ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ

Материал обновлен 25.02.2024 в соответствии с требованиями ЕГЭ по обществознанию в 2024 году. Вся информация актуальна на 2024 для сдачи ЕГЭ по обществознанию

*****************

Обращаем внимание читателей, что номера заданий в данной статье после выхода демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2022 были скорректированы и отличаются цифрами от заявленных в заголовке. Критерии и оценки остались актуальны.

 

*****************

Работа с текстом в заданиях 17-20 на ЕГЭ по обществознанию будет оценена 10 баллами суммарно за четыре задания. Поэтому, конечно, правильное выполнение заданий 17, 18, 19 и 2о на ЕГЭ по обществознанию 2022 обеспечит абитуриентам итоговый высокий балл.

Еще в 2017 г. делался обзор особенностей выполнения этих заданий. Текст актуален и сегодня, к нему можно обратиться. К тому же критерии не изменились. Сегодня мы дополним хороший обзор, сделанный пару лет назад.

 

КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ЗАДАНИЯ 17-20)

 

ВИДЫ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТУ

Разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лискова и О.А. Котова неоднократно в своих статьях отмечали следующие типы заданий на проверку различных навыков и умений.  Одним из частых вариантов обычно выступают тексты и вопросы к ним, направленные на осмысление части работы, выявление основной мысли и контекста документа.

Например:

«Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте».

Еще одним частым примером является группа вопросов на  вычленение словосочетаний, понятий или фраз из абзацев определенного содержания.

Например:

«Приведите названные автором три особенности закона»; «Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу».

Третья группа вопросов концентрирует внимание на выявление значений и смыслов приводимых автором понятий и терминов.

Например:

«В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому».

Одним из сложных вариантов постановки вопроса, служат обычно задания на разъяснение. Они предполагают  раскрытие смысла отдельных фрагментов текста, сложного положения (авторской фразы).

Например:

«Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?»

Не менее сложными для абитуриентов оказываются и группа вопросов, посвященных правильной интерпретации автосркой позиции или отдельного высказывания, мысли.  

Например:

«Описывая ситуации социальной мобильности, П. Сорокин привел такое сравнение: «В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором – погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту». Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мобильности, две её формы и направление социального перемещения, отраженные в приведенном сравнении».

 

ЕГЭ по обществознанию горючкина карина 2020

 

Чтобы не останавливаться на теоретических положениях, предлагаем разобрать на практике хорошие эталоны, предложенные вышеупомянутыми экспертами ФИПИ, разработчиками КИМов ЕГЭ по обществознанию.

Как было отмечено, к разновидностям заданий мини-теста относятся задания на осмысление фрагмента во всей его полноте, выявление контекста; раскрытие смысла отдельных частей документа, характеристику значения определенных идей с опорой на знания из обществоведческого курса. Выполнение подобных заданий возможно лишь на основе синтеза информации, полученной из предложенного текста, и положений, усвоенных при изучении курса.

 

Текст I

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна….

Так от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево, – а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы — люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

 

Один из вопросов к этому фрагменту содержит требование озаглавить приведенный текст. Прежде, чем приступать к поиску формулировки, важно определить, какова основная мысль предъявленного фрагмента. Легкий стиль автора, яркость описаний и образов, подталкивает творческую мысль выпускника, стимулирует появление различных названий текста.

 

ЕГЭ по обществознанию горючкина карина 2020 текст

 

Конечно, экзаменаторы не рассчитывают на однообразие формулировок, напротив, они желают, чтобы задание пробудило творческие способности, позволило найти такой вариант, который окажется одновременно и выразительным, и точным. Последнее очень важно, ведь именно точность заголовка свидетельствует о том, что ведущая авторская мысль верно схвачена выпускником.

Внимательное прочтение и анализ предложенного текста говорит нам о том, что название должно содержать указание на смысл жизни человека или на преемственность поколений. Если в ответе экзаменуемого в любой формулировке содержится одна из этих позиций, ответ принесет ему 2 балла.

Среди заданий, поставленных к этому тексту, было задание на раскрытие смысла одного из его положений:

Вопрос: Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? Какие слова автора могут подтвердить ваш ответ?

Для выполнения данного задания важно связать данную мысль с содержанием текста в целом. Это позволит определить смысл указанной фразы, например, следующим образом: «Человек умирает лишь наполовину, т. к. часть себя он оставляет в результатах своей деятельности и в своих детях, передавая им то, что получил в свое время от своих родителей». Этот ответ можно подтвердить, в частности, словами автора о старом крестьянине, который, умирая, отдает сыновьям «своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей».

Другое подтверждение – слова о старой крестьянке, передавшей детям родной язык, предания, верования, которые в свое время получила от родителей. Образным выражением этой идеи служат слова автора о том, что «в урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна».

 

ЕГЭ по обществознанию горючкина карина 2020 репетитор

Теперь обратимся к более сложному блоку вопросов по тексту в ЕГЭ по обществознанию. Эти задания будут оценены в три балла (задание 19 и задание 20). Здесь чаще всего встречаются задания, предполагающие раскрытие смысла терминов и понятий, встречающихся в авторском тексте:

 

Пример:

«Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».

Чаще всего в задание 19 ЕГЭ по обществознанию встречаются вопросы, требующие установления прямой связи со знаниями обществоведческого курса.

Например:

«Опираясь на текст документа и знание курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции»;

«Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства».

Задание 20 ЕГЭ по обществознанию является одним из самых сложных заданий всей второй части единого государственного экзамена. 20 задание специализируется на вопросах с иллюстративными примерами. Как правило, это задания, требующие подтвердить или проиллюстрировать определенную авторскую мысль примерами, фактами жизни человека и общества.

Пример задания этой разновидности:

«Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда».

Еще одним часто встречающимся вопросом в 20 задании является требование, выводящее экзаменуемых на анализ явлений современности.

Например:

«Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь».

Есть и задания, требующие применения знаний, полученных из текста и из обществоведческого курса, в конкретной жизненной ситуации.

Вопросы такого типа:

«Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?». 

Похожие вопросы можно рассмотреть в одном из примеров, которые эксперты ФИПИ предлагают в качестве типичного из серии сложных текстов.

 

Текст II 

«Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальное™.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная лич- | ность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальное™ оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону».

(Минаев В. В., Архипова Н. И., Безбородов А. БКосякова Н. И.)

 

Среди заданий к данному тексту было предъявлено следующее:

Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания курса и факты общественной жизни три примера маргинальное.

Чтобы получить максимальный балл за данный вопрос, необходимо из текста вытащить определение:

Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью». Затем дать ответ на второй вопрос. Обращаем ваше внимание, что примеры лучше указывать максимально развернуто. Допустим:

-горожанин, недавно приехавший из деревни;

-молодой специалист, поступивший на работу после окончания института;

-представитель азиатской державы, приехавший на заработки в европейское государство.

 

ЕГЭ по обществознанию богатенко роман 2020 

Условиями успешного выполнения данного задания являются внимательное прочтение текста, знание изученного в курсе понятия «маргинал», умение соотносить теоретические положения курса с реалиями социальной жизни.

Вместе с тем, приведенное задание показательно не только как пример обращения к современным социальным реалиям, но и как задание, предполагающее конкретизацию понятия «маргинальность» с помощью примеров из общественной жизни.

При этом эксперты ФИПИ не раз отмечали, что операция конкретизации, как правило, требует обращения к окружающему социуму. А обращенность данного и подобных ему заданий к современному обществу актуализирует, в частности, значимость информации, поступающей, наряду с учебниками и учебными пособиями, через каналы СМИ, умений отбирать такую информацию, привносить ее в экзаменационные работы.

Задания к текстовым фрагментам, требующие подтвердить или проиллюстрировать определенную авторскую мысль примерами, фактами жизни человека и общества, встречаются в составных заданиях довольно часто. В ЕГЭ по обществознанию среди заданий мини-тестов использовались, как правило, задания этой модели, непосредственно связанные не только с авторским оригинальным текстом, но и с определенными темами обществоведческого курса. Обратимся к примерам.

Особенный интерес абитуриентов представляют, конечно, правоведческие тексты. Давайте разберем один из таковых.

 

Текст III

Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечение) 

«Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических или психотропных веществ в общественных местах.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда».

К данному фрагменту текста закона сформулировано следующее задание:

Опираясь на текст статьи и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?

Условий успешного выполнения данного задания несколько. Во-первых, это знание изученного в курсе понятия «правоотношения», предполагающего определения их участников, обладающих определенными нравами. Во-вторых, это адекватное восприятие содержащейся в тексте информации об административной ответственности несовершеннолетних за появление в состоянии опьянения в общественных местах. В-третьих, это умение синтезировать знания, полученные из двух источников. И, наконец, в четвертых, это умение применить интегрированные знания к конкретной ситуации появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе.

Правильный ответ включает следующие положения:

  • Участниками административно-правовых отношений выступают родители или законные представители несовершеннолетнего и представитель отдела внутренних дел.
  • Родители обязаны нести ответственность за воспитание своих детей и не допускать совершение ими правонарушений, к которым относится и появление несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе.
  • Представитель отдела внутренних дел имеет право потребовать от родителей штраф за ненадлежащее выполнение своих обязанностей в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
  • Родители как законопослушные граждане обязаны уплатить данный штраф.

В числе других умений задания с текстовыми фрагментами проверяют умения определять личное отношение к идеям, содержащимся в документе, а также обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в документе проблеме. Ряд заданий к документам требует выражения своего собственного мнения и его аргументации.

 

ЕГЭ по обществознанию горючкина карина богатенко роман 2020

 

Конечно, задания 17, 18, 19 и 20 в ЕГЭ по обществознанию требуют особого внимания. Однако, чтобы выполнить их на максимальный балл, абитуриент должен до экзамена систематически тренировать такого рода тексты и к ним вопросы. Успех в таких вопросах строится на сочетании углубленного изучения обществоведческого курса и активная включенность абитуриента в события культурной повседневной жизни общества.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ) 

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОЛИМПИАДАХ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБИРАЕМСЯ, КАК СЛЕДУЕТ РЕШАТЬ

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПЛАН ТЕМЫ И ГЛАВНЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ