Занятия, общественный строй, верования восточных славян

родовая общинаРодовая община у восточных славян

Осевшие в VI в. н.э. восточные славяне развивались сравнительно быстро и стремительно. Поскольку любые общества проходят эволюцию через стадии родовая община-соседская община — государство, восточные славяне первые две ступени преодолели сравнительно быстро,  ввиду чрезмерно высоких темпов демографического развития (и действительно, успешные завоевательные походы позитивно сказывались на примитивной экономике, а потому благоприятные хозяйственные условия позволили серьезно увеличить народонаселение славянских племен).

Сами же племена по численности вряд можно было бы считать соседскими общинами, поскольку их состав доходил до тысячи, а то и более человек. С легкой руки историков в нашей науки принято называть их «супер-союзами», однако эти так называемые «супер-союзы» обладали почти всеми признаками зарождающейся государственности. Так, например, у них уже сложилась социальная иерархия (или социальная дифференциация): из этих обществ постепенно выделились богатые вожди и войны, духовенство (волхвы), которое пока занимало промежуточное положение между «богатыми» и «бедными», а также трудолюбивые работяги-земледельцы, которые за свою защиту платили дань (на Руси было принято называть ее «полюдьем», поскольку процесс сбора налогов за защиту земель носил название «ходить по людям»).

Социальная дифференциация и появление неравенства

Дифференциация проявилась не только в уровне богатств, но и в степени влияния (земледельцы были почти беззащитны,  а потому имели лишь общее право голоса и то не всегда, в то время как вооруженные защитники-воины (позже «дружинники») имели власть и влияние в этом суперсоюзе маленьких разрозненных племен).

Словом, таких объединений было немало. Одним из таких союзов был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).

быт восточных славян

Быт восточных славян

Чем занимались?

Еще до общепринятой даты появления государственности у русичей (862 г.) общество развивало свое экономику преимущественно путем развития земледелия в долинах рек Днепр, Ловать и др. Для регионов расположенных в лесах было характерно именно подсечно-огневое земледелие (В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением), в то время как для лесостепи было характерно пашенное земледелие, основанное на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (соха, рало, плуг и др.).  Выращивали в основном рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс, моркву, свеклу, репу.

Как правило, земледельческая деятельность славянских племен дополнялась охотой, рыболовством и бортничеством, которое расцвело на заре появления государственности у восточных славян. Именно бортничество приносило огромное количество благ соседей (за счет торговли медом и воском с Византией местная знать приобретала шелка, благовония и книги).

Шло время, VII-VIII вв. ознаменовались появлениями культурных и военных центров. Это были самые первые города у восточных славян: Старая Ладога, Киев, Новгород, Псков. Особая легенда существовала у Киева. Так, легендарными основателями этого города считаются Кий вместе с братьями Щёком и Хоривом и их сестрою Лыбядью. Они возглавляли племенной союз полян. Племена на северо-востоке в большинстве своём занимались охотой, собирательством, рыболовством, бортничеством и в меньшей степени — земледелием. Южные племена — земледельцы. Славяне выращивали рожь, овёс, ячмень, просо, бобы, репу, редьку, лук, чеснок, капусту. Ткани выделывали из льна и конопли.

В земледелии на севере господствовала подсечно-огневая система (в первый год лес вырубался и высушивался, на следующий год — корчевание пней, сжигание леса, пахота и сев будущего урожая). Плодородие сохранялось примерно в течение трёх-четырёх лет, затем приходилось покидать старый участок и переходить на новый. Огромная незаселённая территория долго сохраняла такую экстенсивную систему землепользования. На юге, где лесов было мало, но много степей, сложилась система перелога (истощённый участок оставлялся до естественного восстановления плодородия, а урожай собирали на соседнем – плодородном). На юге использовали плуг, не известный на севере. Славяне также знали такие орудия обработки земли как рало и соха. Урожаи были более высокими, чем на севере, не только из-за климата и более плодородной земли, но и из-за использования более совершенных орудий.

орудия труда

 

Согласно Повести Временных Лет, заселившие Дунай славянские племена разошлись по разным землям.Северные регионы (Новгород, Ладога, Псков) накапливали значительные богатства на торговле и ремесле (прежде всего редкие северные промыслы связанные с местной флорой и фауной), которые обладали потрясающим разнообразием: кожевенное, гончарное дела, ювелирное дело и др. специализации. Во многом огромному успеху в развитии торговли и ремесла играло выгодное географическое положение этих городов — все они селились на побережье речного торгового пути, который в VII-XI связывал экономические контакты севера и юга — «Путь из варяг в греки» — путь, который в короткие сроки возвеличил русское государство, подарив ему право на независимое, удельное развитие.

Иванов. торг у восточных славян

С. В. Иванов «Торг у восточных славян»

Благодаря соседству с таким мощным государством как Византия (а вскоре здесь появилась и богатая Хазария) славяне успешно продавали продукты пчеловодства, земледелия, собирательства и ремесла (особой популярностью пользовались маленькие кожаные кошельки — калиты, веревки, восковые свечки).

бортничествоБортничество у восточных славян

Мировоззрение и религиозные культы.

В религиозном плане славяне были язычниками. Наличие своего главного бога у каждого  племени доставляло всем немалых проблем. Сегодня трудно поверить, но огромное количество вооруженных конфликтов происходило именно на религиозной почве. В целом же пантеон состоял из одних и тех же богов.

Перун – бог грома и молнии; Широко, особенно на юге, был распространён культ Хорса (Хороса или Ярило) — бога солнца. Почитались Велес (Волос) — «скотий» бог, Стрибог — бог вихря и ветра, и Макошь — богиня плодородия и женского ремесла (ткачества и прядения). В честь богов возводились идолы, богам приносились требы — жертвы. Все это происходило в специальных местах культа — славянских капищах. Особо почитались Род и Роженицы, пращур.

Одежда славян украшалась многочисленными оберегами: ложечками — символ сытости, ключи — символ богатства, свастика — солярный знак, изображениями коньков, зайцев и других животных. Против злых духов рубахи обязательно покрывались ритуальной вышивкой у горла и рукавов. Языческие праздники носили сезонный характер и были связаны с природой: зимой в день солнцеворота отмечался праздник Коляды. В летний солнцеворот отмечался день Ивана Купалы: купались, водили хороводы, гадали, весной сжигали чучело Мары — символа зимы и холода. Позже новая христианская религия включит языческие праздники в свой календарь: Коляда совпала с Рождеством, а Масленица стала отмечаться накануне Великого поста.

славянские капища

Капище у восточных славян

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины  — все это свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавин, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную Добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *