ЕВРОПА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: СОСЛОВИЯ И ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН, ГОРОЖАН И РЫЦАРЕЙ

Моравия Общество и его система системное строение общества егэ обществознание

 

Особенности экономических отношений определяли социальную специфику средневекового общества. Прежде всего, оно было сословным, иерархичным.

Сословие – это социальная группа (слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

 

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ СОСЛОВИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Сословия дворян и духовенства были привилегированными. Такая иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ступени на другую, хотя в принципе он был возможен.

Иерархия в сословии дворян выстраивалась на основе вассалитета. Он складывался путем пожалований сеньором земельного владения вассалу. Феод представлял собой дальнейшее развитие бенефиция. Феод также давался за выполнение военной повинности (был условным держанием), но в отличие от бенефиция являлся наследственным земельным владением.

В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса.

Собственником феода считался не только его непосредственный держатель – вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров.

Иерархия внутри класса феодалов оформлялась в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом. Передача феода вассалу – ввод во владение – носила название инвеституры.

Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость – принесение «оммажа», во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого феодала, публично признавал себя его «человеком».

При этом он приносил клятву верности сеньору. Вассальные отношения предусматривали наличие взаимных прав и обязанностей. Вассалитет предполагал некоторую децентрализацию власти за счет передачи, делегирования ряда полномочий синьора вассалам.

Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать во вред сеньору и по требованию последнего защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определенных феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь.

Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока.

Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет».

Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

 

elts1

 

ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ ФЕОДАЛОВ

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты.

По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Иммунитет – совокупность определенных прав вассалов и территорий, на которых эти права были действительны.

Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения.

Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным. Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари.

 

ВАССАЛЫ ИЛИ РЫЦАРИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору — обычно в течение 40 дней в году.

Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода.

Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров — других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.

Отношения между сеньорами и вассалами не были всюду одинаковыми. Так, в Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал».

В идеале вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но бывали и несправедливые сеньоры, неверные вассалы, кровавые усобицы между ними. К тому же часто вассал получал феоды от разных сеньоров. В таких случаях было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вассалы в конфликтах с сеньорами часто брали верх, ведь многие из них были богаче своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.

 

ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Все члены средневекового общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным. 

Сеньоров и вассалов объединяло то, что все они были рыцарями. Слово «рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «риттер» — всадник, конный воин. Считалось, что рыцарем может стать только человек знатный, и притом богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.

Рыцарь был прекрасно подготовлен к войне. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем. Позже для защиты самых уязвимых частей тела на кольчуге закрепляли металлические пластины, а с XIV века появился сплошной доспех.

Он весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали самых выносливых коней, также защищённых доспехами. Наступательным оружием рыцаря были меч и длинное (до 3,5 м) тяжёлое копьё.

Применять такое оружие позволяли стремена, которые в Европе переняли с Востока в раннее Средневековье. Когда рыцарь мчался в атаку, казалось, нет силы, способной выдержать его удар.

В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен. Ведь убийство равного осуждалось и церковью, и моралью самих рыцарей. Кроме того, за пленного можно было получить большой выкуп. Поэтому даже в крупных сражениях часто гибли всего несколько рыцарей. Иное дело — «неблагородные» противники: их убивали беспощадно.

Они, в свою очередь, наводили ужас на рыцарей, поскольку сражались «не по правилам»: стаскивали рыцарей с коней, а потом добивали их через щели в латах. 

В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная. Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обязательств конфликты на этой почве были в IX – XI вв. обычным явлением. Война считалась законным способом решения всех споров между феодалами. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.

Весь быт и нравы феодалов средневековой эпохи в ранний период подчинены были в основном потребностям войны. В IX– XI вв. Европа покрылась феодальными замками. Замок – обычное жилище феодала – одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян.

Замок позволял землевладельцу господствовать над всей близлежащей округой, он строился обычно на лесистом холме или высоком берегу реки, откуда можно было бы хорошо обозревать окрестность и где легче было обороняться от врага, а так же держать в подчинении все ее население. Особенно много замков было построено в связи с набегами норманнов, арабов и венгров.

Социальная стратификация социальная мобильность егэ обществознание

 

МИР ТУРНИРОВ И ГЕРБОВ

В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями, похожими на войну и развивавшими необходимые на войне навыки. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Но любимым развлечением рыцарей были турниры — состязания в умении владеть оружием. Наряду с единоборствами устраивались сражения целых отрядов, но, сражаясь затупленным оружием и в прочных доспехах, рыцари на турнире погибали редко.

Организацией турниров занимались геральды. Часто им было достаточно одного взгляда на рыцаря, чтобы определить, кто он такой, ведь на его щите они сразу видели отличительный знак его рода — герб. Гербы появились именно в Средние века — как личные, а затем и родовые знаки знатных людей. Вслед за ними гербы стали заводить города, объединения горожан, духовные лица (например, епископы). А из гербов правителей позже появились гербы государств. 

Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались геральды. В геральдике использовались 5 цветов (голубой, зелёный, чёрный, алый, пурпурный), а также золото и серебро. Цвет и фигуры на щите имели символическое значение. В состав герба входил девиз — краткое изречение, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков.

 

РЫЦАРСКИЙ ЭТИКЕТ И КОДЕКС ЧЕСТИ

Жизнь рыцаря требовала храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки. С семи лет мальчики из знатных семей покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры. Читать и писать учили не всегда — считалось, что рыцарь может обойтись и без этого, и лишь к концу Средневековья положение стало меняться к лучшему.

Обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем рыцаря и лишь после нескольких лет службы мог удостоиться посвящения в рыцари. Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в церкви, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за правое дело: ради восстановления справедливости, борьбы с неверными. В знак посвящения ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом.

Воплощением духа Средневековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость.

Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Последним рубежом обороны была самая высокая каменная башня; во Франции её называли донжоном. Захватить замок, как правило, удавалось лишь внезапным нападением, хитростью или изменой.

 

original_Village_of_Les_Baux_France

 

ЗАМОК И ЗЕМЛЯ КАК АТРИБУТ ФЕОДАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЫЦАРЯ

Замок был центром жизни всей округи. Здесь жили сеньор с семьёй и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети, заходили переночевать путники. В парадном зале задавали пиры, звучали стихи и песни странствующих певцов и поэтов.

В замках, при дворах сеньоров, расцвела рыцарская культура. В основе её лежала особая система ценностей — совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Рыцарь подчинялся определённым правилам поведения (так называемый кодекс рыцарской чести), отличавшим его от остальных членов общества.

Рыцарь должен быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, честь же ценилась выше жизни.

На войне рыцари часто грабили мирное население, но богатства нужны были им не для накопления, а для того, чтобы их демонстративно потратить. Сеньоры задавали роскошные пиры, устраивали празднества, наделяли вассалов богатыми подарками.

Все знали: чем сеньор щедрее, тем больше рыцарей он соберёт в следующий раз под свои знамёна; значит, тем больше у него шансов захватить богатую добычу, опять-таки чтобы щедро раздать её своим вассалам.

 

КУЛЬТУРА РЫЦАРСКОЙ РОМАНТИКИ

Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностъю (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта изящная придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов. Рыцарская культура складывалась из многих компонентов. Это и замки, и гербы, и турниры, и пиры, и поэтические состязания.

Многие рыцари были прекрасными поэтами. Трубадуры — странствующие рыцари-поэты Южной Франции — сочиняли изысканные стихи о любви и о рыцарских доблестях. При дворах звучали также эпические поэмы о героях былых дней, такие, как французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моём Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах». В основе их сюжетов лежали реальные события, но сильно изменённые фантазией сказителей. Сочинялись и рыцарские романы, в которых рядом с рыцарями и прекрасными дамами действовали волшебники и драконы. Особой популярностью пользовались романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет которых приходится на XII—XIII века, были яркой страницей истории Средневековья.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЕВРОПА И ВОСТОК. ВИЗАНТИЯ И ГОСУДАРСТВА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

АРАБСКИЙ МИР В VI—XI вв

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА. АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ  ПУТИ РАЗВИТИЯ В XII-XIV вв.

КРИЗИСЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIV—XV вв.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ ЕВРОПА. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XI-XV вв.

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ в XI-XV вв.

ЭКОНОМИКА ЕВРОПЫ в XI-XV вв.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI—XV вв.

ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В XIV—XV вв

ВИЗАНТИЯ В XI-XV вв.