Государственный бюджет. Виды государственного бюджета

государственный бюджет федеративное государство егэ общество

Ключевые слова: государственный бюджет, доходная часть бюджета, расходная часть бюджета, дефицит государственного бюджета, профицит, сбалансированный государственный бюджет, способы покрытия дефицита бюджета

 

Государственный бюджет  — официальный документ государства, который содержит в себе совокупность всех финансовых смет, предназначенных для материального обеспечения задач и функций государства и его ведомств, а также перечень ожидаемых доходных статей на следующий финансовый календарный год

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Судьба налогов на первый взгляд проста: все они поступают в бюджеты государ­ственных органов управления. Федеральные налоги идут в федеральный бюджет, а местные — в бюджеты местных органов власти.

Если взять для примера федеральный бюджет России, то он утверждается Государственной думой и Федеральным собранием — высшей законодательной вла­стью страны.

Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполне­ние. Оно организует (через Министерство финансов и Налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлени­ям в размерах, установленных в бюджете.

Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.

 

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным.

Это почти идеальная ситуация для любого государ­ственного финансиста (абсолютно идеальная — когда доходы бюджета превышают его расходы и можно отложить деньги в государственные сбережения на будущее).

 

ДЕФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ

Но управлять государственными финансами на основе бюджетного тождества, на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов пенсионеры, отрасли, находящиеся в кри­зисном положении, музыканты, учителя, ученые, армия.

И этот список просителей внушителен. У каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы го­сударства не бесконечны.

И если государство уступает этим просьбам, то в конце концов оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Это значит, что государственный бюджет составлен с дефицитом.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМ

 

Рынок ценных бумаг ценные бумаги ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В РОССИИ

В декабре 1993 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 16% к доходам бюджета, а в декабре 1994 г. — уже 35% (что в абсолютном выражении составляло 50,8 трлн р.).

Годовой бюджет на 1995 г. был принят с де­фицитом на уровне примерно 29%. На 2000 г. бюджет поначалу был принят — впервые за 90-е гг. — без дефицита. Но затем стало ясно, что расходы государства будут больше ожидаемых, и бюджет все равно пришлось корректировать.

И только в 2001—2003 гг. (во многом благодаря очень высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям с нефтяных компаний) бюд­жет Российской Федерации стал сбалансированным, а затем и профицитным. Но как же государство справляется с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

  • сокращение бюджетных расходов;
  • изыскание источников дополнительных доходов;
  • выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирова­ния государственных расходов;
  • одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

 

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ 

 

БОРЬБА С ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА

Государство обычно финансирует те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные послед­ствия. Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность.

Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь — если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение в бюджет дополнительных доходов.

 

Рынок ценных бумаг ценные бумаги

 

ЧЕМ ОПАСНО ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к со­кращению налоговых доходов государства. Причин тому две.

Во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством.

Во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика» (сфера деятельно­сти, доходы от которой укрываются от налогообложения), а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

 

УГРОЗЫ XXI в.

 

ЭМИССИЯ И БОРЬБА С ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА

Самый легкий и самый рискованный способ «латания дыр» в бюджете — выпуск (эмиссия) государством денег сверх реальных потребностей экономики.

Такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику — он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Причина проста — общенациональный рынок немедленно реагирует на эмис­сию скачком цен или исчезновением товаров с прилавков (если государство попы­тается установить ограничения на рост цен).

Поэтому выигрыш бюджета оказыва­ется очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним це­нам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а даже возрастает.

 

рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, цена, ценообразование, функции рынка, санирующая функция, посредническая, ценообразования, регулирующая, стимулирующая, закон спроса, закон предложения, рынок и рыночная экономика, предпосылки установления рынка Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Экономические системы Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Постоянные и переменные затраты ЭКОНОМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

Подобно гражданину или экономической организации, го­сударство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство снова в тождество, но уже несколько иного вида. У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Этот путь исполь­зовала в 1992—1994 гг. и Россия. Например, статья 18 Закона о государственном бюджете России на 1992 г. гласила: «Разрешить Центральному банку Российской Федерации предоставить во втором полугодии 1992 года кредит Министерству финан­сов Российской Федерации в сумме 544,8 млрд руб. на покрытие дефицита республикан­ского бюджета Российской Федерации сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1996 года и из расчета 10 процентов годовых…».

 

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

 

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОСТОЯННО ЗАНИМАТЬ ДЕНЬГИ

Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, госу­дарство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных орга­низаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаше это делается путем продажи государственных ценных бумаг.

Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную — необходимость завтра до­быть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает, таким образом, государственный долг. Государственный долг бывает двух видов:

  • внутренний — перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;
  • внешний — перед правительствами, международными банками и финансо­выми организациями, предоставившими деньги в заем на основе правитель­ственных соглашений.

 

Экономика как наука и хозяйство

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — ЭТО НОРМАЛЬНО?

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Так, в США величина этого долга составляет сейчас 110% к стоимости годового производства товаров и услуг. Но при чем тут люди, если долг государственный?

Да при том, что погашение долга и наросших по нему процентов будет осуществляться за счет взимания нало­гов с жителей страны. Значит, проблема привлечения зарубежных кредитов прямо затрагивает интересы каждого гражданина страны.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разру­шает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание долга по­висает на бюджете тяжким грузом.

В конце 1998 г. этот груз стал для российского государства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО.

Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у прави­тельства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики.

 

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И РИСКИ ДЕФОЛТА

При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще, чтобы из одолженного погасить обязательства по ранее взятым долгам.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Например, первый вариант чреват объявлением России страной, допу­стившей дефолт, т. е. грубо обманувшей тех, кто одолжил ей деньги.

А за дефолт (отказ платить по обязательствам) принято жестко наказывать, вплоть до конфис­кации всего зарубежного имущества страны-обманщицы, а главное — выручки от продажи за рубеж продукции и сырья (нефти, газа, леса).

Второй путь — именно его пыталось реализовать правительство России в 2001 г., когда выплаты по внешнему долгу стали уж очень тяжелыми, — вызывает недовольство населения и жесткое сопротивление оппозиционных партий в Думе. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП

НАЛОГИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА

ЭКОНОМИКА ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗАДАНИЕ 25