Мировоззрение, его виды и формы
Ключевые слова: мировоззрение, виды мировоззрения, функции мировоззрения, типы мировоззрения, мировоззрение: структура и влияние, духовный мир человека и мировоззрение
Духовный мир человека – внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению.
Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
РЕПЕТИТОР КАРИНА ГОРЮЧКИНА ОБ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНАХ, КОТОРЫЕ АБИТУРИЕНТЫ ЧАСТО ЗАБЫВАЮТ |
СПЕЦИФИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.
Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру.
Мировоззрение —это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО” |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Классификация типов мировоззрения может быть различной. По виду мировоззренческих установок:
Теоцентризм – приоритет Богу;
Природоцентризм – приоритет природе;
Антропоцентризм— приоритет человеку;
Социоцентризм – приоритет обществу;
Наукоцентризм (знаниецентризм) – приоритет знаниям, науке.
ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ – БЛОК “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО” |
Самая распространенная классификация – по способу отражения действительности:
Обыденное (житейское) мировоззрение – порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное мировоззрение – признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.)
Философское мировоззрение – (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей
Научное мировоззрение – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки.
Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений.
Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа.
Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.
Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям.
Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей.
Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места.
Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы.
Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА