ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Одной из базовых тем блока экономики в ЕГЭ по обществознанию – экономические системы. Чтобы комплексно рассмотреть экономические системы, критерии их разделения и признаки, мы предлагаем план “экономические системы” в задании 28 ЕГЭ по обществознанию и ключевые тезисы к этому плану.

 

КРАТКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ (В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 28 В ЕГЭ)

1. Понятие экономической системы и основные вопросы, которые ее определяют:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

2. Критерии разделения экономических систем:

  • роль государства в экономике;
  • доминирующие виды собственности;
  • механизмы регулирования хозяйственной деятельности;
  • характер распределительных отношений и др.

3. Основные типы экономических систем:

  • традиционная экономика
  • рыночная экономика
  • плановая (командная) экономика
  • смешанная экономика

4. Особенности традиционной экономики:

  • внеэкономическое принуждение к труду
  • основным фактором производства выступает земля
  • отсутствие рыночных отношений
  • натуральный характер и др.

5. Особенности рыночной экономики:

  • доминирующая роль частной собственности
  • свобода предпринимательской деятельности
  • наличие рынка и рыночных отношений
  • конкуренция производителей и др.

6. Особенности командной экономики:

  • господство государственной формы собственности;
  • доминирование производителя над потребителем;
  • директивные цены на товары и услуги;

7. Особенности смешанной экономики:

  • борьба с монополизмом и защита конкуренции
  • производство общественных благ
  • забота государства о нетрудоспособных граждан и т.д

 

Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, который представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

 

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА. ЧИТАТЬ ЛЕКЦИЮ

 

На протяжении долгой истории человечество методом проб и ошибок искало лучшие способы организации хозяйственной деятельности, и поиск этот еще не завершен. Оглядываясь на этот трудный путь, мы можем обнаружить несколько вариантов организации хозяйствования, которые принято называть типами экономических систем цивилизации. Различие между ними состоит в том, как общество ищет ответы на главные экономические вопросы: что производить? как производить? для кого производить? — и какой тип собственности преобладает в стране.

С этих позиций мы можем выделить четыре основных варианта экономических систем:

  • традиционную;
  • рыночную;
  • командную;
  • смешанную.

 

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: выгодно ли это? что иное стоит выращивать? какой способ организации производства более рационален? — здесь просто не приходят никому в голову.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. И потому традиционная экономика существовала не только в условиях родоплеменных отношений.

Распределение и обмен продуктов согласно установившимся обычаям характерны и для таких развитых древних государств как Древняя Греция, Древний Рим (то есть в рамках рабовладельческого строя), и для феодальных государств средневековой Европы (например передача части урожая феодалу, королю, церкви).

В России по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера. Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

 

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

 

ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ

 

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение.

 

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В большинстве стран мира ведущую роль играют иные формы организации хозяйственного сотрудничества людей, образующие рыночную систему. Основу ее составляют: право частной собственности, экономическая свобода, конкуренция. Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником мог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ

 

Иными словами, при удачном решении им достается вся выгода, зато при ошибочном решении они рискуют потерять часть или даже всю принадлежащую им собственность. Экономическая свобода есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

Рынки факторов производства и товаров, т. е. определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и распределению ограниченных ресурсов общества:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

 

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ОНЛАЙН

 

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Конкуренция играет сегодня огромную роль в организации хозяйственной деятельности, накладывая значительный отпечаток на устройство экономики. Люди, пытающиеся получить одно и то же рабочее место с высоким уровнем оплаты, конкурируют друг с другом, выдвигая в качестве своих конкурентных преимуществ опыт или квалификацию. Фирмы, производящие сходные товары, конкурируют за деньги покупателей, выдвигая в качестве аргументов преимущества своей продукции.

Покупатели, желающие приобрести модную новинку, поставляемую на рынок пока в ограниченном количестве, конкурируют за право стать ее владельцем, предлагая продавцам более высокую плату, и т. д. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от весомости экономических аргументов соревнующихся.

 

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Например, победить в конкурентной борьбе за ограниченные денежные средства покупателей фирма может только путем производства либо лучших по свойствам товаров, либо таких же по свойствам товаров, как у конкурентов, но с меньшими затратами, что позволит продавать их дешевле. В конкуренции покупателей за дефицитный товар побеждают те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, вот почему они могут предложить за товар наивысшую цену.

Именно благодаря конкуренции с иностранными фирмами-производителями российские фирмы в 90-х гг. XX в. вынуждены были научиться делать не просто вкусные, но и красиво упакованные продукты питания, освоить новые виды соков, новые модели автомобилей и новые варианты мебели. Выиграли от этого, естественно, прежде всего покупатели.

Конечно, и рыночная система имеет недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете. Наблюдать это мы можем сегодня и в России. Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве жизни.

Эти мечты привели к появлению в XIX в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса. Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — директивной экономикой.

 

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, еще в государстве древних инков, майя и в Древнем Египте.

И все же расцвет командной экономической системы явился следствием исторической обстановки, возникшей в странах мира после Первой мировой войны. Итоги этой войны, широкое развитие свободных рыночных отношений без контроля со стороны государства привели к Великой депрессии 1929 г., которая затронула практически все страны мира.

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ. ЛЕКЦИИ

 

Единственный выход из «провалов» рынка виделся в изменении роли государства и создании централизованных органов управления экономикой. Примером послужили успехи Советской России — страны с командной экономической системой — в управлении экономикой в годы гражданской войны и по выводу страны из кризиса после войны в 1921 — 1929 гг. В итоге централизованные органы управления возникают во всех странах мира, в Германии, Италии и Испании переходят к частично плановому хозяйству («Четырехлетний план» в Германии, 1936 г.). Понять деятельность командной системы в XX в. помогает взгляд на недавнюю историю нашей страны, где хозяйственная деятельность предприятий-производи- телей регулировалась следующим образом:

  • ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ — устанавливал Государственный плановый комитет;
  • КАК ПРОИЗВОДИТЬ — определяло отраслевое министерство, диктовавшее технологию производства и дававшее деньги на покупку оборудования;
  • КОМУ ПРОДАВАТЬ — решал Государственный комитет по снабжению. Он же определял и У КОГО ПОКУПАТЬ все ресурсы, необходимые для нового цикла производства;
  • ПО КАКОЙ ЦЕНЕ ПРОДАВАТЬ — диктовал Государственный комитет по ценообразованию, утверждавший справочники цен, которые не менялись десятилетиями;
  • СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ РАБОЧИМ — назначал Государственный комитет по труду и заработной плате;
  • КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ полученные предприятием доходы — решало Министерство финансов;
  • ЧТО СТРОИТЬ для развития производства — определял Государственный комитет по строительству;
  • СКОЛЬКО ДЕНЕГ и на какие цели взять в банке — устанавливал один из отраслевых государственных банков;
  • ЧТО ПРОДАТЬ за рубеж или купить там — решало Министерство внешней торговли.

Планирование полезно и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора.

Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон ограничивает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

 

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

Для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага. Равным образом никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно громоздкий станок. У людей не имелось альтернативы — другой мебели не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;

Для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывавшей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно было купить свободно.

 

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам. Некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов; Да и оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система. В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые не получают от государства планов, работают по рыночным законам, вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами. В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов.

 

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. Основная идея такого вмешательства состоит в том, чтобы личный успех был всегда вознагражден без ограничений, а несправедливость, порождаемая рыночными механизмами, по возможности была минимизирована.

Воплотить эту идею на практике крайне сложно, и потому многие страны, стремясь построить у себя социально-регулируемый рынок (социальное рыночное хозяйство), тщательно обсуждают возможность реализовать его принципы, сформулированные двумя немецкими политиками — Конрадом Аденауэром (1876-1967), канцлером ФРГ с 1949 по 1963 г., и его министром экономики Людвигом Эрхардом. Эти принципы просты:

  1. «Я — гражданин — готов сам пробиваться в этой жизни, готов принять на себя ответственность за свою судьбу. Ты — государство — позаботься только о том, чтобы я был в состоянии это делать, имел свободу действий».
  2. «Свобода действий не может быть безграничной. Ее должны дополнять обя¬зательства человека перед обществом, в котором он живет».
  3. «Цель общества — благосостояние для всех, способ достижения этой цели — достижение благосостояния через рыночную конкуренцию».

Это значит, что в основе такой системы лежит осознанная жизненная позиция каждого трудоспособного гражданина — «За свое благополучие я отвечаю сам!».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

КОНСЕРВАТИЗМ – ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. КРИТЕРИИ И ПЛАН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

РОССИЯ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ: ОТ РОДОВОГО СТРОЯ ДО ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ: КАК СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И ПОДГОТОВИТЬСЯ

РОДОПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ, ФЕОДАЛИЗМ, КАПИТАЛИЗМ – КАК РАЗОБРАТЬСЯ В СОЦИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ И СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО 34 ЗАДАНИЕ ОГЭ И 24 ЗАДАНИЕ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ