Государственный бюджет. Виды государственного бюджета
Ключевые слова: государственный бюджет, государственный бюджет егэ обществознание, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, доходная часть бюджета, расходная часть бюджета, государственный бюджет егэ обществознание, дефицит государственного бюджета, профицит, сбалансированный государственный бюджет, способы покрытия дефицита бюджета, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание
Государственный бюджет — официальный документ государства, который содержит в себе совокупность всех финансовых смет, предназначенных для материального обеспечения задач и функций государства и его ведомств, а также перечень ожидаемых доходных статей на следующий финансовый календарный год |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА” |
ТЕРМИНЫ – БЛОК “ЭКОНОМИКА” |
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Судьба налогов на первый взгляд проста: все они поступают в бюджеты государственных органов управления. Федеральные налоги идут в федеральный бюджет, а местные — в бюджеты местных органов власти.
Если взять для примера федеральный бюджет России, то он утверждается Государственной думой и Федеральным собранием — высшей законодательной властью страны.
Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через Министерство финансов и Налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.
Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ |
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным.
Это почти идеальная ситуация для любого государственного финансиста (абсолютно идеальная — когда доходы бюджета превышают его расходы и можно отложить деньги в государственные сбережения на будущее).
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА” |
ДЕФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ
Но управлять государственными финансами на основе бюджетного тождества, на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов пенсионеры, отрасли, находящиеся в кризисном положении, музыканты, учителя, ученые, армия.
И этот список просителей внушителен. У каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы государства не бесконечны.
И если государство уступает этим просьбам, то в конце концов оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Это значит, что государственный бюджет составлен с дефицитом.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В РОССИИ
В декабре 1993 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 16% к доходам бюджета, а в декабре 1994 г. — уже 35% (что в абсолютном выражении составляло 50,8 трлн р.).
Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом на уровне примерно 29%. На 2000 г. бюджет поначалу был принят — впервые за 90-е гг. — без дефицита. Но затем стало ясно, что расходы государства будут больше ожидаемых, и бюджет все равно пришлось корректировать.
И только в 2001—2003 гг. (во многом благодаря очень высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям с нефтяных компаний) бюджет Российской Федерации стал сбалансированным, а затем и профицитным. Но как же государство справляется с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:
- сокращение бюджетных расходов;
- изыскание источников дополнительных доходов;
- выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
- одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ |
БОРЬБА С ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА
Государство обычно финансирует те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия. Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность.
Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь — если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение в бюджет дополнительных доходов.
ЧЕМ ОПАСНО ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ
Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Причин тому две.
Во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством.
Во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика» (сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения), а хозяйственные отношения сильно криминализируются.
УГРОЗЫ XXI в. |
ЭМИССИЯ И БОРЬБА С ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА
Самый легкий и самый рискованный способ «латания дыр» в бюджете — выпуск (эмиссия) государством денег сверх реальных потребностей экономики.
Такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику — он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Причина проста — общенациональный рынок немедленно реагирует на эмиссию скачком цен или исчезновением товаров с прилавков (если государство попытается установить ограничения на рост цен).
Поэтому выигрыш бюджета оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а даже возрастает.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
Подобно гражданину или экономической организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство снова в тождество, но уже несколько иного вида. У кого же государство может взять деньги взаймы?
Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Этот путь использовала в 1992—1994 гг. и Россия. Например, статья 18 Закона о государственном бюджете России на 1992 г. гласила: «Разрешить Центральному банку Российской Федерации предоставить во втором полугодии 1992 года кредит Министерству финансов Российской Федерации в сумме 544,8 млрд руб. на покрытие дефицита республиканского бюджета Российской Федерации сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1996 года и из расчета 10 процентов годовых…».
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА |
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОСТОЯННО ЗАНИМАТЬ ДЕНЬГИ
Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаше это делается путем продажи государственных ценных бумаг.
Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную — необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает, таким образом, государственный долг. Государственный долг бывает двух видов:
- внутренний — перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;
- внешний — перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заем на основе правительственных соглашений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – ЭТО НОРМАЛЬНО?
Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Так, в США величина этого долга составляет сейчас 110% к стоимости годового производства товаров и услуг. Но при чем тут люди, если долг государственный?
Да при том, что погашение долга и наросших по нему процентов будет осуществляться за счет взимания налогов с жителей страны. Значит, проблема привлечения зарубежных кредитов прямо затрагивает интересы каждого гражданина страны.
Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание долга повисает на бюджете тяжким грузом.
В конце 1998 г. этот груз стал для российского государства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО.
Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики.
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И РИСКИ ДЕФОЛТА
При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще, чтобы из одолженного погасить обязательства по ранее взятым долгам.
Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Например, первый вариант чреват объявлением России страной, допустившей дефолт, т. е. грубо обманувшей тех, кто одолжил ей деньги.
А за дефолт (отказ платить по обязательствам) принято жестко наказывать, вплоть до конфискации всего зарубежного имущества страны-обманщицы, а главное — выручки от продажи за рубеж продукции и сырья (нефти, газа, леса).
Второй путь — именно его пыталось реализовать правительство России в 2001 г., когда выплаты по внешнему долгу стали уж очень тяжелыми, — вызывает недовольство населения и жесткое сопротивление оппозиционных партий в Думе. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА
ЭКОНОМИКА ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25