Налоги. Функции и виды. Налоговые системы
Ключевые слова: понятие налогов, налоги в ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию, прямые и косвенные налоги, федеральные налоги, местные налоги, региональные налоги, налоги егэ обществознание, налоги в заданиях ЕГЭ и ОГЭ второй части, функции и принципы налогообложения, фискальная политика государства, типы налогов и налоговых систем, налоги, виды налогов, принципы налогообложения, налоговые системы, налоги егэ обществознание, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству, взимаемые с доходов в порядке и на условиях, определённых законодательством |
ПОНЯТИЕ “НАЛОГИ”
В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат, прежде всего, налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России.
Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.
Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Поскольку налоги — основной источник государственных средств, то они выполняют важные для экономики функции:
- фискальную (аккумуляция средств в госбюджет);
- регулирующую (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);
- контролирующую (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);
- социальную (перераспределительную);
- экономическую (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).
Налоги могут оказывать противоположное воздействие на производство и представляют собой, тонкий инструмент госрегулирования.
Посредством специально настроенного налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
НАЛОГИ РЕГУЛИРУЮТ ЭКОНОМИКУ
Наличие у налогов регулирующей функции признается практически всеми экономистами. Однако по поводу масштабов их регулирующего воздействия: от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом — мнения экономистов существенно различаются.
Отрицательно относятся к росту воздействия государства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства так называемые «фискалисты».
ТЕРМИНЫ – БЛОК “ЭКОНОМИКА” |
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Впервые общие принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он предложил рассматривать три источника налогов: ренту, прибыль и заработную плату, и исходил из следующих принципов налогообложения:
- равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
- определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
- простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;
- неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ |
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым.
Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.
Под системой налогообложения страны понимают:
- перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;
- методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;
- методы организации сбора и использования налогов;
- круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА” |
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной как источник получения доходов государства.
Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?
Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось, но каждое государство стремится к нейтральности налогообложения, сокращая, например, до минимума всякого рода льготы по уплате одного и того же налога для разных плательщиков.
ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА |
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.
Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год.
Величина этого налога пока соизмерима с почтовым уведомлением о его уплате. Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы: что облагать налогами (какова основа налогообложения) и какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения). Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.
ВИДЫ НАЛОГОВ
Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.
Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.
Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.
В современной российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья, налог на добавленную стоимость (НДС), а так же пошлины.
Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Использование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономической политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина. Например, государство берет с россиян пошлину за:
- оформление свидетельств о браке и рождении детей;
- выполнение процедуры расторжения брака;
- подтверждение права на получение наследства;
- принятие жалобы к рассмотрению в суде;
- выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).
Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке.
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ |
ВИДЫ НАЛОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БЮДЖЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА |
МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом чрезвычайно спорным всегда является вопрос о том, какова должна быть количественная величина этой ставки: должна ли она быть единой либо меняться по какой-то схеме. В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:
- прогрессивную;
- пропорциональную;
- регрессивную.
ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА |
РЕГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.
Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение.
В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов. Перечисленное выше разнообразие способов налогообложения не случайно. Оно порождено необходимостью создания в каждой стране такой системы сбора налогов, которая воспринималась бы обществом как более или менее справедливая.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА