ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКОГО КРЕСТЬЯНИНА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКОГО КРЕСТЬЯНИНА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

В средневековом обществе те, кто трудился, — а из них более 9/10 составляли крестьяне — считались третьим сословием, необходимым в обществе, но всё же третьим, самым низшим.

Отношение других членов общества к крестьянам было двойственным. С одной стороны, крестьянин — всеобщий кормилец и его труд угоден Господу. С другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество.

Приниженное положение крестьян в обществе было тесно связано с их несвободой и тем, что они не имели в собственности главного богатства Средневековья — земли. Земля, дававшая крестьянам пропитание, принадлежала сеньорам. В Европе тогда говорили: «Нет земли без сеньора».

 

КРЕСТЬЯНЕ И СЕНЬОРЫ. КАК ПОПАДАЛИ В ЗАВИСИМОСТЬ

Земля сеньора обычно делилась на две части. Одну он оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где работали либо слуги сеньора, либо зависимые крестьяне.

Весь урожай с господского поля шёл в закрома сеньора. Другая часть земли делилась на наделы, которые передавались крестьянам. За пользование землёй крестьяне несли повинности в пользу господина.

Слуги сеньоров заносили повинности в специальные описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но когда повинности были записаны, сеньор уже не мог произвольно увеличивать их. Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами.

Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться суду сеньора.

 

 

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были зависимы по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой — несколько дней в неделю.

Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал до половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян.

Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Некоторые обязаны были платить сеньору даже за право вступить в брак или унаследовать имущество умершего отца.

Крестьянские повинности иногда бывали весьма обременительны, зато они не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Конечно, сеньоры часто пытались увеличить их, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли жаловаться на своего господина королю и нередко добивались справедливости.

КАК ЖИЛА ДЕРЕВНЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Жизнь крестьянина текла неспешно и однообразно. Из года в год  повторялись одни и те же занятия. Люди жили так же, как их отцы и деды, и этим довольствовались. Ритм жизни крестьян был задан самой природой. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Весной вскапывали землю, сеяли яровые, ухаживали за виноградниками.

Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, делали вино, сеяли озимые. Затем наступало короткое время отдыха. И вот уже пора готовиться к новой полевой страде.

Другой жизни крестьяне не знали, ведь они очень редко уходили из своей деревни дальше, чем до ближайшего города или монастыря. В этом тесном мире все знали друг друга, полагались только на себя и друг на друга и не любили чужаков.

 

ПРАКТИКИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СЕЛЬСКИЙ СЕЗОН

Ещё в раннее Средневековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная земля делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе — озимыми, а третье оставляли под пар, то есть не засеивали, давая ему отдохнуть и восстановить плодородие. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе засеивали яровыми, третье — озимыми.

На третий год цикл заканчивался. При такой системе земля меньше истощалась. Плодородие почвы увеличивали также за счёт чередования разных культур и использования удобрений. Впрочем, урожайность хотя и выросла, но оставалась низкой. В XI—XIII веках она составляла сам-два или сам-три, в лучшем случае сам-четыре.

Это значит, что с каждого мешка посеянного зерна собирался урожай от 2 до 4 мешков. А ведь крестьянин должен был, собрав урожай, отложить семена для следующего посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на остальное прожить вместе со своей семьёй до следующего урожая! Даже в благополучные годы многие крестьяне недоедали, и чуть ли не каждые 5—6 лет случались недороды и неурожаи.

В такие годы от голода и вызванных им болезней умирали целыми семьями. Хрупкое благополучие крестьянского двора легко могли разрушить и нападение врага, и феодальная усобица, и произвол сеньора. Но крестьянское хозяйство быстро восстанавливалось. После самых тяжёлых войн и эпидемий выжившие снова распахивали землю и собирали урожай.

 

ОБЩИНА

Чтобы устоять в трудной борьбе с природой и успешно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину. Община играла огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие важные вопросы жизни односельчан.

Крестьяне совместно определяли, яровыми или озимыми засеивать то или иное поле и чем именно — рожью, ячменём или чем-то другим. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями — сенокосом, пастбищем, лесом. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании.

Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки мог рассчитывать на её помощь.

Община содержала местного священника и поддерживала порядок в округе. Члены общины вместе не только трудились, но и отдыхали. Одним словом, крестьянин не представлял себе жизни вне общины.

 

photo

КРЕСТЬЯНСКАЯ КУЛЬТУРА

Умея трудиться, крестьяне умели и наслаждаться отдыхом. На праздниках они пели и танцевали, с удовольствием состязались в силе и ловкости, смотрели нехитрые представления заезжих артистов.

Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, часто восходили к языческим празднествам.

Да и сами крестьяне, как и встарь, верили в колдовство, оборотней и домовых. Деревня была почти сплошь неграмотной.

Зато устное народное творчество — фольклор — отличалось богатством и выразительностью.

Старинные песни, сказки и пословицы вобрали в себя народную мудрость.

Распространённым персонажем сказок был удачливый дурак, а также бедный, но добрый и смышлёный крестьянский сын, которому удавалось посрамить жадного и злого богача и найти своё счастье. Часто звучали жалобы крестьян на их тяжёлую участь, несправедливость богатых и знатных.

Воплотить мечты о справедливости в жизнь иногда удавалось благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самым знаменитым был бесстрашный Робин Гуд — меткий стрелок и надёжный защитник простых людей от произвола сеньоров. Ему посвящено множество английских баллад.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЕВРОПА И ВОСТОК. ВИЗАНТИЯ И ГОСУДАРСТВА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

АРАБСКИЙ МИР В VI—XI вв

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА. АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ  ПУТИ РАЗВИТИЯ В XII-XIV вв.

КРИЗИСЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIV—XV вв.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ ЕВРОПА. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XI-XV вв.

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ в XI-XV вв.

ЭКОНОМИКА ЕВРОПЫ в XI-XV вв.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI—XV вв.

ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В XIV—XV вв

ВИЗАНТИЯ В XI-XV вв.

СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ