«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

201402041614zpy0000004

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

16 октября 1964 г. газеты сообщили о состоявшемся двумя днями ранее пленуме, который «удовлетворил просьбу т. Хрущева Н. С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Население встретило известие с чувством удовлетворения и настороженности.

Первое вызывалось надеждой на исправление негативных последствий бесконечных реформаций, второе — очевидной неправдой насчет «ухудшения здоровья» и опасениями возврата к сталинским порядкам. А. Н. Косыгин был известен как сторонник реформ, внедрения некоторых экономических стимулов в административно-командную систему;

Ю. В. Андропов — сторонник последовательного продолжения курса XX съезда партии и решительных мер в защиту социалистических ценностей; А. Н. Шелепин — сталинист.

Л. И. Брежнев занимал центристскую позицию, М. А. Суслов — правоцентристскую. Позиция нового 1-го секретаря ЦК КПСС в сочетании с его личными качествами (кажущееся отсутствие амбициозности, осторожное пользование властью) оказалась наиболее приемлемой для большинства членов нового коллективного руководства. Его первые шаги диктовались стремлением покончить с «волюнтаризмом» Хрущева в области партийно-государственного управления.

 

ОТКАТ ОТ РЕФОРМ ХРУЩЕВА

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b426На ноябрьском (1964) пленуме ЦК КПСС с докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских органов» выступил Н. В. Подгорный.

Контрреформы были распространены на советские, комсомольские и профсоюзные учреждения. На сентябрьском (1965) пленуме объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении отраслевых министерств с начала новой пятилетки.

Однако в адрес Косыгина, выступавшего на пленуме, Брежнев в неофициальной обстановке говорил: «Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема».

В дальнейшем неприятие реформ стало одной из существенных характеристик нового политического курса, демонстрирующих полное непонимание экспериментального характера строящегося, хотя и ставшего «вооруженным до зубов» государства.

 

РЕСТАЛИНИЗАЦИЯ И ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ СТАЛИНА

Важный шаг к переходу на консервативный курс сделан в мае 1964 г. на праздновании 20-летия победы в Отечественной войне. В докладе Брежнева впервые после многих лет хрущевских обвинений упомянуто о вкладе Сталина в победу над фашистской Германией.

Упоминание буквально утонуло в аплодисментах, внося успокоение в номенклатурную среду, осуждавшую немотивированные всплески хрущевского антисталинизма.  На упрочение позиций партийной номенклатуры были направлены и поправки к Уставу КПСС, принятые XXIII съездом партии.

 

СКЛАДЫВАНИЕ ГЕРОНТОКРАТИИ

Из него были устранены введенные в 1961 г. указания о нормах сменяемости состава партийных органов и секретарей партийных организаций.

Ротация «по закону» вносила беспокоящие партийных руководителей элементы неопределенности. Они почти целиком устранялись новым туманным положением о необходимости систематического обновления партийных органов и преемственности руководства, фактически обеспечивавшим бессменное пребывание у власти значительной части секретарского корпуса.

Стабильность кадров оборачивалась их старением, губительной «геронтократией».

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ “РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА”

Концепция «развитого социализма» стала, по существу, крупной ревизией представлений хрущевского окружения о возможности в исторически обозримом будущем построить коммунизм в отдельно взятой стране.

Но она оказалась весьма удобной в том отношении, что переводила «строительство» из практической задачи в теоретическую.

Согласно концепции, путь к коммунизму предполагал неопределенно длительный этап развития, во время которого социализм обретал целостность, гармоническое сочетание всех сторон и отношений — производственных, социально-политических, нравственно-правовых, идеологических.

В 1973 г. коллективное партийно-государственное руководство рьяно принялось за осуществление мер «по повышению авторитета» своего лидера, сворачивая на известную дорогу «культа».

А. И. Брежнев, Герой Социалистического Труда с 1961 г., стал вскоре носителем многих новых наград и отличий — звания генерала армии (1975), маршала (1976), золотых звезд Героя Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981), ордена «Победа» (1978), высшей награды в области общественных наук — Золотой медали им. Карла Маркса (1977), становится лауреатом международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973).

 

РЕФОРМЫ КОСЫГИНА

Председатель Совета министров СССР, утвержденный на этом посту после отставки Хрущева в октябре 1964 г., хорошо сознавал, что одной административной контрреформой (переходом от территориального принципа управления к отраслевому) преодолеть негативные тенденции экономического развития не удастся.

В основе его подхода к руководству народным хозяйством лежала идея о необходимости дополнения партийно-административных рычагов элементами рыночной экономики.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b49В 1965 г. началась косыгинская, реформа. Мартовский пленум наметил ряд мер, призванных реформировать сельское хозяйство на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности работников в росте производства.

План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в 1,5—2 раза. Сверхплановые закупки должны были осуществляться по повышенным ценам (надбавки составляли 50% к основной цене).

Снижались цены на технику и запчасти. С колхозов и совхозов были списаны долги государству. Уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. Количество отчетных показателей, устанавливаемых для хозяйств сверху, резко ограничивалось. В пределах государственных заданий хозяйствам предоставлялась полная самостоятельность планирования производства.

В то же время в решениях пленума особый акцент делался на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве производством и на увеличение капиталовложений. Мероприятия принесли выгоду колхозам и совхозам.

За сданную в 1965 г. продукцию они выручили почти на 15% больше, чем в 1964 г. Нововведения в промышленности провозглашены на сентябрьском (1965) пленуме ЦК в докладе А. Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий».

 

ПОПЫТКИ ВВЕСТИ МЕХАНИЗМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ДОМИНАНТЕ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Призывая к отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управления, председатель правительства подчеркивал, что речь идет не о простом восстановлении досовнархозовской системы министерств, а о сочетании централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Добиться этого предполагалось путем сокращения числа обязательных плановых показателей до 9 вместо 30 в прежние годы.

Главным в работе предприятий и отраслей вместо объема валовой становился объем реализованной продукции.

Таким образом, производитель ставился в непосредственную зависимость от спроса на свою продукцию. Натуральные плановые показатели заменялись стоимостными. Для повышения заинтересованности коллективов в лучшем использовании производственных фондов вводилась плата за эти фонды.

Зарплата определялась уровнем рентабельности, прибылью, перевыполнением планов. Обобщающий результат хозяйствования измерялся размерами прибыли. Из отчислений от нее предприятия создавали фонды развития производства и материального поощрения. Из этих фондов тратились деньги на премии и «13-ю зарплату» по итогам года; на улучшение условий труда и быта, в частности на строительство жилья.

 

ИТОГИ КОСЫГИНСКОЙ РЕФОРМЫ

Работа по-новому позволила успешно выполнить 8-й пятилетний план, увеличить выпуск продукции на 50,5% и несколько приостановить падение среднегодовых темпов роста промышленного производства.

За пятилетие возведено 1900 новых крупных промышленных предприятий и объектов, в том числе уникальные Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Волжский трубный завод, Красноярская ГЭС, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, первая очередь Волжского автомобильного завода в Тольятти, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтерске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце.

Закончено было формирование единой энергетической системы европейской части страны, создана объединенная энергосистема Центральной Сибири. Новая система хозяйствования в 8-й пятилетке внедрялась и в сельском хозяйстве.

В годы 8-й пятилетки получил дальнейшее развитие процесс преобразования колхозов в совхозы. В 1970 г. в стране насчитывалось 15 тыс. совхозов, а число колхозов за 5 лет сократилось с 36,9 до 33,6 тыс.

Замедление социально-экономического развития страны, давшее о себе знать уже в конце 8-й пятилетки, во многом объясняется свертыванием управленческих нововведений.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОРАЗОВАНИЙ

Директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать реформы, предполагавшие расширение демократии и самостоятельности трудовых коллективов.

Консерваторы в руководстве страны с самого начала усматривали в реформах угрозу политической стабильности. События «Пражской весны» 1968 г. стали, с подобной точки зрения, реальным подтверждением угрозы.

Используя чехословацкие события как повод, охранители догматической идеологии начали, как позднее выразился Н. И. Рыжков, «откровенно и резко скручивать» реформу уже в конце 60-х гг. В 70-е она не получила дальнейшего развития.

Этому способствовали и недостатки, присущие самой реформе. Она предоставляла предприятиям широкое поле для маневров, но не создавала рачительного хозяина, поскольку господство государственной собственности сохраняло отчуждение работника от средств производства.

Главный же «недостаток» заключался в том, что реформа не довольствовалась полумерами, требовала коренных изменений в организации промышленного и сельскохозяйственного производства, подводя к необходимости полного отказа от командно-распределительной системы. К этому брежневское руководство оказалось не готовым. Реформу свернули.

 

ЭКОНОМИКА СССР В 1970-е – НОВЫЕ НЕФТЯНЫЕ И ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПРИНОСЯТ СВЕРХПРИБЫЛИ БЕЗ ИЗЛИШНИХ УСИЛИЙ

В Тюменской области еще в 60-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК партии и правительство приняли решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи.

На освоение новых районов Западной Сибири (Сургут, Уренгой, Ямбург и др.) были брошены человеческие ресурсы из всех республик страны, с затратами на освоение не считались. В результате за 70-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз.

В 80-е гг. Западная Сибирь стала давать более 10% мирового объема добычи нефти и газа. В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было возобновлено строительство Байкало-Амурской магистрали: первая попытка ее создания предпринималась накануле Великой Отечественной войны.

Ее строительство длиной более 3 тыс. км в основном было завершено в 1984 г. Руководство страны максимально использовало естественное преимущество СССР перед другими странами — колоссальные природные богатства.

Однако экстенсивное развитие экономики сдерживало развитие наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс — электроники, кибернетики, робототехники, биотехнологии.

Расширение продажи нефти и газа в страны Запада давало валюту, на которую закупалось недостающее зерно, высокотехнологичное оборудование. Строились грандиозные каналы (Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский) и системы для обводнения и орошения. В 1974 г.

 

КОНСТИТУЦИЯ “РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА” – 1977 г.

Новый Основной закон, часто называвшийся «Конституцией развитого социализма», принят 7 октября. По жестокой иронии истории, завершение разработки и введение его в действие пришлись на время, когда социализм утратил способности к динамичному развитию. Работа над проектом закона заняла долгие годы.

Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства».

Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества».

Основой экономической системы Союза ССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы, социальной основой — союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата.

 

ПРИХОД К ВЛАСТИ ЮРИЯ АНДРОПОВА

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b44312 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет, бывший КГБ-шник.

Нетерпимость к инакомыслию, приверженность авторитарному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скромность — все эти качества перевесили шансы других претендентов на высший пост.

Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь мздоимство, повести борьбу с «теневиками». Первые шаги Андропова-генсека не обманули ожиданий. С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины.

Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т. п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией.

Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Отдан был под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

 

ПРИХОД К ВЛАСТИ КОНСТАНТИНА ЧЕРНЕНКО

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b422Андропова на посту генерального секретаря ЦК и Председателя Президиума Верховного Совета сменил давний соратник Брежнева К. У. Черненко. (Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы.)

Его приход к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев.

Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена.

Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось теперь именовать не развитым, а развивающимся социализмом.

Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства». Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии Молотова (июнь 1984 г.).

Просталинское настроение старой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кагановичем. По его словам, «ни один враг не принес столько бед, сколько принес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина». 20 декабря 1984 г. скончался Д. Ф. Устинов, 10 марта 1985 г. — К. У. Черненко.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ВЫБОР ПУТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

ПАРТИЙНЫЕ ДИСКУССИИ О ПУТЯХ И МЕТОДАХ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.

ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.  ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРА В 1920-1930-х гг. «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СССР В 1920-1930-х гг. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ГЕРОИЗМ СОВЕТСТКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ  

СССР В АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ  

ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. РОЛЬ СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ О ПОСЛЕВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ МИРА 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ КОНЦА  1940-х гг.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ В ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

XX СЪЕЗД КПСС И ОСУЖДЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х гг., ПРИЧИНЫ ИХ НЕУДАЧ. ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 

«ЗАСТОЙ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПСС. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В  1980-х гг. «ПЕРЕСТРОЙКА» и «ГЛАСНОСТЬ». ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 

СССР В МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСАХ И КОНФЛИКТАХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА «РАЗРЯДКИ». «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ». РАСПАД МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1950- 1980-х гг.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *