КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I

Ключевые слова: история культуры России, сдаем ОГЭ и ЕГЭ по истории России, культура России и Петр 1, культура 18 века, 18 век культура России, российская культура в первой половине 18 века, культура народов России первой половины XVIII века, XVIII век история культурного развития, архитектура, живопись 18 века, культурные реформы петра 1, петр 1 культурная жизнь России, литература и музыка 18 века, российская культура 18 века, история России 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, история культуры для ОГЭ и ЕГЭ по истории России, ВПР по истории

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

Эпоха Петра I (1672-1725 гг.) явилась переломной в истории Рос­сии.

Большое влияние на характер петровских реформ оказала сим­патия к западному образу жизни и быту, зародившаяся во время его визитов в Немецкую слободу в Москве.

Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. Петр издал указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское.

Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. К мероприятиям того же «бытового порядка следует отнести учреждение ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства.

В ассамблеях участвовал и женщины, что было нехарактерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоря­жением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили.

Для облегчения освоения новых форм поведения  в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало, или показание к житей­скому обхождению», автор Юности – Феофан Прокопич – идеолог петровских реформ.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: ОФОРМЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспита­ние образованных людей, специалистов, необходимых для построе­ния нового государства.

В 1714 г. был издан указ, согласно которому к перкой дворянской обязанности — служить — была добавлена еще одна — учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. с. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться.

Начало светскому образованию в России было поло­жено открытием по указу 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве.

Почти одновре­менно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г.— Инженерная. В этих школах преподавались точные нау­ки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы.

В 1707 г. была создана Медицинская академия.

Система образования при Петре столкнулась с большими трудностя­ми. В России не было ещё системы начального образования, поэтому системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться ци­фирные школы.

Более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии – Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого.

 

ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ БОЛЬШИМИ ПОДБОРКАМИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

ЕГЭ ИСТОРИЯ ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ НАУКИ

Реформы Петра положили начало развитию отечественной нау­ки. В 1725 г в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти.

Академия стала круп­ным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые (например, Бернулли, Эйлер и др.). При академии были открыты гимназия и академический университет.

 

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: СТАНОВЛЕНИЕ ПЕЧАТИ

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной про­дукции, открываются новые типографии.

В 1708 г. витиеватый цер­ковно-славянский шрифт был заменен новым, гораздо более про­стым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе.

С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя — «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам», которые писали от руки для Алексея Михайловича и его приближенных.

 

НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА

Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответ­ствующего идейного оформления. Видную роль в развитии обще­ственно-политической мысли первой четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович.

Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал оценку наиболее зна­чительным событиям эпохи. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень ценил Пётр. Именно ему он поручил разработ­ку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Выдающимся представителем экономической мысли Петров­ской эпохи был Иван Тихонович Посошков. Главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). предназначавшаяся Петру, содер­жит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции протекционизма и меркантилизма.

 

Россия в 18 веке

 

НОВЫЕ ЖАНРЫ В ЖИВОПИСИ: ПОРТРЕТЫ, ГРАВЮРЫ, ПЕЙЗАЖИ

Петровские реформы, огромные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства, На рубе­же двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции.

Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями запад­ных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира.

В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глуби­ну и объемность пространства. Художники в бликах и тенях просле­живают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает многообразие образов и сюжетов.

Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А. М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти И И. Никитина, сохранилось немного.

Наиболее из­вестная из них — портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечатель­ный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика ум­ного, волевого государственного деятеля.

Крупные работы Л М. Матвеева не сохранились. Из нескольких известных портретов наиболее выразителен автопортрет с же­ной, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их друже­любие, внимание и нежность друг к другу.

Лирическая оду­хотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов.

В первой половине XVIII в. в России работают много иностран­ных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей извест­ностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.

Особое место в изобразительном искусстве первой полови­ны XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широ­ким массам вид искусства, быстро откликающийся на события вре­мени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, нал которыми работали мастера гравюры.

Лицо русской гравюры первой четвер­ти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и  Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

 

ПОЯВЛЕНИЕ СКУЛЬПТУРЫ

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли — выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г.

Им была создана целая галерея скульп­турных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная ста­туя Петра (установленная около Ин­женерного замка в Петербурге), бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

 

Правление Петра Азовские походы

 

АРХИТЕКТУРА

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно от­нести возникновение регулярной го­родской застройки. Не имеющим ана­логов экспериментом было возведение Петербурга — первого города в России, строительство которого велось по зара­нее продуманному плану.

В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Леблон, П. М. Еропкин.

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством Домени­ко Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (изображено выше).

Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода дворец А.Д. Меншикова в Петербурга (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).

 

ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ

 

ОБЩИЕ ИТОГИ

В петровское время российская культура окончательно приобрела западные очертания. Благодаря реформам и отдельным указам первого российского императора в России начало свое становление светское (т.е. не зависящее от церкви) образование и наука как важнейший социальный институт.

Новые формы досуга (такие, как ассамблеи) обогатили жизнь российского дворянства, изменили сам формат и стиль развлечения дворян. А искусство (живопись, архитектура и скульптура) в эти годы “расцвело” за счет масштабного  привлечения иностранных мастеров и инженеров. Новые жанры и направления обогатили российские города уникальными постройками, отображающими дух эпохи.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. АБСОЛЮТИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ  БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОРЯДКИ И КРЕПОСТНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I