КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Ключевые слова: история культуры России, сдаем ОГЭ и ЕГЭ по истории России, культура 19 века, 19 век культура России, российская культура в первой половине 19 века, культура народов России первой половины XIX века, культура России XIX века, XIX век история культурного развития, культура России XIX века, архитектура, живопись 19 века, литература и музыка 19 века, российская культура 19 века, история России 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, история культуры для ОГЭ и ЕГЭ по истории России, ВПР по истории
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
XIX в. характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, обшей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Наиболее яркой, интересной областью культуры России в XIX в. становится литература.
КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА: ЛИТЕРАТУРА
Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма.
В начале века в Европе и в России формируется романтизм — течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру.
Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы.
Помимо него, представителями романтизма были поэты-декабристы К Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский.
В их творчестве преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Романтическими можно назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям.
Ранний Пушкин — романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни».
Помимо «Онегина», выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский». После смерти Пушкина на дуэли его традиции в литературе продолжал М. Ю. Лермонтов.
Ранние произведения Лермонтова — это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика.
Известность одаренному юноше принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник. М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон».
Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г.
ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂 |
ГОГОЛЬ – СИМВОЛ САРКАСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя. Наследие Н. В. Гоголя многообразно.
Это и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести».
В 1835 г. Н.В. Гоголь закончил комедию «Ревизор». Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души».
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
Особое значение, которое приобрела в первой половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского.
Он был одни» из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества.
Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского.
В 20-30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: это П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. А.Е. Мартынов.
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ |
КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА: МУЗЫКА
Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Он считается основателем русской классической музыки.
Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.
Развитие национальной темы в музыке продолжил Александр Сергеевич Даргомыжский. Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке.
Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра — народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».
ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ |
АРХИТЕКТУРА
В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре первой половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития — зрелый, или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром.
Крупнейший архитектор этого времени— Андрей Никифорович Воронихин. Главное творение Воронихина — Казанский собор в Санкт-Петербурге. В 1813 г. в соборе был погребен М. И. Кутузов, и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия н войне 1812 г.
Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским. Вид греческого храма придал зданию Биржи архитектор Ж. Тома де Гомон.
Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова.
Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр.
Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул её классически торжественным зданием Генерального штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Сланы.
К. И. Росси были спроектированы здания Александрийского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода. Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В. П. Стасов. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни.
С 1818 по 1858 гг. французским архитектором Огюстом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор.
В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр.
Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 г. общественные здания Москвы: Слободской дворец. Екатерининский институт, Московский университет.
УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ |
СКУЛЬПТУРА
В 1804—18I8 гг. И. П. Мартос создаст памятник Минину и Пожарскому. Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры.
Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами И. П. Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора). П. К. Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором).
ЖИВОПИСЬ
Господствующим стилистическим направлением в живописи первой половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский.
Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника — поэтов В. А. Жуковского и А.С. Пушкина. Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин, сын крепостного крестьянина.
Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина характерны простота, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помешал портретируемую модель. Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А.С. Пушкина.
Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (картины «Гумно». «На пашне. Весна», «Утро помещицы»), художник и педагог. Венецианова привлекало изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах предстает в сильно идеализированном виде. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П. Д. Федотова.
Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история. Таковы его полотна «Свежий кавалер». «Сватовство майора». Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюлюв уехал в Италию.
В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере.
К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний лень Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.). так и камерные. отличающиеся тонким психологизмом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).
Совсем по-другому складывалась судьба еще одного великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова. Главным его произведением, замысел которого он долго вынашивал, к которому шел всю жизнь, была картина «Явление Христа народу». Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837-1857 гг.)
В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.
В жанре морского пейзажа работали И. К. Айвазовский. Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.
КОНСЕРВАТОРЫ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. РУССКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ |
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ
Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления.
Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии.
Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге). В начале века продолжает развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них — Царскосельский. Выпускником его был А.С. Пушкин.
Многие состоятельные дворяне получат домашнее образование. Для них специально приглашали учителей. Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства.
Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три положения которой «православие, самодержавие, народность» должны были стать основой государственной политики и сфере образования и печати.
В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности».
В 1835 г. университеты были лишены статуса внутренней автономии. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности, немедленно увольнялись. Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение н которых проходили в основном молодые дворяне.
В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а в 1855 г. — Артиллерийская и Инженерная академии.
Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности н специалистах технических специальностей.
БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТСЯ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ |
НАУКА И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В первой половине XIX в. увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 1830-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горная школа, основанная еще в XVIII в., была преобразована в Горный институт.
В Москве были основаны Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище и др.
Значительных успехом добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследовании как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями.
Ведущими научными центрами оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты — прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский.
Помимо Академии наук и университетов, значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845 г.; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др.
С Казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский является создателем «неевклидовой геометрии» — нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин — органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности. Русский физик И В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возможность ее использования для освещения и плавки металлов.
Академиком Б.С. Якоби были изобретены электродвигатель, гальванопластика и несколько типов телеграфных аппаратов. Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории, сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований.
С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя, Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях.
ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ |
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ЭКСПЕДИЦИИ
В 1803-1806 гг. мореплаватели И.Ф Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание, во время которою было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах.
В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лаврова к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида.
Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николаи Михайловича Карамзина. «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Будучи назначен на официальную должность историографа, Н. М. Карамзин получил доступ к государственным архивам. Груд его был воистину титаническим. Произведение Н. М. Карамзина дало толчок дальнейшему развитию исторической науки.
Первая половина XIX века подарила русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М.Т. Каченовский, Н.А. Полевой. В 1840-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайловича Соловьёва. Большой вклад в изучение истории европейского Средневековья был сделан профессором Московского университета Т. Н. Грановским.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II
ПАВЕЛ I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ
КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII в.
ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
КОНСЕРВАТОРЫ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. РУССКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ
КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ