КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Ключевые слова: история культуры России, сдаем ОГЭ и ЕГЭ по истории России, культура 19 века, 19 век культура России, российская культура в первой половине 19 века, культура народов России первой половины XIX века, культура России XIX века, XIX век история культурного развития, культура России XIX века, архитектура, живопись 19 века, литература и музыка 19 века, российская культура 19 века, история России 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, история культуры для ОГЭ и ЕГЭ по истории России, ВПР по истории

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

XIX в. характеризовался расширением культурного взаимодей­ствия с другими странами и народами, обшей демократизацией твор­ческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Наиболее яркой, интересной областью культуры России в XIX в. становится литература.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА: ЛИТЕРАТУРА

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна бы­страя смена художественных направлений. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А.С. Гри­боедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма.

В начале века в Европе и в России форми­руется романтизм — течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру.

Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы.

По­мимо него, представителями романтизма были поэты-декабристы К Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский.

В их творчестве преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Романтическими можно назвать и ранние про­изведения Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направле­ниям.

Ранний Пушкин — романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией рус­ской жизни».

Помимо «Онегина», выдающимися образцами реализ­ма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский». После смерти Пушкина на дуэли его традиции в литературе про­должал М. Ю. Лермонтов.

Ранние произведения Лермонтова — это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика.

Известность одаренному юноше принесло стихотворе­ние «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшест­венник. М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон».

Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г.

 

ГОГОЛЬ – СИМВОЛ САРКАСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя. Наследие Н. В. Гоголя многообразно.

Это и наполненные фантастическими и сказочными мотивами укра­инского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести».

В 1835 г. Н.В. Гоголь закончил комедию «Ревизор». Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мерт­вые души».

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

Особое значение, которое приобрела в первой половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как са­мостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского.

Он был одни» из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданствен­ное звучание русской литературы. Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни обще­ства.

Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского.

В 20-30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьеса­ми романтической направленности. Эпоха породила плеяду замеча­тельных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: это П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. А.Е. Мартынов.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА: МУЗЫКА

Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музы­ки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового зна­чения. Он считается основателем русской классической музыки.

Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чер­той творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.

Развитие национальной темы в музыке продолжил Александр Сергеевич Даргомыжский. Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке.

Основным сред­ством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра — народ­но-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жан­ры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».

 

Россия в 18 19 веке XVIII XIX веке история егэ лекции

 

АРХИТЕКТУРА

В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре пер­вой половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступив­ший в стадию наивысшего развития — зрелый, или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром.

Крупнейший архитектор этого времени— Андрей Никифорович Воронихин. Главное творение Воронихина — Казанский собор в Санкт-Петербурге. В 1813 г. в со­боре был погребен М. И. Кутузов, и собор стал своеобразным памят­ником победам русского оружия н войне 1812 г.

Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским. Вид греческого храма придал зда­нию Биржи архитектор Ж. Тома де Го­мон.

Важную роль в формировании ар­хитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова.

Высшим достижением ампир­ной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитекто­ра Карла Ивановича Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей город­ской застройкой, Невским проспектом и пр.

Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимне­му дворцу Растрелли. Росси замкнул её классически торжественным зданием Генерального штаба, украшенным триумфальной аркой, вер­шина которой увенчана колесницей Сланы.

К. И. Росси были спроек­тированы здания Александрийского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода. Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В. П. Ста­сов. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни.

С 1818 по 1858 гг. французским архитектором Огюстом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор.

В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спро­ектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр.

Много и плодотвор­но работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 г. общественные здания Москвы: Слободской дворец. Екатерининский институт, Мо­сковский университет.

 

СКУЛЬПТУРА

В 1804—18I8 гг. И. П. Мартос создаст памятник Минину и Пожар­скому. Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры.

Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами И. П. Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора). П. К. Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербур­ге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором).

 

ЖИВОПИСЬ

Господствующим стилистическим направлением в живописи пер­вой половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером роман­тического портрета был Орест Адамович Кипренский.

Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника — поэтов В. А. Жуковского и А.С. Пушкина. Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин, сын крепостного крестьянина.

Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина характер­ны простота, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помешал портретируемую модель. Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А.С. Пушкина.

Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (картины «Гумно». «На пашне. Вес­на», «Утро помещицы»), художник и педагог. Венецианова привлека­ло изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах пред­стает в сильно идеализированном виде. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П. Д. Федотова.

Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем развора­чивается целая история. Таковы его полотна «Свежий кавалер». «Сва­товство майора». Величайшим мастером романтической живописи был Карл Пав­лович Брюллов. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюлюв уехал в Италию.

В своем искусстве художник сочетал луч­шие традиции академической школы, эмоциональность романтиз­ма и стремление к исторической правде, которое позволяет гово­рить об элементах реализма в его  творческой манере.

К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Послед­ний лень Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающим­ся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.). так и камер­ные. отличающиеся тонким психологиз­мом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).

Совсем по-другому складывалась судьба еще одного великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова. Главным его произведением, замысел которого он долго вынашивал, к кото­рому шел всю жизнь, была картина «Яв­ление Христа народу». Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837-1857 гг.)

В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную  ценность.

В жанре морского пейзажа работали И. К. Айвазовский. Его полот­на поражают удивительно живописным изображением морской сти­хии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.

 

Брюллов Последний день Помпеи
Брюллов Последний день Помпеи

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ

Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления.

Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преем­ственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии.

Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дер­пте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге). В начале века продолжает развиваться система закрытых учеб­ных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них — Царскосельский. Выпускником его был А.С. Пушкин.

Многие состоятельные дворяне получат домашнее образование. Для них специально приглашали учителей. Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства.

Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три положения которой «православие, самодержавие, на­родность» должны были стать основой государственной политики и сфере образования и печати.

В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности».

В 1835 г. университеты были лишены статуса внутренней автономии. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности, немедленно увольнялись. Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение н которых проходили в основном молодые дворяне.

В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а в 1855 г. — Артиллерий­ская и Инженерная академии.

Рост промышленного производства и развитие техники вызва­ли рост потребности н специалистах технических специальностей.

 

НАУКА И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

В первой половине XIX в. увеличилось количество профессиональ­но-технических учебных заведений. В начале 1830-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной инсти­тут, Практический политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горная школа, основанная еще в XVIII в., была преобразована в Горный институт.

В Москве были основаны Прак­тическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горноза­водская школа, Техническое училище и др.

Значительных успехом добились российские ученые. Существен­ные достижения ознаменовали исследовании как в фундаменталь­ных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями.

Ведущими научны­ми центрами оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты — прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский.

Помимо Академии наук и университетов, значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845 г.; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др.

С Казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский является создателем «неевклидовой геометрии» — но­вого учения в науке, весьма радикально изменившего представления о     природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евкли­да. Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин — органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности. Русский физик И В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возмож­ность ее использования для освещения и плавки металлов.

Академи­ком Б.С. Якоби были изобретены электродвигатель, гальванопласти­ка и несколько типов телеграфных аппаратов. Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории, сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований.

С Дерптским университетом была связана деятельность осново­положника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя, Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях.

 

ЕГЭ ИСТОРИЯ ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ЭКСПЕДИЦИИ

В 1803-1806 гг. мореплаватели И.Ф Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание, во время кото­рою было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах.

В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Ла­врова к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида.

Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В нача­ле XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николаи Михайловича Карамзина. «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Бу­дучи назначен на официальную должность историографа, Н. М. Ка­рамзин получил доступ к государственным архивам. Груд его был воистину титаническим. Произведение Н. М. Карамзина дало тол­чок дальнейшему развитию исторической науки.

Первая полови­на XIX века подарила русской культуре целый ряд имен известных ис­ториков: М. П. Погодин, М.Т. Каченовский, Н.А. Полевой. В 1840-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайло­вича Соловьёва. Большой вклад в изучение истории европейского Средневековья был сделан профессором Московского университета Т. Н. Грановским.