Системное строение общества: элементы и подсистемы
Ключевые слова: общество, общество и система общества, общество и его функции, структура общества, ЕГЭ, ОГЭ, человек и общество, природа и общество, элементы и подсистемы общества, экономическая, политическая, социальная, культурная подсистемы общества, функции общества, общество как сложная, динамичная система, общество в широком и узком смысле слова
| Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей. |
| Общество (в узком смысле слова): — круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание); — отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество); — исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество); — человечество в целом. |
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА
Понимание сущности человека невозможно без понимания общества как системы. Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает, находится рядом.
Общество – это не просто хаотическое множество людей.
Оно имеет стержень, целостность; у него есть и четко определенная внутренняя структура. Специфические черты общества как сложноорганизованной развивающейся системы:
- Большое разнообразие различных социальных структур и подсистем.
- Несводимость к людям, его составляющим: система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
- Самодостаточность: способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
- Динамичность, незавершённость и альтернативность развития.
- Особый статус субъектов, определяющих развитие общества.
- Непредсказуемость, нелинейность развития.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистема — промежуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.
Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

| УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Экономическая сфера общества — производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения (Заводы, фирмы, банки, биржи и др.)
Социальная сфера общества — отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий (системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.)
Политическая сфера общества — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями (парламент, правительство, партии, общественные организации и др.)
Духовная сфера общества — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления (школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.)
Совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи.
Общество – это развивающаяся система. Слово «система» означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Классическим примером системного объекта в мире вещей служат часы.
Они являются несомненной целостностью, но в то же время состоят из множества элементов — деталей, определенным образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе данной вещи. На примере этой простейшей модели мы можем выявить некоторые свойства системного целого.
Во-первых, оно имеет части; во-вторых, эти части имеют значение только в рамках целого (отдельная деталь часового механизма годится только на то, чтобы заменить такую же неисправную); в-третьих, все компоненты связаны определенным способом; в-четвертых, целое больше, чем сумма его частей.
Поясним последнее положение. Представим, что мы разобрали часы и все детали сложили в кучку, ни одна из них не пропала (сумма целого сохранена), но целого — часов — нет.
Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения.
| ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 — ПЛАНЫ ПО БЛОКУ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» |
ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Одним из основных компонентов общества является социальный институт. Рассмотрим это понятие на примере такого института общества, как семья. Создание семьи — одна из фундаментальных потребностей человека.
Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многие другие.
Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение. Родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашнее хозяйство, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами — традициями, правом, моралью.
Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязанности супругов по отношению друг к другу, к детям; совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе обрядами.
| Таким образом, социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения. |

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И ЕГО ГЛАВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Помимо семьи, к основным институтам общества относятся государство, школа. Общественные институты существуют в политике, экономике, культуре. Они делают общество более устойчивым.
Таким образом, наряду с элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер, — общественные институты, а также сферы жизни общества.
Выделяют экономическую, духовную, социальную и политическую сфер жизни общества. Социальные институты:
- организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
- включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
- обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Общество — это саморазвивающаяся система: с течением времени меняются социальные институты, образ жизни людей, совершенствуются технологии, усложняются формы общественного устройства, что свидетельствует о развитии общества, источники которого находятся в нем самом.
Интенсивность, глубина изменений оценивались различно. Это развитие может быть эволюционным т.е. постепенным, либо революционным (отказ от старых систем и создание принципиально новых). Одной из очевидных закономерностей общественных изменений является возрастание их темпа.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
- производство материальных благ и услуг;
- распределение продуктов труда (деятельности);
- регламентация и управление деятельностью и поведением;
- воспроизводство и социализация человека;
- духовное производство и регулирование активности людей.

| НАША МУЗЫКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ФОКУСА И КОНЦЕНТРАЦИИ |
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВО
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности.
Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества.
Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
Часть общество ставят в противовес природе, однако они сильно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни.
Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было.
По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д.

СМОТРИ ТАКЖЕ:
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЭМАНСИПАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ТЕСТЫ ПО БЛОКУ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СПЕЦИФИКА. ПЛАН ЗАДАНИЯ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ
НАУКА. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
