Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

Ключевые слова: Перестройка в СССР, причины, предпосылки Перестройки в СССР, начало Перестройки и ее этапы, Михаил Горбачев, начало Перестройки, гласность, открытость, либерализм и многопартийность, Перестройка в СССР и ее проявление в 1985-1991 гг., последствия политики Перестройки для внутриполитического развития СССР, итоги Перестройки в СССР, достоинства и недостатки политики Перестройки в СССР

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

После смерти К. У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев.

Избрание молодого, энергичного лидера опосредованно отражало стремление общества в целом и непосредственно правящей элиты к давно назревшим переменам.

Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников вначале не было, но их объединяло желание разгрести накопившиеся «завалы», преодолеть стагнацию, придать былой динамизм построенной в СССР общественной системе, ускорить социально-экономическое развитие страны.

Осуществить это предполагалось путем перегруппировки и концентрации сил и средств на главных направлениях развития.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: ИДЕИ ГОРБАЧЕВА

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b430В политическом плане задачи нового этапа были сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС.

Он говорил о необходимости повышения темпов социально-экономического развития.

При этом на первый план выдвигались задачи перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического прогресса.

Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать ответственность кадров, организованность, дисциплину».

В ускорении научно-технического прогресса центральное место отводилось машиностроению. Темпы его развития предстояло ускорить в полтора-два раза, быстро перейти на производство новых поколений машин и оборудования.

Первостепенное внимание предполагалось уделить совершенствованию станкостроения, ускорению развития вычислительной техники, приборостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса.

Прозвучало намерение решительно ликвидировать ведомственные барьеры в агропромышленном комплексе. Постепенно набирала темпы «кадровая революция» Горбачева.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: ПРИХОД НОВЫХ КАДРОВ

Позитивное впечатление производило избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся при Брежневе.

В числе первых важные посты в центральном партийном аппарате получили Н. И. Рыжков, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Л. Н. Зайков, Б. Н. Ельцин. Началась стремительная и радикальнейшая замена кадров в основных звеньях управления государством.

К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС, получивших свои посты при Брежневе. Изменения шли сверху вниз.

Широкий общественный резонанс получили действия нового первого секретаря Московского горкома Б. Н. Ельцина, который провел настоящую чистку горкома и райкомов столицы от прежних кадров. Ельцин изначально выделялся из горбачевских выдвиженцев своей решительностью.

В декабре 1985 г. он выступил с остро критической речью в Ташкенте о ситуации в Узбекистане, ставшим одним из первых полигонов для разоблачений коррупции, расцветшей в брежневскую эру.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

В 1985—1987 гг. назревшие в стране хозяйственные проблемы пытались решать преимущественно административными методами, вопрос о создании экономических механизмов реализации поставленных задач звучал в самой общей форме.

Чрезвычайно показательным для первого этапа реформ является антиалкогольная кампания — первое крупное комплексное мероприятие новых лидеров, последовательно осуществлявшееся в 1985—1987 гг. Кампания имела большой политический смысл.

Речь шла не только о хронической, но и о постоянно прогрессировавшей социальной болезни. «Пьяные» деньги давно и активно использовались бюджетом, а предпринимавшиеся ранее попытки «борьбы против пьянства и алкоголизма» фактически носили лицемерный характер: государству катастрофически не хватало средств, и отказываться от надежных источников финансовых поступлений оно не решалось.

Упор на «пьяные» деньги, паразитирование на теневых чертах человеческой натуры были результатом неспособности добиваться бюджетного успеха более «квалифицированным» путем.

 

ИТОГИ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Проведенные мероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм, снизилась смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы по причинам пьянства и алкоголизма.

Но, как писал позже Горбачев, «негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли ее плюсы».

К числу издержек кампании относят: спешное закрытие магазинов, винно-водочных заводов; вырубку виноградников; свертывание производства сухих вин; сокращение выпуска пива; массовое развитие самогоноварения, повлекшее исчезновение сахара.

Нехватка сахара потянула за собой резкое сокращение ассортимента кондитерских изделий; с прилавков стали исчезать недорогие одеколоны, употреблявшиеся вместо водки, а использование других ее «заменителей» привело к росту заболеваний, озлобленности значительных масс населения.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: НОВЫЕ ОБЕЩАНИЯ И АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ

1985—1986 гг. связаны с попыткой проведения активной социальной политики — государство широко формулировало задачи в области образования и здравоохранения, социального обеспечения и заработной платы, в сфере жилищного строительства.

Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной платы. Предполагались радикальные изменения в деле строительства школ, детских садов, больниц и поликлиник. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и огородничества.

Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и услуг на 1986—2000 гг. обещала прорыв на этом направлении.

Пожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жилье-2000», которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу каждая семья к 2000 г. должна была иметь квартиру или жить в собственном доме.

Все эти и другие решения по социальной сфере породили «революцию ожиданий», связанную с надеждой на быстрое решение накопившихся проблем. Первоначально казалось, что для этого будет достаточно политической воли нового руководства.

«Революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторами апрельского курса. К 1989—1990 гг. оказалось, что большую часть обещаний выполнить не удалось.

 

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРИ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Решение задач по техническому перевооружению экономики и реализации социальных программ требовало больших ассигнований. Между тем ресурсы государства значительно сократились в связи с неблагоприятной международной конъюнктурой.

В 1985 г. резко упали цены на нефть, и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений, которые в 70-х — начале 80-х гг. во многом компенсировали недостатки прежней советской экономической системы, позволяя закупать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия легкой промышленности и высокотехнологичное оборудование.

Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлек увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на социальные нужды. Позднее, в 90-е гг., инициаторы реформ признали ошибкой начало реформирования экономики со сферы тяжелой индустрии.

Концентрация внимания на сельском хозяйстве и легкой промышленности позволила бы сохранять социальную стабильность и устойчивую политическую поддержку намечаемым крупномасштабным переменам.

 

КАТАСТРОФА ЧЕРНОБЫЛЯ: ЛОЖЬ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ УБИВАЕТ ОБЩЕСТВО

Весной 1986 г. произошло событие, оказавшее шоковое воздействие на советское общество. 26 апреля случилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, где в ходе проведения эксперимента взорвался четвертый энергоблок.

Первоначально не было ясного понимания, что произошедшее — катастрофа не только национального, но и мирового масштаба, однако по мере накопления информации приходило осознание небывалого трагизма случившегося.

Радиационному заражению подверглась значительная часть украинской территории, но самый тяжелый удар пришелся на Белоруссию, впоследствии загрязнение было обнаружено в Брянской и Тульской областях.

В район аварии было переброшены войска химической защиты, со всей страны прибывала техника. В Москве, Ленинграде, Киеве круглосуточно работали научные институты, срочно решая целую серию необычных проблем.

Стремление граждан своевременно узнавать правду привело к расширению круга обсуждения ранее запретных тем, способствовало раскрепощению общественного сознания. Большей информационной открытости в связи с Чернобылем требовало и мировое общественное мнение. 

 

ПРОВОДИТЬ ПЕРЕСТРОЙКУ ЭКОНОМИКИ СТАНОВИТСЯ НЕВОЗМОЖНЫМ БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

С середины 1986 г. в выступлениях Горбачева начинает повторяться мысль о том, что перемены в обществе идут недостаточно быстро. Среди главных причин этого он чаще выделял две: сохраняющуюся пассивность подавляющей массы населения и приверженность управленческих структур директивным формам управления.

В связи с этим проблема демократизации ставится не только как одна из целей реформ, но и как обязательная их предпосылка. В середине 1986 г. происходят перемены в трактовке понятия «гласность».

В 1986 г. происходит организационная подготовка «наступления гласности». Новых главных редакторов получили «Известия», «Огонек», «Московские новости», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московская правда», «Московский комсомолец», «Юность», «Новый мир», некоторые другие газеты и журналы, ставшие в 1987—1991 гг. самыми острыми и читаемыми изданиями. При этом «политика гласности» не означала введение свободы слова, но была изначально «дирижируемым» явлением. Содержание проводимых кампаний определялось на инструктажах руководителей СМИ, которые регулярно проводились в идеологических подразделениях ЦК КПСС.

 

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 1986-1988 гг.

Первые значительные новации в экономической политике появились в середине — второй половине 1986 г. 14 августа Совмин СССР принял постановление, разрешавшее организацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных Советах.

Постановлением от 19 августа 20 министерств и около 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешавший частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986 г. было разработано, а 13 января 1987 г. принято постановление и разрешалось создание и деятельность на территории СССР совместных с зарубежными фирмами предприятий.

Все это были шаги в сторону рыночной экономики, ограничения вмешательства государства в деятельность предприятий.

Вместо привычного плана вводился «государственный заказ», охватывавший лишь часть производимой продукции, остальную разрешалось реализовывать по своему усмотрению самим предприятиям.

На предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также создание советов трудовых коллективов, что также должно было мобилизовать активность, повысить ответственность и заинтересованность работников. Эту же цель преследовало расширение прав предприятий в определении зарплаты и выбора ассортимента выпускаемой продукции.

В 1988 г. госзаказ составил в среднем 85%, однако предприятия требовали его увеличения, так как отсутствие опыта, а также рыночной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и др.) осложняли реализацию изготовленных изделий.

Связи между предприятиями принимали форму преимущественно бартерных отношений  и, следовательно, были шагом назад даже не только в плане продвижения к проектируемому рынку, но и в сравнении с реальной социалистической экономикой.

 

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ

В 1987—1988 гг. был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу.

Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). За счет невероятного роста кооперативного движения государство стремилось улучшить положение в социальной сфере: неудовлетворенный спрос на промтовары широкого потребления составлял более 30 млрд руб., а в сфере услуг, оказываемых госпредприятиями, — около 15 млрд.

Однако чем активнее развивалось кооперативное движение, тем более настороженное отношение оно вызывало. Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким госценам, а продавать свою продукцию по высоким, коммерческим.

При сопоставимой интенсивности труда зарплата в кооперативах была несравненно выше, чем в государственном секторе. Несовершенство системы контроля приводило к тому, что руководители многих предприятий создавали при них кооперативы.

Возможности использовать государственную материально-техническую базу и ресурсы, соединенные с преимуществами и льготами кооператоров, давали особенно значительный эффект.

Такие кооперативы откровенно паразитировали на государственной экономике. Закон о кооперации способствовал легализации теневого бизнеса, создавал условия для «отмывания» криминальных денег, увеличения социальных диспропорций, появления рэкетиров.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: НОВЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Реформирование экономики страны в 1987—1988 гг. не ограничилось принятием законов о госпредприятии и кооперации.

Создавались совместные предприятия; были расширены права госпредприятий и кооперативов во внешнеэкономической деятельности; началась коммерциализация отраслевых банков; в августе 1988 г. был зарегистрирован первый кооперативный банк; в ходе обсуждения аграрных проблем продвигалась идея аренды; было разрешено приступить к выпуску акций предприятиями и организациями; рассматривался вопрос о возможной конверсии.

Преимущественно в этих сферах концентрировалось социально активное население, наиболее заинтересованное в радикализации экономической реформы.

И тем не менее реализация закона о государственном предприятии, попытка использовать «кооперативный» ресурс были наиболее значимыми направлениями экономического курса 1987—1988 гг.

Ни одно из них не решило тех задач, которые первоначально на них возлагались. Более того, наложившись на проинфляционные меры предшествующего этапа, эти два элемента политики значительно усугубили ситуацию как в производственной сфере, так на потребительском рынке.

С начала 1988 г. отмечается ажиотажный спрос, к осени стала реальностью перспектива развала потребительского рынка в результате финансовых диспропорций. 

 

НАЧАЛО ПЕРЕСМОТРА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И ПОИСК ДИАЛОГА В ОБЩЕСТВЕ

В декабре 1986 г. произошли два события, имевшие «знаковый» смысл. 23 декабря был возвращен из горьковской ссылки и фактически реабилитирован духовный лидер советских диссидентов западнической ориентации академик А. Д. Сахаров.

А с начала месяца в кинотеатрах страны началась демонстрация фильма Т. Е. Абуладзе «Покаяние». Формально посвященная осуждению абстрактного «диктатора», лента не оставляла сомнений в том, о ком идет речь на самом деле.

Физиономическое сходство главного героя с Л. П. Берией, воссоздание атмосферы ужаса, порожденного бессмысленными кровавыми репрессиями, давали такую художественную версию событий, которая далеко выходила за рамки официальной трактовки истории 20—50-х гг.

Выход на экраны фильма впоследствии назвали «началом обвала коммунистической идеологии». Тем самым лидирующая группа демонстрировала, в каком направлении и насколько далеко она была готова идти в будущем переосмыслении истории и политики.

 

НАЧАЛО ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Поистине революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе.

Гласность начинают рассматривать и как средство пробуждения общественного сознания, и как инструмент его формирования в определенном направлении, и как форму контроля за действиями неповоротливых управленцев, и как один из путей мобилизации активных сторонников перестройки.

Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении так называемых неформальных движений. Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, которые удовлетворяли потребности прежде всего рядовой интеллигенции и молодежи в свободном общении и активной полезной деятельности. 

В инициативную группу вошли молодые экономисты, социологи, философы, в их числе И. Б. Чубайс, Е. Т. Гайдар.

Группа писателей и кинематографистов поставила вопрос об отмене дискриминационных мер в отношении Солженицына и о восстановлении его в Союзе писателей.

Горбачев не захотел ссориться с интеллигенцией. В результате в 1989—1990 гг. в центральных журналах началась публикация наиболее острых антисоветских произведений писателя, в частности «Архипелага ГУЛАГ».

В середине — второй половине 1988 г. активизировались антикоммунистические организации. Заметный резонанс вызвали митинги Демократического союза 21 августа и 5 сентября.

В первом случае собрание на Пушкинской площади было связано с 20-летием со дня ввода войск в Чехословакию, во втором — приурочено к 70-летнему «юбилею» «красного террора».

 

НОВЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ

В Ленинграде мандаты депутатов здесь получила целая группа независимых кандидатов с демократическими программами: А. А. Собчак, Ю. Ю. Болдырев, А. Денисов и др.

Скандально для партаппарата выглядели результаты выборов по Московскому городскому избирательному округу: несмотря на чинимые препятствия, здесь триумфально победил «опальный» Б. Н. Ельцин, получивший рекордное число голосов — около 90%.

Популярности многих независимых кандидатов способствовала такая форма выражения общественного мнения и протестных настроений, как массовые митинги, получившие широкое распространение в это время.

Возможности оппозиции в борьбе за власть были во многом усилены благодаря наличию в ее рядах яркого харизматического лидера – Бориса Ельцина. В 1989 г. степень популярности Ельцина являлась зеркальным отражением уровня падения авторитета Горбачева, который воспринимался в качестве его политического антипода. После смерти в декабре 1989 г. А. Д. Сахарова, обладавшего непререкаемым авторитетом в демократическом движении, Ельцин становится главным лидером антикоммунистических сил.

 

ПРИБАЛТИКА НАЧИНАЕТ ПУТЬ ВЫХОДА ИЗ СССР

Достаточно высокой организованностью отличались неформальные движения в Прибалтике. Здесь разворачивался основанный на национальной идее процесс массовой политизации.

Осенью 1988 г. в Латвии, Эстонии и Литве также оформились Народные фронты. 

 

РОСТ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ СТОЛКНОВЕНИЙ

В 1989 г. в большинстве республик Союза политическая жизнь все более окрашивается в этнические краски, что приводит к обострению существующих и появлению новых противоречий и конфликтов.

Происходит дальнейшая эскалация начавшихся в 1988 г. вооруженных столкновений (Закавказье, Средняя Азия).

 

ПОИСК РЕШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Взрыв «национальной бомбы» был полностью неожиданным для инициаторов реформ. Проводимая Горбачевым политика демократизации привела к тому, что национальные проблемы вышли на поверхность общественной жизни (Якутск и Алма-Ата, 1986 г.)

В 1988—1991 гг. они дали о себе знать в череде кровавых межэтнических конфликтов в самых разных частях СССР: в Карабахе и Сумгаите (Азербайджан, 1988 г.), в Новом Узене (Казахстан, 1989 г.), в Фергане (Узбекистан, 1989 г.), в Кишиневе (Молдавия, 1989 г.), в Сухуми (Абхазия, 1988 г.), Баку (Азербайджан, 1990 г.), в Цхинвале (Южная Осетия, 1988 г.). Межэтническая нестабильность все чаще становилась мотивом эмиграции из СССР. Националисты во всех республиках пользовались схожим набором идей. Вначале использовались экологические мотивы.

Аналогичным образом трансформировались идеи национального возрождения. Вдруг «обнаружилось», что все нерусские народы оказались в состоянии глубокого культурного упадка, деэтнизации и даже на грани исчезновения.

Причины этого связывались с политикой Москвы. В сознание населения республик зрело недовольство о неэквивалентном экономическом обмене в пользу «Центра» и возможности быстрого улучшения социально-экономической ситуации при условии обретения суверенитета и построения независимой экономики.

 

КРИЗИС В ЭКОНОМИКЕ НАРАСТАЕТ БЫСТРЫМИ ТЕМПАМИ – 1989 г.

Негативные тенденции в развитии экономики приобрели необратимый характер. Ухудшение экономического положения повлекло повсеместное обострение социальных проблем.

В марте 1989 г. состоялась первая шахтерская забастовка, которая летом охватила уже всю отрасль. В 1989—1990 гг. расширились география и масштабы забастовочного движения, а к экономическим требованиям прибавились политические.

 

ПОПЫТКА СОЗДАТЬ РСФСР И ОТМЕЖЕВАТЬСЯ ОТ СССР

Начало движения за российский суверенитет по времени совпало со вступлением СССР в кризисную фазу развития.

С 1990 г. обозначившиеся ранее негативные тенденции приобрели обвальный характер, ведя к разрушению всего государственного организма. Продолжалось углубление кризиса в экономике. Практически все параметры экономического развития имели отрицательную динамику (внутренний валовой продукт, капитальные вложения и др.).

Невиданными ранее темпами росла инфляция. Значительно снизился жизненный уровень населения. 

Зимой—весной 1990 г. разворачивается движение за российский суверенитет, ставшее важнейшим фактором союзного значения. Самые различные организации считали необходимым уточнить место и полномочия РСФСР в Союзе ССР, сформировать в полном объеме республиканские органы власти и общественные организации по аналогии с другими республиками.

Предлагалось делегировать центральному правительству лишь часть властных полномочий, установить новые формы взаимоотношений с национальными регионами на демократической основе. Показательно, что этот напор снизу уже не могли игнорировать обычно лояльные Горбачеву российские официальные структуры.

Так, 26 марта 1990 г. Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. В то же время в первой половине 1990 г. шло интенсивное структурирование «антикоммунистической альтернативы» в российской политике.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В этот период происходит создание новых партий: возникли Социал-демократическая партия, Демократическая, Социалистическая, Конституционно-демократическая, Христианско-демократическая, Республиканская. Большинство их объединились в рамках движения «Демократическая Россия».

Основой консолидации стал не только антикоммунизм, но и отторжение социалистического принципа в любом его виде. Для достижения своих целей лидеры «демороссов» поставили задачу овладения республиканским уровнем управления, что и определило их активное участие в кампании по выборам народных депутатов России зимой—весной 1990 г.

В ходе этой бурной кампании активно эксплуатировался популизм: щедро раздавались обещания поднять зарплату и увеличить пенсии, обеспечить жильем и хорошим медицинским обслуживанием, наполнить магазины продовольствием и защитить от распоясавшихся преступников, очистить от загрязнения водный и воздушный бассейны, помирить враждующие нации и дать всем долгожданную свободу. «Фирменным знаком» кампании стала борьба с необоснованными привилегиями партийно-советской номенклатуры, оскорбляющими чувство социальной справедливости масс.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИИ – 12 июня 1990 г.

Принятие 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, выборы новых руководителей, готовых этот суверенитет отстаивать, создали уникальную в истории СССР ситуацию: российская власть вышла из тени общесоюзной.

Однако если провозглашение суверенитета было делом относительно легким, то для проведения реформ в РСФСР по сценарию радикалов в их руках не было достаточно материальных и властных ресурсов: в 1990—1991 гг. подавляющая часть экономических объектов в России была по-прежнему подчинена союзным ведомствам.

Непосредственно республике подчинялись лишь 17% предприятий, расположенных на ее территории (в других союзных республиках эта доля колебалась от 25 до 60%). Общесоюзные же власти управляли и всеми силовыми структурами. Все это и предопределило политику российских лидеров: ее содержанием стала борьба за овладение находящимися на территории республики материальными, финансовыми и другими ресурсами.

По форме это была жесткая борьба «по всему фронту» против союзных властных структур и проводимой ими политики. Во второй половине 1990 г. «двоецентрие» постепенно превращалось в «двоевластие».

 

РСФСР ПЫТАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ НЕЗАВИСИМУЮ ПОЛИТИКУ ОТ СССР

С середины 1990 г. начинается проведение независимой политики России. Реализация принципов ее суверенитета рассматривалась как основа выхода из кризиса.  Используя наработки предшественников, российские власти демонстрировали осознанную и энергичную прорыночную политику, выступали на скорейшую реализацию программы «500 дней».

Закон «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. легализовал многообразие ее форм: имущество может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений.

Принятый вслед за ним Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность предприятий, относящихся к различным формам собственности. Была разработана и законодательно оформлена программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР.

Созданием конкурентной среды и ограничением монополистической деятельности на товарных рынках должен был заниматься соответствующий Госкомитет. Был принят закон о приватизации жилищного фонда.

Стимулировалась и регламентировалась инвестиционная деятельность, создавались предпосылки для привлечения иностранного капитала. Российские власти поощряли создание свободных экономических зон: к середине 1991 г. этот статус был предоставлен девяти территориям.

Все юридические лица и отдельные граждане получили право на участие во внешнеэкономической деятельности и прямого выхода на внешний рынок.

Большое внимание российские законодатели уделяли аграрной проблематике: здесь и списание долгов с колхозов и совхозов, и решения о приоритетном финансировании производственной и социальной сферы деревни, и попытки начать аграрную реформу через поощрение всех форм хозяйствования.

 

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ

«Парад суверенитетов», экономический хаос, межнациональные конфликты привели к значительному осложнению общественно-политической ситуации.

С весны 1990 г. началось возникновение партий откровенно антисоциалистического характера. Осенью 1990 г. наблюдалась повсеместная радикализация общественно-политических настроений. Это было во многом связано с ухудшением продовольственного снабжения, нехваткой самых различных товаров.

В августе по стране прокатилась волна «табачных» бунтов — только в Москве их было более ста. Несмотря на то что летом 1990 г. был собран рекордный урожай зерна (220 млн т.), в сентябре разразился хлебный кризис.

Одновременная остановка на ремонт табачных фабрик и хлебопекарен у многих вызывала недоумение. Подозрения в «рукотворном» характере трудностей подогревались информацией о наличии огромных запасов товаров в разного рода «накопителях». Одни политики объясняли это пороками существовавшей системы, другие усматривали намеренный саботаж.

Так или иначе и сторонники сохранения социализма, и те, кто хотел от него уйти, стали говорить о необходимости «наведения порядка», введения жестких, чрезвычайных мер для преодоления кризиса.

При этом стороны обвиняли друг друга в стремлении к диктатуре. Так, 16 сентября, в день проведения демократического митинга на Манежной площади в поддержку программы «500 дней», были замечены передвижения войск под Москвой, что дало основание бросить обвинение властям в подготовке силовой акции.  12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. Б. Н. Ельцин набрал 57,3% от числа пришедших.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ВЫБОР ПУТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

ПАРТИЙНЫЕ ДИСКУССИИ О ПУТЯХ И МЕТОДАХ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.

ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.  ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРА В 1920-1930-х гг. «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СССР В 1920-1930-х гг. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ГЕРОИЗМ СОВЕТСТКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ  

СССР В АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ  

ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. РОЛЬ СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ О ПОСЛЕВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ МИРА 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ КОНЦА  1940-х гг.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ В ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

XX СЪЕЗД КПСС И ОСУЖДЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х гг., ПРИЧИНЫ ИХ НЕУДАЧ. ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 

«ЗАСТОЙ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПСС. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В  1980-х гг. «ПЕРЕСТРОЙКА» и «ГЛАСНОСТЬ». ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 

СССР В МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСАХ И КОНФЛИКТАХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА «РАЗРЯДКИ». «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ». РАСПАД МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1950- 1980-х гг.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *