Налоги. Функции и виды. Налоговые системы

Налоги. Функции и виды. Налоговые системы

Ключевые слова: понятие налогов, налоги в ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию, прямые и косвенные налоги, федеральные налоги, местные налоги, региональные налоги, налоги в заданиях ЕГЭ и ОГЭ второй части, функции и принципы налогообложения, фискальная политика государства, типы налогов и налоговых систем

 

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству, взимаемые с доходов в порядке и на условиях, определённых законодательством

 

ПОНЯТИЕ «НАЛОГИ»

В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, ис­точником денежных ресурсов государства служат, прежде всего, налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России.

Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.

Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домо­хозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия кото­рой определяют законы страны.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМЕ

 

Лекторий История России Всемирная история Образование егэ обществознание наука

 

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Поскольку налоги — основной источник государствен­ных средств, то они выполняют важные для экономики функции:

  • фискальную (аккумуляция средств в госбюджет);
  • регулирующую (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);
  • контролирующую (наблюдение за деятельностью эко­номических субъектов);
  • социальную (перераспределительную);
  • экономическую (стимулирование развития экономи­ки, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).

Налоги могут оказывать противоположное воз­действие на производство и представляют собой, тонкий инструмент госрегулирования.

Посредством специально настроенного налогового механизма государство может воз­действовать на экономику и решать определенные соци­альные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

НАЛОГИ РЕГУЛИРУЮТ ЭКОНОМИКУ

Наличие у налогов регулирующей функции признается практически всеми экономистами. Однако по поводу мас­штабов их регулирующего воздействия: от отдельных ло­кальных экономических процессов до макроэкономики в целом — мнения экономистов существенно различаются.

Отрицательно относятся к росту воздействия государ­ства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства так называемые «фискалисты».

 

обществознание политика егэ форма правления тесты тест 1

 

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Впервые общие принципы налогообложения сформули­ровал Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он предложил рассматривать три источника налогов: ренту, прибыль и заработную плату, и исходил из следующих принципов налогообложения:

  • равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
  • определенность, означающая четкость, ясность, ста­бильность норм, ставок налогообложения;
  • простота и удобство взимания налогов для налогопла­тельщиков;
  • неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших эконо­мических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым.

Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Под системой налогообложения страны понимают:

  • перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;
  • методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;
  • методы организации сбора и использования налогов;
  • круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.

 

Рынок ценных бумаг ценные бумаги

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответ­ствии с которыми она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной как источник получения доходов государства.

Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО произво­дить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?

Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось, но каждое государство стремится к нейтральности налогообложения, сокращая, например, до минимума всякого рода льготы по уплате одного и того же налога для разных плательщиков.

 

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.

Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в соб­ственности, платит раз в год.

Величина этого налога пока соизмерима с почтовым уведомлением о его уплате. Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же воп­росы: что облагать налогами (какова основа налогообложения) и какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения). Механизм сбора налогов совершенствовался челове­чеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действо­вавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов на­логообложения, которые использовались и в конце XX в.

 

Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Экономические системы Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Постоянные и переменные затраты ЭКОНОМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

 

ВИДЫ НАЛОГОВ

Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.

Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимав­шийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, кото­рый обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накап­ливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собрав­шиеся у них суммы налогов государству.

В современной российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья, налог на добавленную стоимость (НДС), а так же пошлины.

Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Исполь­зование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономиче­ской политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государствен­ная пошлина. Например, государство берет с россиян пошлину за:

  • оформление свидетельств о браке и рождении детей;
  • выполнение процедуры расторжения брака;
  • подтверждение права на получение наследства;
  • принятие жалобы к рассмотрению в суде;
  • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке.

 

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ

 

ВИДЫ НАЛОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БЮДЖЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федераль­ные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюд­жеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муни­ципальных органов власти.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

 

Рынок труда. Безработица. Виды безработицы

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

 

ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

 

МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В основе механизма налогообложения лежат став­ки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом чрезвычайно спорным всегда является вопрос о том, какова должна быть количественная величина этой ставки: должна ли она быть единой либо меняться по какой-то схеме. В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налого­вых ставок:

  • прогрессивную;
  • пропорциональную;
  • регрессивную.

 

Законодательство Российской Федерации о выборах

 

ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины об­лагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, напри­мер, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

 

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на­логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохо­да, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

 

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

 

РЕГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркаль­но по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложе­ния по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

Рег­рессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуж­дены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогооб­ложение.

В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов. Перечисленное выше разнообразие способов налогообложения не случайно. Оно порождено необходимостью создания в каждой стране такой системы сбора налогов, которая воспринималась бы обществом как более или менее справедливая.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА

ЭКОНОМИКА ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25