Природное и общественное в человеке

chelovek-i-priroda

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Происхождение

Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачок в эволюции, как возникновение живого из неживого. Наиболее востребованными сегодня являются четыре популярные теории происхождения:

  • Религиозная — божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке.
  • Теория палеовизита — человек — создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
  • Эволюционная (XIX век, Чарльз Дарвин) — человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
  • Трудовая (XIX век, Фридрих Энгельс) — Главная причина появления человека — труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал, поэтому  радиация космического происхождения усиливалась. Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.

Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на климатическую панораму прародины человека.  Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, — изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга — миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе.

Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются. Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно — происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Природное и общественное в человеке

Отличия человека от животного:

  • Обладает мышлением и членораздельной речью.
  • Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
  • В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
  • Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
  • Воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Индивид. Личность. Индивидуальность

Понимание человека как сложной системы выражается в таких понятиях как «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Иными словами, индивид — это человек как отдельная особь среди других людей.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.  Иными словами, личность — это человек с социально значимыми качествами. Однако важно помнить, что не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Структура личности:

  • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений);
  • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу);
  • Направленность личности (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности. Иными словами, индивидуальность — это человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д

Биосоциальная природа

Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных.

ВИДЫ ЗНАНИЙ

Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека»  можно свести к четырем:

  1. человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду;
  2. человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей;
  3. человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира;
  4. человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?

Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду. Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д.

Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры. Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.

Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхъестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНДИВИДА

Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить. В философии есть один из ключевых собирательных терминов — «субъект». Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека.

Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины… Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему.

Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся. И процесс этого становления  — социализация.

Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Это условие, предпосылка существования человека.

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЭМАНСИПАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

ТЕСТЫ ПО БЛОКУ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ