Роль государства в экономике. Функции и значение государства
Ключевые слова: роль государства в экономике, роль государства в экономике егэ обществознание, внешние эффекты, макроэкономика, микроэкономика, защита частной собственности, методы влияния государства на рыночную экономику, монетарная и фискальная политика государства, экономическая свобода, роль государства в экономике егэ обществознание, фискальная и монетарная политика, роль государства в экономике егэ обществознание, егэ обществознание, методы борьбы с безработицей, егэ обществознание, борьба с негативными внешними эффектами, егэ обществознание, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание
Реальный круг экономических функций государства очень широк, и тема эта всегда является предметом ожесточенных споров экономистов, политиков, коммерсантов.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
ГОСУДАРСТВО – “НОЧНОЙ СТОРОЖ”
Чтобы разобраться в причинах таких споров, следует рассмотреть роль государства в экономике и механизмы ее реализации более подробно. Какие условия нужны любой стране, чтобы ее граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность?
Ответ на этот вопрос дал еще Адам Смит (1723—1790) — один из крупнейших представителей классической политэкономии.
Он писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до вышей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
Иными словами, государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономическую деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов.
По сути это означает экономическую свободу, которая обеспечивается на основе законодательных государственных норм и неотделима от экономической ответственности граждан за то, как они этой свободой пользуются.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ: ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА
В современном понимании экономическая свобода предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности и непротиворечии законам свободу:
- производить то, что человек или фирма считает для себя выгодным;
- торговать с теми, с кем считаешь выгодным;
- сберегать полученные доходы в тех формах, которые человек выбирает для себя сам;
- вкладывать сбережения для получения дохода в будущем в те проекты, которые человек выбирает сам;
- пользоваться созданным и заработанным любым способом, не ущемляющим интересы окружающих;
- вступать в любые выгодные экономические контакты с соотечественниками и иностранцами;
- по своему усмотрению устанавливать цены на плоды своего труда или товары, созданные своей фирмой;
- пользоваться для расчетов с партнерами по торговле денежными средствами любой страны, если на это согласны все участники сделки.
Но любая свобода требует защиты, иначе ее отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических (т. е. их гарантирование), — главная и постоянная задача любого государства.
Поиск наилучших способов защиты экономических свобод занял многие века и в конце концов привел к созданию стройного механизма, включающего: правовое закрепление права собственности, гражданское законодательство, суды, арбитражные суды и государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.).
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА” |
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ: ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
Правовое закрепление права собственности означает, что общество и государство признают права людей (физических лиц) и фирм (юридических лиц) на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано.
Государство с помощью правовых служб (милиции, суда, прокуратуры) защищает такие права личности. Правда, и это очень важно, современное цивилизованное общество признает право собственника делать со своим имуществом все что угодно лишь до той поры, пока такое использование имущества не начинает приносить вред окружающим.
Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются массой государственных норм и законов, которые образуют важнейшую часть гражданского законодательства.
Например, принятый в России Гражданский кодекс регулирует допускаемые в стране формы хозяйственных организаций, правила заключения хозяйственных договоров, порядок выполнения обязательств по договорам и т. д.
ТЕРМИНЫ – БЛОК “ЭКОНОМИКА” |
ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ
Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает правила, установленные гражданским законодательством, то пострадавшая сторона может обратиться в государственный суд за защитой. В гражданском судопроизводстве нет кары в виде тюремного заключения или ссылки.
Здесь наказанием обычно являются изъятие незаконно полученного имущества или выгод, а также всевозможные штрафы. Осуществление хозяйственной деятельности часто порождает споры между ее участниками.
НЕСОВЕРШЕНСТВО РЫНКА И ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА
Но реально круг задач, которыми занимается государство, куда шире. Это связано с несостоятельностью (несовершенством) механизма рынка — неспособностью рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообше или наилучшим образом.
Причины несостоятельности рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из них. Во-первых, всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о свойствах и ценах товаров или услуг. Между тем обычно потребители такой полной информацией не обладают и потому производители могут их обманывать, скрывая вредные или преувеличивая полезные свойства продаваемых благ, чтобы продавать их больше и дороже, чем они того заслуживают.
Кто-то — и это обычно бывает государство, а не рынок — должен взять на себя заботу о защите прав потребителя на правдивую и полную информацию о товарах (например, о том, что табачные изделия вредны для здоровья).
Во-вторых, в современном цивилизованном обществе есть блага, доступ к которым желательно предоставить всем гражданам без учета их возможности за это заплатить.
К таким благам относится охрана общественного порядка (милиция, прокуратура и суды), оборона страны, пограничная, таможенная и ветеринарная охрана границ страны и т. п. Соответственно рыночные механизмы не способны обеспечить распределение этих благ — здесь они малопригодны.
В-третьих, рынок хорошо работает, когда его задача — согласовать интересы двух сторон сделки: продавца и покупателя. Но бывают случаи, когда факт купли-продажи какого-то блага затрагивает интересы совсем иных людей или организаций, не имевших к факту купли-продажи данного блага никакого отношения.
Скажем, когда химическая компания покупает земельный участок, чтобы построить там завод, то эта сделка оказывает существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на жителей близлежащих населенных пунктов.
С одной стороны, это влияние положительное — будет больше рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет, а с другой — отрицательное (возрастет загрязненность окружающей среды и люди станут больше болеть). Рыночный механизм учесть эти внешние последствия (эффекты) сделок не может.
ГОСУДАРСТВО И НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ
И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение в том числе и следующих задач: устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка и смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
Слабости (несовершенства) рынка проявляются в возможности монополизации рынков, трудности создания на коммерческой основе общественных благ, возникновении отрицательных внешних эффектов или внешних затрат.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу экономического преимущества или различных сговоров или уничтожения конкурентов.
Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена/качество» по своим товарам.
Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров. Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу — обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов.
Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.
Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низких цен.
ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ И ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗАЦИИ
Совсем иное дело — монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов.
В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
- разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
- создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи недобросовестной конкуренции (в России такую деятельность ведет Федеральная антимонопольная служба);
- помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее.
Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы ограничить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно. Иными словами, правительство обязано разрабатывать и проводить в жизнь политику защиты конкуренции — так называемое антимонопольное законодательство.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Главная задача — не позволить особо крупным фирмам получить монопольную власть над рынком и диктовать покупателям свои условия продаж, включая цены.
Почти вековой мировой опыт использования антимонопольного законодательства показал, что лучший способ борьбы с монополизацией рынков — поддержка развития малых и средних фирм, которые конкурируют с гигантами и потому обеспечивают нормальное функционирование рынков.
В ассортименте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, т. е. если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными.
Реальные примеры таких благ: обеспечение обороны страны с помощью армии, бесплатное образование, бесплатные парки, музеи, уличное освещение и т. п.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
В отличие от частных благ, приобретаемых людьми исключительно для собственного потребления, общественные блага неконкурентны — потребление такого блага одним человеком не сокращает общего количества блага, и оно доступно другим людям (идя по освещенной улице, вы не снижаете ее освещенности для других пешеходов), носят посредственный характер (нельзя сделать так, чтобы для кого-то из пешеходов улица не освещалась или армия, охраняя страну в целом, не охраняла кого-то из ее граждан).
Такая общедоступность порождает сложную экономическую проблему: с одной стороны, на такие блага невозможно установить цену и продавать право пользования ими к выгоде конкретных фирм, а с другой — никому из предпринимателей и владельцев фирм невыгодно создавать такие блага, и их предоставление обществу оказывается возможно только усилиями государства.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ |
КАКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ГОСУДАРСТВО
Выделяют общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Первые создаются за счет усилий и расходов правительства страны в целом (армия, охрана границ, ветеринарная служба и т. п.), вторые — муниципальных организаций, финансируемых из местных бюджетов (освещение улиц, уборка мусора и снега с улиц, поддержание порядка в городских парках и т. д.). Представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг просто невозможно.
Никакая фирма не станет создавать систему противоракетной обороны, которая автоматически защищает все города страны. Решить эту проблему может только особая «фирма» под названием «государство», которая существует на налоги, выплачиваемые всеми имеющими доходы гражданами страны.
Ассортимент общественных благ невелик (сюда, кроме того, о чем мы уже говорили выше, относятся такие услуги, как проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий, надзор за добросовестностью рекламы, соблюдением в торговле правильных стандартов массы и длины и т. д.).
Дня создания общественных благ государство формирует систему законов, защищающих права граждан и фирм на получение достоверной информации (именно к такой категории юридических документов относятся федеральные законы «О рекламе» и «Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств») и создает организации, обеспечивающие предоставление населению страны общественных благ (например, армию, пограничную и таможенную службы, «Скорую помощь» и т. д.).
Если, к примеру, химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчелы, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует пчеловодов. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым. Однако пчеловоды никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может.
БОРЬБА С НЕГАТИВНЫМИ ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ
Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара.
В результате загрязнение полей оказывается внешним эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нем. Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за счет рекламы и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта.
Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, игнорирование потерь или выгод определенных групп граждан или фирм может породить общественные конфликты.
Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрицательных внешних эффектов экономической деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.
Решая задачу регулирования проблем, связанных с возникновением отрицательных внешних эффектов, государство:
- формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);
- создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отрицательных внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);
- стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водооборота).
ГОСУДАРСТВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛУГ
В последние десятилетия цивилизованные страны, включая Россию, стали возлагать на государство еще одну заботу — защиту прав потребителей. Это связано с тем, что рыночные механизмы не вполне способны решать задачу защиты потребителей от недобросовестности или обмана со стороны продавца (изготовителя).
В Российской Федерации в 1992 г. принят специальный Закон о защите прав потребителей и созданы государственные органы, которые добиваются от фирм— продавцов товаров и услуг соблюдения требований этого Закона.
НАСКОЛЬКО ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ В ЭКОНОМИКУ?
Многие экономисты считают, что решение перечисленных выше задач является максимально допустимой сферой вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Но не менее многочисленная группа экономистов и политиков полагает, что такое вмешательство надо расширить для решения и иных задач.
При этом чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и спада производства.
В одних странах такое государственное регулирование осуществляется достаточно активно и успешно, в других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьезному нарушению нормального функционирования рыночных механизмов. Свою модель государственного участия в экономической деятельности ищет сегодня и Россия.
В начале 90-х гг., когда главной задачей было разрушение командной системы, многим казалось, что нашей стране нужно «маленькое и дешевое государство», которое практически не будет вмешиваться в экономическую жизнь. Но опыт последующих лет показал, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слишком слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования всей экономической жизни, и российскому государству придется вернуться в экономику.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ |
НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Различия в уровне доходов населения называются дифференциацией или неравенством доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Основными причинами неравенства граждан по уровню получаемых доходов являются:
- различия цен на факторы производства;
- включенность в предпринимательскую деятельность;
- владение собственностью, а также размер этой собственности;
- место работы;
- род деятельности;
- уровень образования;
- социально-профессиональный статус.
КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ НЕРАВЕНСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В переходной экономике неравенство в уровне жизни и величине получаемых доходов связано с преобладанием у значительной части населения старых стереотипов поведения.
При этом начинает формироваться новый общественный слой, ориентирующийся в своем поведении на принципы рыночной экономики, т. е. на свободное предпринимательство.
Поэтому первоначально неравенство усиливается, но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства будут сокращаться.
КАК СЧИТАЕТСЯ НЕРАВЕНСТВО
Неравенство оценивается показателями: коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) и коэффициент Джини (индекс концентрации доходов). Первый характеризует степень социального расслоения и показывает соотношение между средними уровнями доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных.
Неравенство доходов, как правило, в экономической практике ассоциируется с социальной несправедливостью. Категория социальной справедливости затрагивает такие общенациональные проблемы, как распределение и перераспределение доходов.
Чрезмерное государственное вмешательство выражается либо в увеличении госрасходов, либо в росте налогов. Как известно, это приводит, с одной стороны, к увеличению нагрузки на государственный бюджет, а с другой — снижению экономической эффективности, замедлению темпов окупаемости инвестиций и заинтересованности бизнеса в расширении своей деятельности. В результате социальное неравенство не снижается, а масштабы теневой экономики расширяются.
В то же время высокие качественные показатели экономического развития позволяют расширять и модернизировать социальную компоненту государственного регулирования, т. е., чем более экономически развито общество, тем больше средств выделяется на социальное развитие.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ |
ГОСУДАРСТВО И БОРЬБА С НЕРАВЕНСТВОМ
В настоящее время активно развивается концепция социальной ответственности бизнеса и государства. Она заключается в создании условий для участия успешно развивающихся компаний в социальных программах и благотворительных мероприятий, направленных на поддержку не только внутрикорпоративных социальных проектов, но и, прежде всего, на социальное развитие всего общества, снижение уровня неравенства. Социальная ответственность трактуется широко и опирается на этические нормы и принципы поведения.
Деятельность государства по обеспечению относительной социальной справедливости в обществе включает следующие направления:
1. помощь беднейшим и неспособным обеспечивать себя материальными благами людям и борьба с бедностью;
2. поддержка временно безработных и оказание им содействия в трудоустройстве, в повышении их профессионального уровня, в переквалификации (если это необходимо);
3. выплата пособий на детей, пособий по инвалидности, потери трудоспособности, пособий по потере кормильцев и др.;
4. обеспечение гарантии занятости, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов (обязательный социальный пакет);
5. создание целостной системы защиты населения на основе справедливого распределения национального дохода;
6. организация обязательного медицинского страхования граждан и финансирования всеобщего бесплатного здравоохранения;
7. содержание системы бесплатного начального и среднего образования, предоставление льгот при получении профессионального и высшего образования;
8. функционирование государственной системы пенсионного обеспечения в сочетании с деятельностью негосударственных пенсионных фондов;
9. льготирование жилищно-коммунального обслуживания;
10. развитие системы гарантирования государством сбережений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях, а также инвестиций граждан в ценные бумаги.
Социальная защита осуществляется в рамках социальной политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на выравнивание доходов и решение проблемы бедности. |
КАК РАБОТАЕТ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВА
Эффективность мер социальной защиты определяется, с одной стороной, уровнем социальной стабильности, снижением социальной напряженности, а с другой — социальная политика не должна подрывать экономической заинтересованности предпринимателей в деятельности.
Основными инструментами социальной политики выступает перераспределение доходов посредством налогов и дотаций.
Направлениями социальной защиты населения являются:
- перераспределение доходов, индексация доходов;
- стимулирование занятости, выплата пособий по безработице;
- пенсионное обеспечение;
- выплата трансфертов;
- социальное страхование.
СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ |
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
Чтобы смягчить процессы расслоения общества на бедных и богатых, государство проводит ряд мер по регулированию доходов. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными.
Во-первых, государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.
Такая мера используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования и сдерживания инфляции.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Во-вторых, государство использует методы добровольного согласия работодателей и работников. Не исключается применение административных мер государственного контроля за повышением заработной платы с учетом финансовых возможностей предприятия.
В ряде стран Западной Европы существуют так называемые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение ее гарантированного минимума.
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ |
ИНДЕКСАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
В-третьих, особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация — увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Индексация может осуществляться на двух уровнях:
а) на общегосударственном уровне на основе соответствующего законодательства;
б) на уровне отдельных предприятий через коллективный договор.
Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки:
- способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может снизить мотивацию к более напряженному труду;
- индексация доходов снижает эффективность антиинфляционных мер.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Разрешение такой острой социальной проблемы, как бедность, есть одно из направлений деятельности государства. Для этого государство использует различные формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
1. Оказание помощи социально уязвимым группам населения через предоставление различных выплат, льгот и компенсаций: например, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг для групп населения с низкими доходами или предоставление социальных льгот.
В настоящее время в России действует более тысячи нормативных актов, предусматривающих льготы для 200 категорий граждан.
2. Поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума.
3. Развитие системы управления охраной труда, которая соответствовала бы новым экономическим и трудовым отношениям. Социальная защита требует охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.
4. Страхование от безработицы. Для решения этой проблемы в России необходимо в ближайшее время осуществить меры по созданию новых рабочих мест, в том числе за счет стимулирования инвестиций.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА |
ЧЕМ ОПАСНО ЧРЕЗМЕРНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБУ С НЕРАВЕНСТВОМ ДОХОДОВ
Однако чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов обусловливают снижение деловой активности в обществе и сокращение эффективности производства в целом.
С другой стороны, снижение роли государства в регулировании доходов населения ведет к углублению дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом.
С одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА