Социализация индивида

241

Личность — результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Эволюция личности

Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений по сравнению с нормой до значительных разрушений личности при заболеваниях разной тяжести. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.

Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности. Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.

Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Она также  проявляется в ее взаимоотношениях с другими людьми. Для зрелой личности характерно воздействие на рост и развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков. Имена таких личностей составляют гордость всего человечества.   

Оригинальную схему структуры личности предложил основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856—1939 гг.). Его структурная модель включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и супер-Эго. Ид (в переводе с латинского «оно»), — примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Эго (от лат. «я») — это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго является «исполнительным органом» личности: областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования супер-Эго (от лат. «сверх-Я»). Фрейд разделил супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-Эго — это Эго-идеал. Он формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с обоими родителями. В структуре личности можно выделить как относительно устойчивые черты, так и динамично меняющиеся. Многие свойства личности устойчивы по своей природе. На протяжении жизни практически не меняются ее темперамент, особенности психики. Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения. Изменчивость личности может проявляться как в изменчивости моделей поведения, так и в смене настроений, эмоций, жизненного опыта.

Развитие личности происходит путем ее вхождения в новую социальную среду и полноценное включение в нее. В случае, если человек входит в новую для себя, но относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность. Первая фаза — адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Индивид объективно попадает в условия, где надо «быть таким, как все», чтобы быть принятым данной общностью. Вторая фаза — индивидуализации порождается противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. При этом поведение индивида направлено на поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Третья фаза — интеграции личности в обществе порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. Если противоречие между индивидом и группой не устранено, возникает дезинтеграция, сопровождаемая либо «выталкиванием» личности из данной общности, либо ее изоляцией.

Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов. В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.

Социальный ин­ститут — набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою оче­редь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обще­стве представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов. К признакам социального института относят также использование символов. Например, символы государст­ва — флаг, герб. Своя символика у религиозных организа­ций — крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например школьное здание, храм, семейный дом, производственное помещение, правительственное зда­ние и т. п. Сам процесс становления института — институциализация — проходит ряд этапов. Социологи различают следую­щие фазы:

  • возникновение насущной потребности, осознание ее об­ществом, формирование на этой основе общих целей;
  • постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
  • создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
  • возникновение соответствующей системы статусов и ро­лей;
  • создание материальной базы социального института;
  • включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование  набора санкций  для обеспечения ожидаемого поведения.

Проиллюстрируем сказанное на примере такого институ­та, как наука. Элементы науки как особого вида познава­тельной деятельности появились очень давно. Уже древние народы, как вы знаете из курса истории, располагали опре­деленными математическими, астрономическими и другими знаниями. Однако как особый институт наука стала оформ­ляться только в Новое время. Были переосмыслены ее це­ли, существенно расширились функции. Возникли первые научные сообщества (в XVII в. — Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, в начале XVIII в. — Петербургская академия наук), начинают издаваться науч­ные журналы. Формируется особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимо­отношения научного сообщества с обществом в целом (ее ос­новными проблемами становятся самоценность истины, со­циальная ответственность ученых за результаты своей деятельности).

Постепенно складывается материально-тех­ническая база, обслуживающая научный поиск (эксперимен­тальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т. п.). Развивается комплекс научных отличий и регалий (ученые звания, научные дипломы и т. п.). Усиливаются связи науки с другими институтами общества: государством (государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством (превращение науки в непосредственную производительную силу), школой (усиле­ние научной направленности образования, специализирован­ная подготовка кадров для научных учреждений). Итак, социальные институты вносят упорядоченность в нашу жизнь. При этом очевидно, что такое упорядочивание поведения людей отвечает насущным потребностям и личности, и об­щества. Социальные институты подразделяются на главные и не­главные (неосновные), которые входят в главные.

Социоло­ги выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Эко­номические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потреб­ности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, вклю­чая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта под­растающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институ­ты — наука, образование, культура. Духовным потребнос­тям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствова­нии отвечает институт религии. Неосновные институты, в отличие от главных, выполня­ют более частные задачи. Например, в состав экономичес­ких институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распреде­ления. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди го­сударственных институтов назовем, например, институт пре­зидентства, институт монархии.

Одной из черт социального института является его исто­ричность. Институты возникают на определенном этапе раз­вития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из кур­са истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. По­требность общества в социализации подрастающих поколе­ний удовлетворяла преимущественно семья. Организацион­но школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.

Со вступлением общества в индустриальную стадию раз­вития обнаружилась недостаточность прежних форм социа­лизации. Ее и призвана была компенсировать превращаю­щаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполне­нию им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а за­тем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.

Социальные институты взаимодействуют между собой (школа и гос-во). Выделяют несколько ви­дов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать меж­ду собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогичес­кие организации. В решении задачи социализации подрас­тающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа. Бывает, что взаимодействие институтов приобретает кон­фликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влия­ние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институци­ональном уровне являются разные темпы изменений, эволю­ции отдельных институтов. Особенно это становится очевид­ным в переходные эпохи.

Главная функция любого института — удовлетворение опре­деленной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в зако­нах, программах, уставах; закрепляются в системах соци­альных статусов. Так, цели образования в нашей стране на­шли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функ­ции называют явными. Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, произ­водство предметов потребления. Его явная функция очевид­на — удовлетворять потребности людей через комплекс раз­нообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция — производство этих ве­щей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих.

Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промы­шленные предприятия. Их основное экономическое назначе­ние состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более деше­выми. При этом работа на таких предприятиях учила рабо­чих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на пер­вых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее зна­чимой, чем основная. Скрытые функции многие исследова­тели отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообща­ют сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемо­го поведения.

Если скрытые функции приобретают негативный харак­тер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, од­ним из проявлений дисфункции какого-либо государствен­ного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Пред­ставим себе министерство, которое не столько решает кон­кретные насущные задачи в своей области, сколько плодит различные резолюции, постановления, создает всевозмож­ные комиссии. Внешне учреждение работает, служащие си­дят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым общест­вом результатам такая организация не приводит. Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, раз­мытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный прези­дент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лиде­ра стала трагедией для всего народа. Понимая, что следую­щий избранник вряд ли будет столь же хорош, политичес­кая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть ис­ключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.

Особого внимание требует понятие «социальная инфраструктура» — составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный харак­тер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом. В широком смысле к социальной инфраструктуре отно­сят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечива­ют трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та матери­альная база, которая обслуживает всю совокупность дея­тельности людей. В узком смысле слова — различают экономическую и собствен­но социальную инфраструктуру.

К первой относят комплекс объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих произ­водство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфра­структуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образова­ния, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспечение, предприятия торговли и общественного питания, сред­ства   связи,   спортивные   и   оздоровительные   сооружения. Инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определя­емые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К приме­ру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.

Степень развития социальной инфраструктуры — важ­нейший показатель уровня развития региона, страны. Хоро­шие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть ле­чебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей совре­менным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества. Сама социальная инфраструктура также оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или сла­бое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины.

Но и обжитые тер­ритории могут прийти в упадок при разрушении сложив­шейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет тру­доспособное население.  В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый об­ществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни лю­дей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не только в том, чтобы построить и оснастить новые здания шко­лы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, поддерживать в надлежащем виде.