Мышление и деятельность

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Ключевые слова: мышление, знаковое мышление, понятийное мышление, специфика мышления, виды мышления, структура деятельности, деятельность и ее особенности, труд, учение, игра, общение, мотив деятельности, цель, средства, результат, действия

 

Человеческая природа непостижима, а потому развитие человек — процесс довольно-таки сложный. Вряд ли бы он был возможен без процесса мышления, которое служит катализатором любой деятельности человека, которая, в свою очередь, и преобразовывает этот прекрасный мир.

 

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

 

В ЧЕМ СУТЬ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ?

Процесс мышления сложен и представляет собой три этапа: сущность первого этапа заключается в осознании потребностей, интересов, отделение неизвестного от известного, стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое, формулируется конкретная задача.

Следующий этап  — решение поставленной задачи — мыслительный процесс, предполагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.

И заключительный — достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

 

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЫШЛЕНИЯ

По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.

Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.

Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности.

Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

 

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВО

 

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Существует три типа мышления: образное, понятийное и знаковое.

Образное — задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

Понятийное (теоретическое) — задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

Знаковое — обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, Знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность. Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.

 

Деятельность  специфическая  форма человеческой активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.

 

Объективные, т. е. независимые от сознания человека, отношения и закономерности этого мира могут противостоять воле действующего человека, быть нейтральными, а при определенных условиях — способствовать успеху человеческих начинаний.

 

право политология экономика социология обществознание егэ тесты интеллект

 

Поэтому в любой человеческой деятельности (экономической, политической, культурной) выделяются субъективный, т. е. зависящий от человека, и объективный аспекты. Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер.

Это проявляется в ее целях, средствах и основаниях: человек ставит те или иные, в том числе и значимые для общества, задачи, выбирает признанные и одобренные социумом средства их реализации.

 

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

 

Понятно, что постановка тех или иных целей и их реализация должны соизмеряться с объективными обстоятельствами. Деятельность всегда представляет собой соединение в единое целое объективного и субъективного моментов. В то же время формы их выражения имеют различный характер в разных ситуациях.

 

КАКИМ ОБРАЗОМ УСТРОЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.

В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности).

Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.

Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория).

 

ЕГЭ ПОЗНАНИЕ ИСТИНА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Далее в структуре деятельности можно выделить цель, действия, средства достижения цели.

Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собой цель. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.  В структуре деятельности можно выделить различные действия.

Так, учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий, как вспашка, посев, прополка, уборка урожая. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.

Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

 

МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ И ФОРМЫ

 

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта.

Таким объектом может быть, например, семья. В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

 

ААП избирательный процесс политология егэ

 

ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

 

РЕПЕТИТОР КАРИНА ГОРЮЧКИНА ОБ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНАХ, КОТОРЫЕ АБИТУРИЕНТЫ ЧАСТО ЗАБЫВАЮТ

 

Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.

В деятельности человека большое значение имеет волят. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления. Итак, суммируем, что же входит в структуру деятельности: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия, результат. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. 

 

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).

Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).

Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОЧЕМУ МЫ ПО-РАЗНОМУ ИСПОЛНЯЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ