КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I
Ключевые слова: история культуры России, сдаем ОГЭ и ЕГЭ по истории России, культура России и Петр 1, культура 18 века, 18 век культура России, российская культура в первой половине 18 века, культура народов России первой половины XVIII века, XVIII век история культурного развития, архитектура, живопись 18 века, культурные реформы петра 1, петр 1 культурная жизнь России, литература и музыка 18 века, российская культура 18 века, история России 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, история культуры для ОГЭ и ЕГЭ по истории России, ВПР по истории
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
Эпоха Петра I (1672-1725 гг.) явилась переломной в истории России.
Большое влияние на характер петровских реформ оказала симпатия к западному образу жизни и быту, зародившаяся во время его визитов в Немецкую слободу в Москве.
Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. Петр издал указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское.
Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. К мероприятиям того же «бытового порядка следует отнести учреждение ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства.
В ассамблеях участвовал и женщины, что было нехарактерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили.
Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», автор Юности – Феофан Прокопич – идеолог петровских реформ.
КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: ОФОРМЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства.
В 1714 г. был издан указ, согласно которому к перкой дворянской обязанности — служить — была добавлена еще одна — учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. с. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться.
Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве.
Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г.— Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы.
В 1707 г. была создана Медицинская академия.
Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. В России не было ещё системы начального образования, поэтому системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы.
Более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии – Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого.
ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ БОЛЬШИМИ ПОДБОРКАМИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ |
НАЧАЛО РАЗВИТИЯ НАУКИ
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти.
Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые (например, Бернулли, Эйлер и др.). При академии были открыты гимназия и академический университет.
ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г. |
КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: СТАНОВЛЕНИЕ ПЕЧАТИ
В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции, открываются новые типографии.
В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым, гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе.
С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя — «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам», которые писали от руки для Алексея Михайловича и его приближенных.
НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА
Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Видную роль в развитии общественно-политической мысли первой четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович.
Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал оценку наиболее значительным событиям эпохи. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень ценил Пётр. Именно ему он поручил разработку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».
Выдающимся представителем экономической мысли Петровской эпохи был Иван Тихонович Посошков. Главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). предназначавшаяся Петру, содержит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции протекционизма и меркантилизма.
НОВЫЕ ЖАНРЫ В ЖИВОПИСИ: ПОРТРЕТЫ, ГРАВЮРЫ, ПЕЙЗАЖИ
Петровские реформы, огромные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства, На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции.
Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира.
В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает многообразие образов и сюжетов.
Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А. М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти И И. Никитина, сохранилось немного.
Наиболее известная из них — портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.
Крупные работы Л М. Матвеева не сохранились. Из нескольких известных портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу.
Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов.
В первой половине XVIII в. в России работают много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.
Особое место в изобразительном искусстве первой половины XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, нал которыми работали мастера гравюры.
Лицо русской гравюры первой четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I |
ПОЯВЛЕНИЕ СКУЛЬПТУРЫ
Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли — выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г.
Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.
АРХИТЕКТУРА
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было возведение Петербурга — первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану.
В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Леблон, П. М. Еропкин.
Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством Доменико Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (изображено выше).
Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода дворец А.Д. Меншикова в Петербурга (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).
ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ |
ОБЩИЕ ИТОГИ
В петровское время российская культура окончательно приобрела западные очертания. Благодаря реформам и отдельным указам первого российского императора в России начало свое становление светское (т.е. не зависящее от церкви) образование и наука как важнейший социальный институт.
Новые формы досуга (такие, как ассамблеи) обогатили жизнь российского дворянства, изменили сам формат и стиль развлечения дворян. А искусство (живопись, архитектура и скульптура) в эти годы “расцвело” за счет масштабного привлечения иностранных мастеров и инженеров. Новые жанры и направления обогатили российские города уникальными постройками, отображающими дух эпохи.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I