Европа и Восток. Византия и государства в Восточной Европе

Византия История Византии

Ключевые слова: Византия, византийское общество, Византия и ее история с 4 века, история Византии 6 класс, Византия и ее расцвет, эпоха Юстиниана Великого, кодекс Юстиниана, Византийская империя, император Византии Юстиниан

 

Все попытки возродить империю на Западе считались в Римской империи незаконными. Гораздо позже, когда империя уже перестала существовать, её стали называть «Византия» — по названию древнегреческого города Византий.

Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершилась её история в 1453 г., после завоевания Византии турками-османами.

 

БОЛЬШАЯ ПРАКТИКА ТЕСТОВ ПО ВСЕМИРКЕ НА НАШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ

 

ВИЗАНТИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕЗАВИСИМОЕ ОТ РИМА ГОСУДАРСТВО

В отличие от Западной Римской империи Византия в эпоху Великого переселения народов смогла защитить свои границы. Она сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Её торговые пути были по-прежнему безопасны.

Ещё до раздела империи Константин Великий решил перенести центр империи из Рима на Восток.

На берегу Босфорского пролива, на месте бывшей древнегреческой колонии Византий, император в 324 г. лично наметил контуры огромной территории «второго Рима» — будущей столицы, названной его именем.

Расположение города на перекрёстке важнейших торговых путей (сухопутного из Европы в Азию и морского из Чёрного моря в Средиземное) определило быстрый рост населения города и расцвет его экономики.

Несколько веков Константинополь  — столица Византии, названная в честь римского императора Константина, был самым большим городом Европы. Нигде больше не было таких неприступных крепостных стен, великолепных церквей и дворцов, рынков и гаваней.

Здесь по-прежнему процветали ремёсла, о которых успел забыть оскудевший Запад: производство стеклянной посуды, роскошных тканей, ювелирных украшений. Византийские купцы торговали с Индией и Китаем. В глазах западноевропейцев Византия и её столица оставались олицетворением богатства и могущества.

 

Византия 3

 

ВЛАСТЬ ВАСИЛЕВСА

В самой Византийской империи получила оформление доктрина божественного происхождения императорской власти. Император (по-гречески – «василевс»), в руках которого сосредоточивалась широкая законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и восточной роскошью.

Правда, реальная власть императора была несколько ограничена такими учреждениями, как сенат, государственный совет (консистерий) и организации свободных граждан городов (димы). Димы (от греческого «демос» – народ) были политическими организациями свободных граждан византийских городов, они выполняли хозяйственные, политические и военные функции. В своей политике император должен был считаться и с церковью.

 

ЕВРОПА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: СОСЛОВИЯ И ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН, ГОРОЖАН И РЫЦАРЕЙ

 

КАК БЫЛ УСТРОЕН ДВОР ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА

Двор императоров поражал своей роскошью. На время парадных приёмов василевс облачался в одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своём одеянии пурпурный (то есть тёмно- или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

Император назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого подданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками, с армией, с гражданами Константинополя.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын всё же наследовал отцу, а племянник — дяде, то чаще всего потому, что старший родственник ещё при жизни делал младшего соправителем.

Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Часто императоров свергали, причём на вершине власти мог оказаться выходец из любого слоя общества, даже бывший солдат или конюх.

 

Византия 5

 

КАК ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАЧАЛА ДЕЛИТЬСЯ НА «ВОСТОЧНУЮ» И «ЗАПАДНУЮ»: ПРЕДПОСЫЛКИ ВЕЛИКОЙ СХИЗМЫ

В раннее средневековье наметились расхождения между восточной и западной церковью. Константинопольский патриарх постоянно соперничал с римским папой борьбе за главенство во всем христианском мире.

Отличительной чертой организации восточной церкви была исторически сложившаяся большая зависимость церкви в Византии от императорской власти.

Император добивался единства церкви, поэтому всячески поддерживал борьбу с еретическими движениями, видя в них не только противников христианской религии, но и существовавшего государственного устройства.

 

АРАБСКИЙ МИР В VI—XI вв

 

ПЕРВЫЕ ЕРЕСИ В ХРИСТИАНСТВЕ: АРИАНЕ, НЕСТОРИАНЕ, МОНОФИЗИТЫ

Гонениям подвергались ариане, несториане. Глава движения – Нестор, тоже критиковали догмат о троичности бога и видели в Христе только человека, на которого временно снизошел божественный разум.

Основное ядро несториан составляло духовенство и купечество восточных провинций Месопотамии, Сирии, отчасти Египта, настроенных сепаратистки по отношению к центральному правительству и ортодоксальной церкви.

Несториане – направление в христианской церкви, осужденное ортодоксальной церковью. Несториане критиковали догмат о троичности бога и видели в Христе только человека, на которого временно снизошел божественный разум.

Кроме того, церковным собором было осуждено монофизитство. В отличие от ариан и несториан монофизиты считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ, что привлекло к ним сочувствие народных масс.

Для купцов, крупных землевладельцев, высшего духовенства Египта, Палестины и Сирии оно также было знаменем сепаратизма.

Монофизиты – направление в христианской церкви, осужденное ортодоксальной церковью. Монофизиты считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ.

4.Византия в VI в. КАРТА

 

ВИЗАНТИЯ И ЕЕ РАСЦВЕТ В VI ВЕКЕ: ПРАВЛЕНИЕ ЮСТИНИАНА ВЕЛИКОГО 

Своего наибольшего могущества Византия достигла в правление Юстиниана (527— 565 гг.).

Прекрасно разбираясь в людях, он привлёк к себе на службу талантливейших современников: полководцев, юристов, историков. В его правление были созданы замечательные памятники архитектуры, в том числе знаменитый храм Святой Софии в Константинополе.

Внешний облик императора, его супруги Феодоры и придворных оживает на великолепных мозаиках той эпохи. По приказу Юстиниана лучшие знатоки права собрали и упорядочили законы римских императоров и комментарии к ним. На протяжении столетий Свод Юстиниана являлся основным источником римского права в Европе.

 

ЮСТИНИАН: ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА

Юстиниан 1
Юстиниан I

В характере Юстиниана ум и воля уживались с худшими пороками.

Завистливый и подозрительный, он легко верил доносам и был скор на расправу. По словам историка того времени Прокопия Кесарийского, он мог «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чём не повинных людей».

Свою главную задачу Юстиниан видел в том, чтобы восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г. Это был грандиозный замысел, для которого требовались сильная армия, талантливые полководцы и много денег.

Главные силы Юстиниан бросил на Запад против германских королевств.

Византийские войска разгромили вандалов в Северной Африке, захватили у вестготов часть Испании, покорили, хотя и не без труда, остготскую Италию.

Задача облегчалась тем, что германцы были арианами, а численно преобладавшие местные жители — ортодоксальными христианами, как и византийцы. Поэтому местное население часто поддерживало новых завоевателей.

Успехи Юстиниана произвели сильное впечатление на современников. Однако это потребовало чрезмерного напряжения сил империи. Когда Юстиниан умер, его наследник обнаружил пустую казну, разорённое население, обескровленную армию и сильных врагов на всех границах.

 

ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В XIV—XV вв

 

ВИЗАНТИЯ В VII ВЕКЕ: КРИЗИС ИМПЕРИИ ПОСЛЕ СОРОКА ЛЕТ МОГУЩЕСТВА

Вскоре после смерти Юстиниана вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам всё новые и новые земли.

Тяжелейший удар империя испытала в VII в., когда на её восточные границы неожиданно обрушились арабы.

В течение нескольких лет Византия утратила свои самые богатые провинции: Египет, Сирию, Палестину.

Арабы не раз осаждали Константинополь. В конце того же VII века на Дунае возникла Болгария, позже неоднократно угрожавшая Византии. Венгры, норманны, турки- сельджуки — кто только не тревожил границ империи!

 

5. Византия в VII в.

 

СОЗДАНИЕ АРМИИ И ФЛОТА

Для защиты своих богатств Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был греческий огонь — зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых трубок на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Чем сложнее было положение империи, тем она больше зависела от искусства дипломатии — умения вести переговоры, заключать союзы, ссорить врагов друг с другом. Во всём этом хитроумные византийцы не знали себе равных. Многие правила византийской дипломатии были усвоены в Западной Европе и легли в основу современной дипломатии. Временами Византии удавалось вновь усилиться. Но с конца XII века императоры уже и не мечтали восстановить былую мощь, пытаясь сохранить хотя бы остатки прежнего влияния.

 

ВИЗАНТИЯ И ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

На протяжении своей тысячелетней истории Византия оказывала огромное воздействие на весь славянский мир, в том числе и на Русь. Уже в IX—X вв. русские князья совершали военные походы на Константинополь, иногда терпели поражение, а иногда одерживали победы и получали с Византии богатую дань.

Эти походы нельзя считать просто разбойничьими нападениями, ведь в Константинополе заканчивался торговый путь «из варяг в греки», вдоль которого возникло Древнерусское государство.

Русь стремилась добиться для своих купцов выгодных условий. Не случайно одним из результатов походов князей Олега и Игоря было заключение торговых договоров в 911 и 944 гг.

Во второй половине X в. в борьбе против болгар империя прибегла к помощи киевского князя Святослава. Когда Святослав, победив их, сам попытался утвердиться на Дунае, василевс вынудил его уйти, а затем натравил на него печенегов. В схватке с ними Святослав погиб.

 

РОСТ МОГУЩЕСТВА И ВЛИЯНИЯ НА ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В 988 г. князь Владимир принял от Византии христианство. Договор был закреплён браком Владимира и сестры императора Василия II Анны. Принятие христианства сыграло огромную роль в истории Руси и способствовало дальнейшему развитию византийско-русских отношений.

Русские князья нередко выступали союзниками императоров. В XI в. русская княжеская династия вновь породнилась с византийскими императорами: мать князя Владимира Мономаха была родственницей Константина IX Мономаха.

Принятие христианства способствовало быстрому распространению на Руси византийских церковных традиций и культуры. По греческим образцам, а часто и греческими мастерами строились, расписывались и украшались мозаиками церкви. Русские книжники переводили и использовали книги византийских авторов.

 

Византия 2

 

ВИЗАНТИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРА: РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ИСКУССТВО

В раннее Средневековье Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. На Западе многие достижения античности были уничтожены. Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока.

Но и её культура сильно изменилась под воздействием христианства. Античная мудрость теперь считалась языческой и приходила в упадок, её место занимало богословие.

Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому главной задачей зодчих стало создание соответствующего духу христианства внутреннего пространства (интерьера), внешний же вид здания считался менее важным.

Интерьеру церкви следовало быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для прихожан. В IV в., когда христианство было разрешено и начало испытывать потребность в храмах, таких зданий ещё не было, их только предстояло создать.

 

БАЗИЛИКА, НЕФ, АПСИДА

Сначала стали использовать уже имеющиеся здания — базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Эти проходы называют нефами (от латинского «навис» — корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу.

 

Базилика — это прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов.

 

Воплощением такого корабля и был неф. Средний неф обычно был шире и выше боковых. Чаще всего он перекрывался двускатной крышей, поддерживаемой деревянными стропилами.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом — апсидой, находился алтарь — наиболее почитаемая часть храма. На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы.

Доступ в алтарь имели только священники. Верующий, входя в базилику с запада, как бы вступал на путь спасения, который вёл к алтарю. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным — трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста — главного символа христианства.

 

ВИЗАНТИЯ В XI-XV вв.

 

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Тогда зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии — Премудрости Божией.

Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры. Им стал храм Святой Софии. Храм был сооружён всего за пять лет (532—537).

Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство.

Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.

 

Собор Святой Софии Константинополь
Собор Святой Софии в Константинополе (современном Стамбуле)

 

Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов — треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола.

Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами.

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X в. послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «…не знали — на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Не случайно именно Софии — Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.

Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный.

Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

 

МОЗАИКА, ФРЕСКА, ИКОНА

Юстиниан I

От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках.

Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.

Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ПОЯВЛЕНИЕ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ. ХЛОДВИГ — КОРОЛЬ ФРАНКОВ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАСЦВЕТ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ В ЕВРОПЕ (IX-XI вв.)

ИСТОРИЯ ВИКИНГОВ: НОРМАННЫ ПОКОРЯЮТ ЕВРОПУ И МИР

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ: НЕМЕЦКИЕ ЗЕМЛИ В XI-XII ВЕКАХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В V-XI вв.

ЕВРОПА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: СОСЛОВИЯ И ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН, ГОРОЖАН И РЫЦАРЕЙ

ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКОГО КРЕСТЬЯНИНА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ЕВРОПА И ВОСТОК. ВИЗАНТИЯ И ГОСУДАРСТВА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

АРАБСКИЙ МИР В VI—XI вв

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА. АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ  ПУТИ РАЗВИТИЯ В XII-XIV вв.

КРИЗИСЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIV—XV вв.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ ЕВРОПА. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XI-XV вв.

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ в XI-XV вв.

ЭКОНОМИКА ЕВРОПЫ в XI-XV вв.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI—XV вв.

ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В XIV—XV вв

ВИЗАНТИЯ В XI-XV вв.

СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ В V-XV вв.