ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКОГО КРЕСТЬЯНИНА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Ключевые слова: крестьянство, крестьянин в Европе, европейское средневековье, крестьянин в средневековой Европе, сословные права и обязанности, феодализм, виды повинностей
В средневековом обществе те, кто трудился, — а из них более 9/10 составляли крестьяне — считались третьим сословием, необходимым в обществе, но всё же третьим, самым низшим.
КРЕСТЬЯНИН В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
Отношение других членов общества к крестьянам было двойственным. С одной стороны, крестьянин — всеобщий кормилец и его труд угоден Господу. С другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество.
Приниженное положение крестьян в обществе было тесно связано с их несвободой и тем, что они не имели в собственности главного богатства Средневековья — земли. Земля, дававшая крестьянам пропитание, принадлежала сеньорам. В Европе тогда говорили: «Нет земли без сеньора».
ЕВРОПА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: СОСЛОВИЯ И ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН, ГОРОЖАН И РЫЦАРЕЙ |
КРЕСТЬЯНЕ И СЕНЬОРЫ. КАК ПОПАДАЛИ В ЗАВИСИМОСТЬ
Земля сеньора обычно делилась на две части. Одну он оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где работали либо слуги сеньора, либо зависимые крестьяне.
Весь урожай с господского поля шёл в закрома сеньора. Другая часть земли делилась на наделы, которые передавались крестьянам. За пользование землёй крестьяне несли повинности в пользу господина.
Слуги сеньоров заносили повинности в специальные описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но когда повинности были записаны, сеньор уже не мог произвольно увеличивать их. Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами.
Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться суду сеньора.
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были зависимы по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой — несколько дней в неделю.
Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал до половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян.
Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Некоторые обязаны были платить сеньору даже за право вступить в брак или унаследовать имущество умершего отца.
Крестьянские повинности иногда бывали весьма обременительны, зато они не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Конечно, сеньоры часто пытались увеличить их, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли жаловаться на своего господина королю и нередко добивались справедливости.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В V-XI вв. |
КРЕСТЬЯНИН В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ: КАК ЖИЛА ДЕРЕВНЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Жизнь крестьянина текла неспешно и однообразно. Из года в год повторялись одни и те же занятия. Люди жили так же, как их отцы и деды, и этим довольствовались. Ритм жизни крестьян был задан самой природой. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Весной вскапывали землю, сеяли яровые, ухаживали за виноградниками.
Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, делали вино, сеяли озимые. Затем наступало короткое время отдыха. И вот уже пора готовиться к новой полевой страде.
Другой жизни крестьяне не знали, ведь они очень редко уходили из своей деревни дальше, чем до ближайшего города или монастыря. В этом тесном мире все знали друг друга, полагались только на себя и друг на друга и не любили чужаков.
ПРАКТИКИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СЕЛЬСКИЙ СЕЗОН
Ещё в раннее Средневековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная земля делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе — озимыми, а третье оставляли под пар, то есть не засеивали, давая ему отдохнуть и восстановить плодородие. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе засеивали яровыми, третье — озимыми.
На третий год цикл заканчивался. При такой системе земля меньше истощалась. Плодородие почвы увеличивали также за счёт чередования разных культур и использования удобрений. Впрочем, урожайность хотя и выросла, но оставалась низкой. В XI—XIII веках она составляла сам-два или сам-три, в лучшем случае сам-четыре.
Это значит, что с каждого мешка посеянного зерна собирался урожай от 2 до 4 мешков. А ведь крестьянин должен был, собрав урожай, отложить семена для следующего посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на остальное прожить вместе со своей семьёй до следующего урожая! Даже в благополучные годы многие крестьяне недоедали, и чуть ли не каждые 5—6 лет случались недороды и неурожаи.
В такие годы от голода и вызванных им болезней умирали целыми семьями. Хрупкое благополучие крестьянского двора легко могли разрушить и нападение врага, и феодальная усобица, и произвол сеньора. Но крестьянское хозяйство быстро восстанавливалось. После самых тяжёлых войн и эпидемий выжившие снова распахивали землю и собирали урожай.
КРЕСТЬЯНИН В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ: ОБЩИНА
Чтобы устоять в трудной борьбе с природой и успешно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину. Община играла огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие важные вопросы жизни односельчан.
Крестьяне совместно определяли, яровыми или озимыми засеивать то или иное поле и чем именно — рожью, ячменём или чем-то другим. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями — сенокосом, пастбищем, лесом. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании.
Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки мог рассчитывать на её помощь.
Община содержала местного священника и поддерживала порядок в округе. Члены общины вместе не только трудились, но и отдыхали. Одним словом, крестьянин не представлял себе жизни вне общины.
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ |
КРЕСТЬЯНСКАЯ КУЛЬТУРА
Умея трудиться, крестьяне умели и наслаждаться отдыхом. На праздниках они пели и танцевали, с удовольствием состязались в силе и ловкости, смотрели нехитрые представления заезжих артистов.
Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, часто восходили к языческим празднествам.
Да и сами крестьяне, как и встарь, верили в колдовство, оборотней и домовых. Деревня была почти сплошь неграмотной.
Зато устное народное творчество — фольклор — отличалось богатством и выразительностью.
Старинные песни, сказки и пословицы вобрали в себя народную мудрость.
Распространённым персонажем сказок был удачливый дурак, а также бедный, но добрый и смышлёный крестьянский сын, которому удавалось посрамить жадного и злого богача и найти своё счастье. Часто звучали жалобы крестьян на их тяжёлую участь, несправедливость богатых и знатных.
Воплотить мечты о справедливости в жизнь иногда удавалось благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самым знаменитым был бесстрашный Робин Гуд — меткий стрелок и надёжный защитник простых людей от произвола сеньоров. Ему посвящено множество английских баллад.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ЕВРОПА И ВОСТОК. ВИЗАНТИЯ И ГОСУДАРСТВА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА. АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ В XII-XIV вв.
КРИЗИСЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIV—XV вв.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ ЕВРОПА. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XI-XV вв.
СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ в XI-XV вв.
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI—XV вв.