в какой мере привезенные овцы улучшили овцеводство.

Как и в предшествующем столетии, торговым центром страны оставалась Москва, куда стягивались товары со всех районов России. Сохранили свое значение ярмарки. Одни из них обслуживали близлежащую округу в течение нескольких дней.

Другие продолжались несколько месяцев и являлись торгами всероссийского значения — это были ярмарки, унаследованные от XVII в.: Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.

 

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII ВЕКЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ

Оживлению торговли способствовало улучшение путей сообщения, устройство первых в России каналов. После Азовских походов были начаты работы по сооружению канала Волга — Дон.

Однако в связи с утратой Азова это начинание забросили. Вышневолоцкий канал связал дешевым водным путем обширный бассейн Волги с северо-западными областями России и с Петербургом.

Суда, шедшие по Вышневолоцкой системе, нередко терпели аварии в бурном Ладожском озере, поэтому началась прокладка обводного канала от устья Волхова до истоков Невы. Строительство Ладожского канала длиной в 104 версты было закончено в 30-х гг.

На Балтийском море Россия приобрела несколько новых портов (Петербург, Рига, Ревель, Выборг), обеспечивавших кратчайший путь в Европу. Из России, помимо традиционных товаров (пенька, лен, юфть, сало, смола, мачтовый лес), вывозились изделия молодой русской промышленности — железо, полотно.

 

петербург. план

 

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Из-за границы на русский рынок поступали преимущественно предметы потребления высших сословий: шерстяные и шелковые ткани, напитки, сахар, кофе и др. Главными покупателями русских товаров были Англия и Голландия.

Во внешней торговле Россия добилась активного торгового баланса — в 1726 г. вывоз товаров превышал ввоз в 2 раза. Поразительных результатов Россия достигла в области промышленного строительства: в конце XVII в. в стране насчитывалось 10—12 мануфактур, из которых одна полотняная, а остальные — металлургические заводы.

В 1725 г. в России действовало около сотни мануфактур самого разнообразного профиля. Среди них были предприятия по изготовлению красок и сахара, игральных карт и курительных трубок, шелковых тканей и игл, лент и позументов. Особенно заметны были результаты в металлургии: если в 1700 г. выплавка чугуна составляла 150 тысяч пудов в год, то в 1725 г. она увеличилась более чем в 5 раз и равнялась 800 тысячам пудов.

В конце XVII в. Россия ввозила медь и высококачественное железо из Швеции.

С 20-х гг. XVIII в. Россия сама выступала экспортером железа, поставляя на рынок высокого качества металл уральских заводов. Полотно русских мануфактур охотно покупали морские державы.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ИВАН III B ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

ИЗМЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ФОРМАХ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1533-1538) И ИВАНА IV ГРОЗНОГО (1533-1584)

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ПРИЧИНЫ РЕФОРМ ИВАНА IV И ИХ ИТОГИ

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ 

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV – XVII вв.