Мышление и деятельность

0_e3ae5_4a1ab122_l

Человеческая природа непостижима, а потому развитие человек — процесс довольно-таки сложный. Вряд ли бы он был возможен без процесса мышления, которое служит катализатором любой деятельности человека, которая, в свою очередь, и преобразовывает этот прекрасный мир.

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

В чем суть процесса мышления?

Процесс мышления сложен и представляет собой три этапа: сущность первого этапа заключается в осознании потребностей, интересов, отделение неизвестного от известного, стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое, формулируется конкретная задача. Следующий этап  — решение поставленной задачи — мыслительный процесс, предполагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию. И заключительный — достижение нового знания, которым раньше человек не владел. Характерные черты мышления

  • По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
  • Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.
  • Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
  • Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.
  • Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности.
  • Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Существует три типа мышления:

  1. Образное — задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
  2. Понятийное (теоретическое) — задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
  3. Знаковое — обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, Знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

brain

Деятельность человека

Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность. Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.

Деятельность    специфическая  форма человеческой активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. 

Объективные, т. е. независимые от сознания человека, отношения и закономерности этого мира могут противостоять воле действующего человека, быть нейтральными, а при определенных условиях — способствовать успеху человеческих начинаний. Поэтому в любой человеческой деятельности (экономической, политической, культурной) выделяются субъективный, т. е. зависящий от человека, и объективный аспекты. Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер. Это проявляется в ее целях, средствах и основаниях: человек ставит те или иные, в том числе и значимые для общества, задачи, выбирает признанные и одобренные социумом средства их реализации. Понятно, что постановка тех или иных целей и их реализация должны соизмеряться с объективными обстоятельствами. Деятельность всегда представляет собой соединение в единое целое объективного и субъективного моментов. В то же время формы их выражения имеют различный характер в разных ситуациях.

Каким образом устроена

Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности. В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Далее в структуре деятельности можно выделить цель, действия, средства достижения цели.

Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собой цель. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.  В структуре деятельности можно выделить различные действия. Так, учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий, как вспашка, посев, прополка, уборка урожая. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья. В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал — это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. А нравственный идеал — это представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным идеалом. Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. Примерами могут служить стереотипы автоматизированных действий в процессе решения задач или интуиция. В деятельности человека большое значение имеет воля, т. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления. Итак, суммируем, что же входит в структуру деятельности: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия, результат. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Характерные черты человеческой деятельности:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития

Игра—это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс—развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в её процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками.

Общение—это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). Структура общения: субъекты—те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом); цель—это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении; содержание—это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому; средства—это способы передачи информации, идей, эмоций.

Учение—это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования.

Труд—это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.

Существуют различные классификации видов деятельности:  разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой — города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность — это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги — это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.

Интересно рассмотреть главный вид созидательной деятельности – творческую деятельность. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Фантазия — это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, происхождение которого не осознается.  Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала.

Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.  Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию. 

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...