ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. КАК РАЗОБРАТЬСЯ В САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФАХ XVIII ВЕКА

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Ключевые слова: Эпоха Просвещенения, XVIII век, французская эпоха Просвещения, эпоха Просвещения и ее деятели: Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро, причины становления Просвещения в истории Франции, ЕГЭ, ОГЭ, всемирная история, олимпиады по обществознанию, философия, история политики и права

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМЕ

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: КАК И КОГДА НАЧИНАЛАСЬ

XVIII  век  не  случайно  называют  «Эпоха  Просвещения»: научные  знания,  ранее  бывшие  достоянием  узкого  круга ученых,  теперь  начали  распространяться  вширь,  выходя  за пределы  университетов  и  лабораторий  в  светские  салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки  и  философии.

Уверенность  в  мощи  человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем  условия  для  экономического  и  социального благоденствия,  –  вот пафос эпохи Просвещения.

Эти  умонастроения  сформировались  еще  в  XVII  в., были  продолжены  и  углублены  в  XVIII  столетии,  которое осознавало  себя  как  эпоху  разума  и  света,  возрождения свободы,  рассвета  наук  и  искусств,  наступившие  после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако здесь есть  и  новые  акценты. 

Во-первых,  в  XVIII  в.  значительно сильнее   подчеркивается   связь   науки   с   практикой,   ее общественная  полезность. 

Во-вторых,  критика,  которую  в эпоху   Возрождения   и   в   XVII   в.   философы   и   ученые направляли  главным  образом  против  схоластики,  теперь обращена    против    метафизики. 

Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую  в  XVI  —  XVII  вв.  на  смену  средневековой схоластике.  

 

Средневековый город Интеллект Экономика Европы в 11-15 веках

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: АПЕЛЛЯЦИЯ К РАЗУМУ

Вслед  за  Ньютоном  в  науке,  а  за  Локком  –  в философии    началась    резкая    критика    метафизической системы,  которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту. На   знамени   просветителей   написаны   два   главных лозунга      наука   и   прогресс.  

При   этом   просветители  апеллируют   не   просто   к   разуму      –   ведь   к   разуму обращались и метафизики XVII в., –  а к разуму научному, который  опирается  на  опыт  и  свободен  не  только  от религиозных   предрассудков,   но   и   от   метафизических сверхопытных «гипотез».

Оптимизм  Просвещения  был  исторически  обусловлен тем,  что  он  выражал  умонастроение  поднимающейся  и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала    Англия,    раньше    других    вставшая    на    путь капиталистического развития.

 

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА НАШ ИНСТАГРАМ ПО ИСТОРИИ

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: КУЛЬТ РАЦИОНАЛИЗМА

В-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума).

Главные сторонники естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму.

В свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики.

 

Вестминстерское аббатство

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ЦЕННОСТИ ПРОГРЕССА

В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Здесь нужно учитывать изменение понимания «разума» — до середины XVII в. разум, воспринимался философами как «часть души», после Локка он становится скорее процессом мышления, приобретая одновременно функцию деятельности.

Тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.

 

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI—XV вв.

 

ГУМАНИЗМ И ВЕРА В ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены.

Поэтому большинство из них принципиально отрицало какой бы то ни было опыт. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Однако все предпринимаемые эксперименты по избавлению человечества от традиции кончались для сообщества людей трагически.

 

Социальный контроль Болонский университет

 

НАЧАЛО ЭПОХИ В АНГЛИИ XVII ВЕКА: ДЖОН ЛОКК

В    Англии    философия    Просвещения    нашла    свое выражение   в   творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А.Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы: Т. Рид, затем А. Смит и Д. Юм. 

 

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Во Франции плеяда просветителей была представлена  Ф.  Вольтером,   Ж.-Ж.  Руссо,  Д.  Дидро,  Ж. Д’Аламбером, Э. Кондильяком,   П. Гольбахом, Ж. Ламетри. В   Германии   носителями   идей   Просвещения   стали   Г. Лесслинг, М. Гердер, молодой Кант. 

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 

 

ВОЛЬТЕР

Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Борясь против церкви, духовенства и религии, Вольтер был вместе с тем врагом атеизма. Всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается. Вера в Бога оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.

 

%d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%b5%d1%80

 

ИДЕИ ВОЛЬТЕРА

По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера).

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на философов. «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично.

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ЖАН-ЖАК РУССО

Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора.

 

%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%be

 

КАК РАБОТАЕТ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона.

Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

Руссо ставит жалость в антагонизм с рассудком. Сострадание не только «предшествует разуму» и всякому размышлению, но развитие разума ослабляет сострадание и может его уничтожить. «Сострадание основано на способности человека отожествлять себя с лицом страдающим; но эта способность, чрезвычайно сильная в естественном состоянии, суживается по мере того, как развивается в человеке способность размышлять и человечество вступает в период рассудочного развития.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В V-XI вв.

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗУМА

Разум порождает себялюбие, размышление укрепляет его; оно отделяет человека от всего, что его тревожит и огорчает. Философия изолирует человека; под её влиянием он шепчет, при виде страдающего человека: погибай, как знаешь — я в безопасности».

Чувство, возведённое в высшее правило жизни, отрешённое от размышления, становится у Руссо предметом самопоклонения, умиления перед самим собой и перерождается в чувствительность — сентиментальность.

Человек, исполненный нежных чувств, или человек с «прекрасной душой» возводится в высший этический и общественный тип. Ему все прощается, с него ничего не взыскивается, он лучше и выше других, ибо «поступки — ничто, все дело в чувствах, а в чувствах он велик».

 

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА У РУССО

История человечества представляет у Руссо ряд ступеней последовательного уклонения от естественного блаженного и непорочного состояния. Первая беда наступила тогда, когда люди уклонились от мудрого правила жить и трудиться по-отдельности, когда они вступили в общежитие и началось разделение труда.

Другой роковой шаг человека заключался в установлении земельной собственности. Возникновение поземельной собственности привело, по Руссо, к неравенству между богатыми и бедными; богатые, заинтересованные в сохранении своего имущества, стали уговаривать бедных установить общественный порядок и законы. Законы, созданные коварством, превратили случайное насилие в неприкосновенное право, обрекли род человеческий на вечный труд, холопство и бедствия.

Так как нужно было кому-нибудь наблюдать за исполнением законов, то люди поставили над собой правительство; появилось новое неравенство — сильных и слабых. Правительство было предназначено к тому, чтобы служить обеспечением свободы; но на самом деле правители стали руководиться произволом и присвоили себе наследственную власть.

Тогда появилась последняя степень неравенства — различие между господами и рабами.

 

%d0%b4%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be

 

ДЕНИ ДИДРО

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДИДРО

По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма.

«Жак Фаталист» и «Племянник Рамо» — лучшие из его художественных произведений. «Жак Фаталист» — повесть о странствиях и приключениях двух приятелей, в которую автор вставил ряд эпизодов.

Здесь выведена вереница характерных фигур того времени, подвергнуты критике распущенность, эгоизм, бессодержательность, мелочность и отсутствие глубоких интересов в так называемом «обществе»; этому последнему противопоставляются примеры добродетели, искренность и чувствительность — качества, обретённые Дидро в буржуазной среде. Рамо, герой другой повести —воплотил всё отвратительное, что таилось в недрах старого общества.

Известна повесть Дидро «Монахиня» (фр. La religieuse), где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает.

Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологическойправды делает «Монахиню» одним из лучших произведений французской прозы XVIII века. Благодаря своей остро проведённой антиклерикальной тенденции «La religieuse» является великолепным образцом антирелигиозной пропаганды XVIII века.

 

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо и Джон Локк  считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г.

 

%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d0%ba%d1%8c%d0%b5

 

«О ДУХЕ ЗАКОНОВ» МОНТЕСКЬЕ

Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов»:

 — Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

 — Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король.

 — Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

 — Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх

 

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ 

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАВЕНСТВО ПРАВ МОНТЕСКЬЕ

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

Как считал Монтескье, миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многое управляет людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

 

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ПО МОНТЕСКЬЕ

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

  • Республика — добродетель,
  • Монархия — честь,
  • Деспотия — страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

 

ТОМАС ГОББС

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени.

В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще.

Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение.

Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения.

Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукциюэмпирической «физики».

 

%d0%b3%d0%be%d0%b1%d0%b1%d1%81

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОББСА

Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли.

Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

 

22

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОСОБЫЙ XVIII ВЕК И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Эпоха Просвещения стала временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал в учении о государстве и праве, критики феодализма, феодального неравенства и деспотизма, веры в торжество разума, свободы и равенства, во всевластие народа, всесилие разумного закона.

Доктринам естественного права, прав человека и гражданина, общественного договора, разделения властей, теории демократии было предоставлено классические формы. Весомым был вклад европейских просветителей в разработку принципов либерализма, защите таких универсальных ценностей, как свобода, честь и достоинство человека, оберегаемых законами. Ученые Нового времени возрождали представления о «политическом обществе», «политической свободе», а также естественные права человека.

Политико-правовые идеи Просвещения идеологически подготовили Французскую революцию, которая стала началом отсчета новой эпохи. Деятели революции первыми попытались реализовать большие идеи, развить их, учитывая новые и неожиданные повороты политических событий. 

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ

ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ. КОНСЕРВАТИЗМ — ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ. ЛИБЕРАЛИЗМ — ИДЕОЛОГИЯ ВЫБОРА, ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ

СОЦИАЛИЗМ — ИДЕОЛОГИЯ РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ ЭЛИТ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РФ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ И ПЛАН ТЕМЫ К ЗАДАНИЮ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *