Для других мы создаем правила, для себя — исключения. (Ш. Лемель)

89217013

Автор обращает внимание на то, что человеку свойственно придумывать социальные нормы и правила, стандарты поведения и требовать неукоснительного их выполнения от других, от всего общества в целом. В то же время автор подчеркивает, что людям свойственно ставить себя выше правил, исключать себя из общепринятой системы социальных норм.   

ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ 

Социологи под бытовым понятием «правило» обычно подразумевают наличие в каждом обществе множества социальных норм. Специалисты по изучения общества отмечают, что социальные нормы – это правила поведения, которые приняты в том или ином обществе, они регулируют поведение индивидов, являются важнейшим элементом социального контроля. Здоровое общество стремится разными способами «следить» за соблюдением разнообразных норм: норм морали, права, религиозных норм, обычаев, традиций и т.д. Все эти виды социальных норм обычно предписывают определенное поведение, а что-то индивидам запрещают (например, воровать, убивать).

Психологи всегда отмечали, что человек по своей природе эгоистичен, а социологи часто пишут, что он стремится соблюдать те правила, которые ему выгодны, полезны и т.д. Чтобы он не создавал «исключений», о которых упоминает автор, с детства ему семья, школа прививают нормы морали. Родители разными способами доносят золотое правило морали – относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Общество пытается развить в человеке самоконтроль, но это не всегда получается, поэтому то мы и создаем вот такие «исключения». Нам кажется, наш случай и правда особый, нас должны понять, в конце концов.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЕГЭ 2020: КАК ПИСАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ

Автор прав, таких случаев немало. Однако часто эти «исключения» для себя оборачиваются проблемами для всего общества.

В «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицына писатель — он же и рассказчик — попадет в лагерь по статье, обвиняющей в попытке подрыва идеологического единства Советского Союза (формулировка названия статьи дана в свободной форме). Солженицын ведет повествование о «блатарях», которые творят произвол, грабят, унижают других заключенных, хотя сами являются ими. Но когда осужденные начинают проявлять агрессию в ответ, пытаясь защитить себя и свое какое-никакое имущество, «блатари» усмиряют с еще большей жестокостью. Казус в том, что и блатные, и обычные лагерники являются политическими заключенными, признанными опасными для советского общества, вследствие чего и те, и другие обязаны отбывать наказание в ГУЛАГе. Таким образом, «правила», которые создавались урками (так называли привилегированных в исправительно-трудовых учреждениях) ими самими же не соблюдались, то есть для себя они делали «исключение», а для остальных несогласных — наказание. Им было можно, другим — нет.

Иногда такое проявление человеческого эгоизма наносит непоправимый вред не только малой группе, случай которой был описан Солженицыным, но и большому государству. К сожалению, история российского государства нам дает немало таких примеров. Обратимся к биографии Александра Даниловича Меньшикова, крупнейшего политического деятеля первой половины XVIII века. Случай Меньшикова показывает, что еще со времен правления Петра Первого этот деятель не гнушался прибегать к воровству в разных формах и масштабах. Историки пишут, что в 1710-е  годы не раз вскрылись казённые злоупотребления Меншикова. Основной капитал составили отнятые под разными предлогами земли, вотчины, деревни. Специализировался на отнятии у наследников выморочного имущества. Также Меншиков укрывал раскольников, беглых крестьян, взимая с них плату за проживание на своих землях. 

Важно понимать, что Меншиков этих наследников, раскольников публично осуждал, считал их «нарушителями», принятых в то время правил, законов, но сам считал нормальным на таких людях наживаться.

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  В 2019: ГДЕ АБИТУРИЕНТЫ ОШИБАЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО 

Трагизм этого примера еще и в том, что после смерти Петра влияния Меньшикова еще более возросло. Он возглавил Верховный Тайный Совет при Екатерине Первой, поэтому многие историки его стали называть «фактическим правителем» России в 1725-1727 годы. Отпетый вор и нарушитель законов и правил встал у «руля» государственной машины.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что правила, нормы, созданные человеком, в первую очередь существуют для него самого. Нормы — это общепринятые стереотипы поведения, которые не могут иметь «исключений». И если очень хочется исправлять общество, то, устраивая «чистку», необходимо начинать с себя.

К. Ярош

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

УГРОЗЫ XXI ВЕКА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. КРИТЕРИИ И ПЛАН 

КОНСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ: КАК ЭФФЕКТИВНО ЗАПИСЫВАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ЛЕГКО ЧИТАТЬ И ВСПОМИНАТЬ 

ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ ЭЛИТ 

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЕГЭ 2020: КАК ПИСАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ