Роль государства в экономике. Функции и значение государства

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Ключевые слова: роль государства в экономике, роль государства в экономике егэ обществознание, внешние эффекты, макроэкономика, микроэкономика, защита частной собственности, методы влияния государства на рыночную экономику, монетарная и фискальная политика государства, экономическая свобода, роль государства в экономике егэ обществознание, фискальная и монетарная политика, роль государства в экономике егэ обществознание, егэ обществознание, методы борьбы с безработицей, егэ обществознание, борьба с негативными внешними эффектами, егэ обществознание, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание

 

Реальный круг экономических функций государства очень широк, и тема эта всегда является предметом ожесточенных споров экономистов, политиков, коммер­сантов.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

ГОСУДАРСТВО – “НОЧНОЙ СТОРОЖ”

Чтобы разобраться в причинах таких споров, следует рассмотреть роль го­сударства в экономике и механизмы ее реализации более подробно. Какие условия нужны любой стране, чтобы ее граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность?

Ответ на этот вопрос дал еще Адам Смит (1723—1790) — один из крупнейших представителей классической политэкономии.

Он писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варвар­ства до вышей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».

Иными словами, государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономическую деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов.

По сути это означает экономическую свободу, которая обеспечивается на ос­нове законодательных государственных норм и неотделима от экономической от­ветственности граждан за то, как они этой свободой пользуются.

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ ЕГЭ ОГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ ЦЕНТР

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ: ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

В современном понимании экономическая свобода предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности и непротиворечии законам свободу:

  • производить то, что человек или фирма считает для себя выгодным;
  • торговать с теми, с кем считаешь выгодным;
  • сберегать полученные доходы в тех формах, которые человек выбирает для себя сам;
  • вкладывать сбережения для получения дохода в будущем в те проекты, которые человек выбирает сам;
  • пользоваться созданным и заработанным любым способом, не ущемляю­щим интересы окружающих;
  • вступать в любые выгодные экономические контакты с соотечественниками и иностранцами;
  • по своему усмотрению устанавливать цены на плоды своего труда или то­вары, созданные своей фирмой;
  • пользоваться для расчетов с партнерами по торговле денежными средствами любой страны, если на это согласны все участники сделки.

Но любая свобода требует защиты, иначе ее отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических (т. е. их гарантирование), — главная и постоянная задача любого государства.

Поиск наилучших способов защиты экономических свобод занял многие века и в конце концов привел к созданию стройного механизма, включающего: правовое закрепление права собственности, гражданское законодательство, суды, арбитражные суды и государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических сво­бод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.).

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА”

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ: ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

Правовое закрепление права собственности означает, что общество и государство признают права людей (физических лиц) и фирм (юридических лиц) на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано.

Государство с помощью правовых служб (милиции, суда, прокуратуры) защи­щает такие права личности. Правда, и это очень важно, современное цивилизован­ное общество признает право собственника делать со своим имуществом все что угодно лишь до той поры, пока такое использование имущества не начинает при­носить вред окружающим.

Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются массой государственных норм и законов, которые образуют важнейшую часть гражданского законодательства.

Например, принятый в России Гражданский кодекс регулирует допускаемые в стране формы хозяйственных организаций, правила заключения хозяйственных договоров, порядок выполнения обязательств по договорам и т. д.

 

ТЕРМИНЫ – БЛОК “ЭКОНОМИКА”

 

РЫНОК ТРУДА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ ЕГЭ ОГЭ

 

ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ

Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает прави­ла, установленные гражданским законодательством, то пострадавшая сторона мо­жет обратиться в государственный суд за защитой. В гражданском судопроизводстве нет кары в виде тюремного заключения или ссылки.

Здесь наказанием обычно являются изъятие незаконно полученного имущества или выгод, а также всевоз­можные штрафы. Осуществление хозяйственной деятельности часто порож­дает споры между ее участниками.

 

РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

НЕСОВЕРШЕНСТВО РЫНКА И ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА

Но реально круг задач, которыми занимается государство, куда шире. Это свя­зано с несостоятельностью (несовершенством) механизма рынка — неспособностью рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообше или наи­лучшим образом.

Причины несостоятельности рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механиз­мам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них. Во-первых, всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о свой­ствах и ценах товаров или услуг. Между тем обычно потребители такой полной информацией не обладают и потому производители могут их обма­нывать, скрывая вредные или преувеличивая полезные свойства продавае­мых благ, чтобы продавать их больше и дороже, чем они того заслуживают.

Кто-то — и это обычно бывает государство, а не рынок — должен взять на себя заботу о защите прав потребителя на правдивую и полную информацию о товарах (например, о том, что табачные изделия вредны для здоровья).

Во-вторых, в современном цивилизованном обществе есть блага, доступ к которым же­лательно предоставить всем гражданам без учета их возможности за это заплатить.

К таким благам относится охрана общественного порядка (мили­ция, прокуратура и суды), оборона страны, пограничная, таможенная и ве­теринарная охрана границ страны и т. п. Соответственно рыночные меха­низмы не способны обеспечить распределение этих благ — здесь они мало­пригодны.

В-третьих, рынок хорошо работает, когда его задача — согласовать интересы двух сторон сделки: продавца и покупателя. Но бывают случаи, когда факт купли-продажи какого-то блага затрагивает интересы совсем иных людей или организаций, не имевших к факту купли-продажи данного блага никакого отношения.

Скажем, когда химическая компания покупает земельный участок, чтобы построить там завод, то эта сделка оказывает существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на жителей близлежащих населенных пунктов.

С одной стороны, это влияние положительное — будет больше рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет, а с другой — отрицательное (воз­растет загрязненность окружающей среды и люди станут больше болеть). Рыночный механизм учесть эти внешние последствия (эффекты) сделок не может.

 

общество политика роман богатенко

 

ГОСУДАРСТВО И НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ

И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономиче­скую жизнь общества. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение в том числе и следующих задач: устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка и смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перерас­пределения.

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в возможности монополизации рынков, трудности создания на коммерческой основе общественных благ, возникновении отрицательных внешних эффектов или внешних затрат.

 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к раз­личным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу экономического преимущества или различных сговоров или уничтожения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возник­нуть за счет того, что она смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена/качество» по своим товарам.

Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров. Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу — обеспечивает наилучшее распределение ограничен­ных ресурсов.

Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов доста­ется фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попы­тается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затра­ты, за счет предложения более низких цен.

 

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП Роль государства в экономике. Функции и значение государства в экономике

 

ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ И ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗАЦИИ

Совсем иное дело — монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или органи­зации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов.

В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее ис­пользование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

  • разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  • создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи недобросовестной конкуренции (в России такую дея­тельность ведет Федеральная антимонопольная служба);
  • помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать моно­полизации рынков или разрушить ее.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы ограни­чить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда ры­ночные механизмы снова смогут работать успешно. Иными словами, правительство обязано разрабатывать и проводить в жизнь политику защиты конкуренции — так называемое антимонопольное законодательство.

 

ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Главная задача — не позволить особо крупным фирмам получить монопольную власть над рынком и диктовать покупателям свои условия продаж, включая цены.

Почти вековой мировой опыт использования антимонопольного законодатель­ства показал, что лучший способ борьбы с монополизацией рынков — поддержка развития малых и средних фирм, которые конкурируют с гигантами и потому обес­печивают нормальное функционирование рынков.

В ассорти­менте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу ис­ключительности, т. е. если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными.

Реаль­ные примеры таких благ: обеспечение обороны страны с помощью армии, бесплат­ное образование, бесплатные парки, музеи, уличное освещение и т. п.

 

политическая элита признаки элиты лидерство партии общество политика

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

В отличие от частных благ, приобретаемых людьми исключительно для собственного потребле­ния, общественные блага неконкурентны — потребление такого блага одним человеком не сокращает общего количества блага, и оно доступно другим людям (идя по освещенной улице, вы не снижаете ее освещенности для других пешеходов), носят посредственный характер (нельзя сделать так, чтобы для кого-то из пешеходов улица не освещалась или армия, охраняя страну в целом, не охраняла кого-то из ее граждан).

Такая общедоступность порождает сложную экономическую проблему: с одной стороны, на такие блага невозможно установить цену и продавать право пользова­ния ими к выгоде конкретных фирм, а с другой — никому из предпринимателей и владельцев фирм невыгодно создавать такие блага, и их предоставление обществу оказывается возможно только усилиями государства.

 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

 

КАКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ГОСУДАРСТВО

Выделяют общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Пер­вые создаются за счет усилий и расходов правительства страны в целом (армия, охрана границ, ветеринарная служба и т. п.), вторые — муниципальных организа­ций, финансируемых из местных бюджетов (освещение улиц, уборка мусора и снега с улиц, поддержание порядка в городских парках и т. д.). Представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг просто невозможно.

Никакая фирма не станет создавать систему противоракетной оборо­ны, которая автоматически защищает все города страны. Решить эту проблему может только особая «фирма» под названием «государство», которая существует на налоги, выплачиваемые всеми имеющими доходы гражданами страны.

Ассорти­мент общественных благ невелик (сюда, кроме того, о чем мы уже говорили выше, относятся такие услуги, как проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий, надзор за добро­совестностью рекламы, соблюдением в торговле правильных стандартов массы и длины и т. д.).

Дня создания общественных благ государство формирует систему законов, защищающих права граждан и фирм на полу­чение достоверной информации (именно к такой категории юридических документов относятся федеральные законы «О рекламе» и «Реклама меди­цинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств») и создает организации, обеспечивающие предоставление населению страны общественных благ (например, армию, пограничную и таможенную служ­бы, «Скорую помощь» и т. д.).

Если, к примеру, химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пче­лы, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует пчеловодов. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым. Однако пчеловоды никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может.

 

социальный институт функции социального института виды социальных институтов типы общество егэ огэ

 

БОРЬБА С НЕГАТИВНЫМИ ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ

Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополни­тельных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупае­мого товара.

В результате загрязнение полей оказывается внешним эффектом, посто­ронним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нем. Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за счет рекламы и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта.

Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказы­ваются далекими от совершенства. Более того, игнорирование потерь или выгод определенных групп граждан или фирм может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрица­тельных внешних эффектов экономической деятельности, компенсируя несовер­шенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

Решая задачу регулирования проблем, связанных с возникновением отрицательных внешних эффектов, государство:

  • формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфлик­ты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);
  • создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отри­цательных внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);
  • стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных) внеш­них эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприя­тиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водооборота).

 

ГОСУДАРСТВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛУГ

В последние десятилетия цивилизованные страны, включая Россию, стали возлагать на государство еще одну заботу — защиту прав потребителей. Это связано с тем, что рыночные механизмы не вполне способны решать задачу защиты потре­бителей от недобросовестности или обмана со стороны продавца (изготовителя).

В Российской Федерации в 1992 г. принят специальный Закон о защите прав потребителей и созданы государственные органы, которые добиваются от фирм— продавцов товаров и услуг соблюдения требований этого Закона.

 

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

 

издержки виды издержек ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ

 

НАСКОЛЬКО ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ В ЭКОНОМИКУ?

Многие экономисты считают, что решение перечисленных выше задач является максимально допустимой сферой вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Но не менее многочисленная группа экономистов и политиков полагает, что такое вмешательство надо расширить для решения и иных задач.

При этом чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и спада производства.

В одних странах такое государственное регулирование осуществляется достаточно активно и успешно, в других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьез­ному нарушению нормального функционирования рыночных механизмов. Свою модель государственного участия в экономической деятельности ищет сегодня и Россия.

В начале 90-х гг., когда главной задачей было разрушение ко­мандной системы, многим казалось, что нашей стране нужно «маленькое и дешевое государство», которое практически не будет вмешиваться в экономическую жизнь. Но опыт последующих лет показал, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слишком слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования всей экономической жизни, и российскому государству придется вернуться в экономику.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 

 

НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Различия в уровне доходов населения называются диф­ференциацией или неравенством доходов. Неравенство до­ходов характерно для всех экономических систем.

Основными причинами неравенства граждан по уров­ню получаемых доходов являются:

  • различия цен на факторы производства;
  • включенность в предпринимательскую деятельность;
  • владение собственностью, а также размер этой соб­ственности;
  • место работы;
  • род деятельности;
  • уровень образования;
  • социально-профессиональный статус.

 

КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ НЕРАВЕНСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В переходной экономике неравенство в уровне жизни и величине получаемых доходов связано с преобладанием у зна­чительной части населения старых стереотипов поведения.

При этом начинает формироваться новый общественный слой, ориентирующийся в своем поведении на принципы ры­ночной экономики, т. е. на свободное предпринимательство.

Поэтому первоначально неравенство усиливается, но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства будут сокращаться.

 

Роль государства в экономике. Функции и значение государства в экономике

 

КАК СЧИТАЕТСЯ НЕРАВЕНСТВО

Неравенство оценивается показателями: коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) и коэф­фициент Джини (индекс концентрации доходов). Первый характеризует степень социального расслоения и показыва­ет соотношение между средними уровнями доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных.

Неравенство доходов, как правило, в экономической практике ассоциируется с социальной несправедливостью. Категория социальной справедливости затрагивает такие общенациональные проблемы, как распределение и пере­распределение доходов.

Чрезмерное государственное вмешательство выражается либо в увеличении госрасходов, либо в росте налогов. Как известно, это приводит, с одной стороны, к увеличению на­грузки на государственный бюджет, а с другой — снижению экономической эффективности, замедлению темпов окупае­мости инвестиций и заинтересованности бизнеса в расшире­нии своей деятельности. В результате социальное неравенство не снижается, а масштабы теневой экономики расширяются.

В то же время высокие качественные показатели эконо­мического развития позволяют расширять и модернизиро­вать социальную компоненту государственного регулирова­ния, т. е., чем более экономически развито общество, тем больше средств выделяется на социальное развитие.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ 

 

ГОСУДАРСТВО И БОРЬБА С НЕРАВЕНСТВОМ

В настоящее время активно развивается концепция со­циальной ответственности бизнеса и государства. Она заключается в создании условий для участия успешно раз­вивающихся компаний в социальных программах и благо­творительных мероприятий, направленных на поддержку не только внутрикорпоративных социальных проектов, но и, прежде всего, на социальное развитие всего общества, снижение уровня неравенства. Социальная ответственность трактуется широко и опирается на этические нормы и прин­ципы поведения.

Деятельность государства по обеспечению относитель­ной социальной справедливости в обществе включает сле­дующие направления:

1. помощь беднейшим и неспособным обеспечивать себя материальными благами людям и борьба с бедностью;

2. поддержка временно безработных и оказание им со­действия в трудоустройстве, в повышении их профес­сионального уровня, в переквалификации (если это необходимо);

3. выплата пособий на детей, пособий по инвалидности, потери трудоспособности, пособий по потере кор­мильцев и др.;

4. обеспечение гарантии занятости, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов (обяза­тельный социальный пакет);

5. создание целостной системы защиты населения на основе справедливого распределения национального дохода;

6. организация обязательного медицинского страхова­ния граждан и финансирования всеобщего бесплатно­го здравоохранения;

7. содержание системы бесплатного начального и сред­него образования, предоставление льгот при получе­нии профессионального и высшего образования;

8. функционирование государственной системы пенси­онного обеспечения в сочетании с деятельностью не­государственных пенсионных фондов;

9. льготирование жилищно-коммунального обслужи­вания;

10. развитие системы гарантирования государством сбе­режений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях, а также инвестиций граждан в ценные бумаги.

 

Социальная защита осуществляется в рамках социаль­ной политики государства и представляет собой совокуп­ность мероприятий, направленных на выравнивание дохо­дов и решение проблемы бедности.

 

формы правления монархии республики егэ общество

 

КАК РАБОТАЕТ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВА

Эффективность мер социальной защиты определяется, с одной стороной, уровнем социальной стабильности, сни­жением социальной напряженности, а с другой — соци­альная политика не должна подрывать экономической за­интересованности предпринимателей в деятельности.

Основными инструментами социальной политики вы­ступает перераспределение доходов посредством налогов и дотаций.

Направлениями социальной защиты населения являются:

  • перераспределение доходов, индексация доходов;
  • стимулирование занятости, выплата пособий по без­работице;
  • пенсионное обеспечение;
  • выплата трансфертов;
  • социальное страхование.

 

СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ

 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

Чтобы смягчить процессы расслоения общества на бед­ных и богатых, государство проводит ряд мер по регулиро­ванию доходов. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными.

Во-первых, государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое зна­чение регулирования заработной платы определяет­ся тем, что ее изменение оказывает влияние на сово­купный спрос и издержки производства.

Такая мера используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек произ­водства, повышения конкурентоспособности нацио­нальной продукции, поощрения инвестирования и сдерживания инфляции.

 

инаугурация байдена егэ общество

 

ПОСРЕДНИЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Во-вторых, государство использует методы добровольного согла­сия работодателей и работников. Не исключается применение административных мер государственно­го контроля за повышением заработной платы с уче­том финансовых возможностей предприятия.

В ряде стран Западной Европы существуют так называемые пределы ее повышения, зафиксированные в общена­циональных программах.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыноч­ной экономикой является определение ее гарантиро­ванного минимума.

 

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

 

ИНДЕКСАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

В-третьих, особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инф­ляции. С этой целью применяется индексация — увели­чение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Индексация может осуществляться на двух уровнях:

а)   на общегосударственном уровне на основе соответ­ствующего законодательства;

б)   на уровне отдельных предприятий через коллектив­ный договор.

Система индексации предусматривает дифференциро­ванный подход в зависимости от величины доходов: от пол­ной компенсации самых низких до близкой к нулю компен­сации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на зара­ботную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных катего­рий занятых государство регулирует только размер мини­мальной заработной платы. Индексация должна произво­диться при росте розничных цен свыше 6%.

Индексация доходов с экономической точки зрения име­ет и существенные недостатки:

  • способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может сни­зить мотивацию к более напряженному труду;
  • индексация доходов снижает эффективность анти­инфляционных мер.

 

роль государства в экономике

 

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Разрешение такой острой социальной проблемы, как бедность, есть одно из направлений деятельности государ­ства. Для этого государство использует различные формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

1. Оказание помощи социально уязвимым группам на­селения через предоставление различных выплат, льгот и компенсаций: например, субсидии на оплату жилищно-коммунальных ус­луг для групп населения с низкими доходами или предоставление социальных льгот.

В настоящее время в России действует более тысячи норматив­ных актов, предусматривающих льготы для 200 ка­тегорий граждан.

2. Поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума.

3. Развитие системы управления охраной труда, которая соответствовала бы новым экономическим и трудо­вым отношениям. Социальная защита требует охра­ны труда на производстве. На частных предприяти­ях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.

4. Страхование от безработицы. Для решения этой проб­лемы в России необходимо в ближайшее время осу­ществить меры по созданию новых рабочих мест, в том числе за счет стимулирования инвестиций.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА 

 

ЧЕМ ОПАСНО ЧРЕЗМЕРНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБУ С НЕРАВЕНСТВОМ ДОХОДОВ

Однако чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов обусловливают снижение деловой активности в обществе и сокращение эффективности производства в целом.

С дру­гой стороны, снижение роли государства в регулировании доходов населения ведет к углублению дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению соци­альных конфликтов и в итоге к падению производства.

Таким образом, социальная политика государства в ры­ночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструмен­том.

С одной стороны, она призвана способствовать социаль­ной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов пред­принимательства. 

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП

НАЛОГИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА

ЭКОНОМИКА ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25