Русское просвещение
Ключевые слова: российское просвещение, эпоха Просвещения, ключевые лица русского Просвещения, история России ЕГЭ ОГЭ по истории, русские просветители, российские просветители, история идей
У НАС ЕСТЬ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ПО ИСТОРИИ, ГДЕ МЫ ПИШЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ И ПОМОГАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ – ПРИХОДИ УЧИТЬСЯ 🙂 |
В России эпоха Просвещения проходила во второй половине XVIII в. В этот период активно развивалась наука и искусство. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.
Россия, как и в другие европейские страны, в эту эпоху претерпевала серьезные изменения.
Но главная специфика русского Просвещения в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.
В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее восстание Пугачёва и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества.
РОССИЙСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
О роли России в мировом развитии рассуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. Эти авторы, а также их идеи положили начало большой дискуссии XIX в., которая выродилась в раскол русского общества на западников и славянофилов.
Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещённого абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым.
Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века.
Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.
ЧТО ВЛИЯЛО НА РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
На русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Царица поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге.
Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России. Екатерина лишь внешне являла образец просвещенной императрицы.
ЧТО НЕ ТАК С ЕКАТЕРИНИНСКИМ ПРОСВЕЩЕНИЕМ
Однако в реальности политика Екатерины напоминала скорей просвещенный деспотизм, где императрица была не ограничена властью, а ее подданные были бесправны перед своей правительницей.
Просвещение впервые поднимает идею светского государства, т.е. государства, где официальной не признана ни одна религия. Екатерина и эту идею не применила в России. Империя продолжала оставаться православной, а императрица ограничилась лишь секуляризацией (т.е. конфискацией) церковных земель.
Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план.
ПОПЫТКА СКОРРЕКТИРОВАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII в.
Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё.
Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей, кульминацией которых стало появление книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).
ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ
Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование.
Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения.
Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом.
Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц суфражизма.
ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ: ЗАКОНЧИЛОСЬ, ТАК И НЕ НАЧАВШИСЬ
Однако эпоха Просвещения в России закончилась, так и не начавшись. Такие яркие деятели общественной жизни, как Николай Новиков был заключен в тюрьму за вольнодумство, Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены.
Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше.
В итоге в 1792 г. разразился серьезный русско-польский конфликт, за которой последовали разделы Польши.
Идеи Просвещения в России вскоре были запрещены. А вольнодумство стало суровым преступлением против власти.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
ПАВЕЛ I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ
КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII в.
ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
КОНСЕРВАТОРЫ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. РУССКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ
КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ