Понятия и термины (IX-XVII)
Навигация (только номера заданий)
0 из 21 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
Информация
Тест проверки следующих тем:
1.1. Народы и древнейшие государства на территории России
1.1.1. Восточнославянские племена и их соседи
1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян
1.2. Русь в IX- начале XII в.
1.2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
1.2.2. Категории населения. «Русская Правда»
1.2.3. Международные связи Древней Руси
1.2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
1.3. Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
1.3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
1.3.2. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада
1.3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
1.3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город
1.3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Необходимо выполнить вход для прохождения теста. Найдите на сайте кнопку войти/зарегистрироваться.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 21
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Рубрики
- Нет рубрики 0%
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 21
1.
Прочитайте текст и укажите о чем идет речь.
«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-верфей серебро, меха, продовольствие и различные товары <…> Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью».
- ( полюдье)
-
Задание 2 из 21
2.
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о нашествии какого хана Золотой Орды идет речь.
«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была еще сильна и отомстила русской столице разорением <…> После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к хану, задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. [Хан] подошел к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжег Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение [хана] стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву».
- ( Тохтамыш, тохтамыш)
-
Задание 3 из 21
3.
Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и укажите имя князя, о котором идет речь.
«Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в Южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева <…> Князь одержал победу <…> В память сего знаменательного торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвел его каменными стенами <…> он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святой Софиею».
- (Ярослав Мудрый, ярослав мудрый, Ярослав, ярослав, Ярослав мудрый)
-
Задание 4 из 21
4.
Прочтите отрывок из сочинения историка В. Янина и укажите, о каком художнике идет речь.
«Нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранившихся работ величайшего русского художника Средневековья невелик <…>, но даже части сохранившегося, даже одной-единственной неповторимой Троицы было бы достаточно для бессмертия его имени».
- (Андрей Рублёв, Андрей Рублев, андрей рублев, андрей рублёв, рублёв)
-
Задание 5 из 21
5.
Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались произведения, в которых действовали описанные герои.
«Необычные и подчас фантастические силы героев — палицы у богатырей по 100 пудов <…> Враги, выходившие на богатырей, были чудовищно могучи. Войска вражьего стана, растянувшегося в степях, серому волку в три дня не обрыскать, черному ворону не облететь».
- (былины, Былины)
-
Задание 6 из 21
6.
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь. [Ответ запишите словами]
«Царь наделал больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».
- (Иван четвертый, Иван Четвертый , иванчетвертый, Иванчетвертый)
-
Задание 7 из 21
7.
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите имя князя, о котором идет речь. [Ответ запишите словами]
« [Он] строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов <…> Он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей <…> Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел».
- (Андрей Боголюбский, андрей боголюбский)
-
Задание 8 из 21
8.
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите название войны, о которой идет речь.
«В 1558 г. Иваном IV была начата война с целью пробиться к Балтийскому морю и завязать непосредственные сношения с Западной Европой <…>».
- (Ливонская, ливонская)
-
Задание 9 из 21
9.
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, с которым связаны описываемые в источнике события.
«В 1240 г. в момент, когда Восточная и Средняя Русь подверглась опустошительному татарскому нашествию, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вместе с подчиненными им финскими племенами, напали на новгородскую землю; пришли они «в силе велице, в кораблих множество много зело».
- (Александр Невский, александр невский, Александр Ярославович, александр ярославович)
-
Задание 10 из 21
10.
Прочтите отрывок из документа и назовите период российской истории, о котором идет речь. [Ответ запишите словами]
«Димитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Димитрий жив. В простом народе в связи с этим слухом возникли дикие и нелепые мысли».
- (смутное время, смута)
-
Задание 11 из 21
11.
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь.
«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии <…> на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжёлые испытания. Им досталась в наследство разорённая, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьёзные сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».
- (Годуновы, годуновы)
-
Задание 12 из 21
12.
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя князя, о котором идет речь. [Ответ запишите словами]
«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять ее в Орду [он] получил <…>, когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем».
- (Иван Калита, Иван Первый, иван калита, иван первый, Иван калита, Иван первый)
-
Задание 13 из 21
13.
Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите имя князя, о котором идет речь.
«<…> Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов <…> Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
- (Дмитрий Донской, Дмитрий Иванович, дмитрий иванович, дмитрий донской)
-
Задание 14 из 21
14.
Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите имя самозванца, о котором идет речь. [Ответ запишите словами]
«<…> Весной 1606 г. В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков <…>».
- (Лжедмитрий Второй, лжедмитрий второй)
-
Задание 15 из 21
15.
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.
«Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, — вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, начал заново строить Московское царство».
- (Михаил Федорович, Михаил Романов, михаил федорович, михаил романов)
-
Задание 16 из 21
16.
Прочтите отрывок из указа XVII в. и напишите, как назывались годы, о которых в нем говорится.
«А которые после сего уложения крестьяне, или холопи, или раба побежит от своего государя и придет к иному, и государю искати своего холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцать лет от побега, а за пятнадцать лет не искать».
- (Урочные, Урочные лета, урочные лета, урочные)
-
Задание 17 из 21
17.
Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите имя государя, к которому относится эта характеристика.
«Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец».
- (Алексей Михайлович, алексей михайлович, алексей романов, Алексей Романов)
-
Задание 18 из 21
18.
Прочтите отрывок из сочинения историка С. М. Соловьёва и вспомните, как назывались совещания, о которых пишет историк.
«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость <…> Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших — по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».
- (Земский собор, земский собор, Земский Собор)
-
Задание 19 из 21
19.
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя церковного деятеля, о котором идет речь.
«Это был властолюбец, фанатично веривший в свое великое пред-назначение. С началом церковной реформы в 1654 г. патриарх стал публично заявлять о первенстве «свяшенства над царством», что означало подчинение царской власти патриаршей. Со временем это различие характеров царя и патриарха породило взаимное
отчуждение. Алексей Михайлович всё более и более тяготился его назойливой опекой и высокомерием. Дружбе пришел конец, и, когда патриарх в 1658 г. публично в кремлевском Успенском соборе отрекся от своего сана, царь не стал его отговаривать».
- (Никон, никон)
-
Задание 20 из 21
20.
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя правительницы, о которой идет речь.
«Что оставалось поверженной правительнице? Тюремное заключение. Местом ее обитания определили Новодевичий монастырь. Узница оказалась под строгим надзором. В октябре 1698 г. состоялся суд. Царевна была пострижена в монахини под именем Сусанны и заключена во всё тот же Новодевичий монастырь».
- (Софья, софья, Софья Алексеевна, софья алексеевна)
-
Задание 21 из 21
21.
Прочтите отрывок из документа, подписанного Екатериной II
в 1791 г., и назовите фамилию русского флотоводца, о котором идет речь.
«Знаменитая победа в конце последней кампании Черноморским флотом нашим, Вами предводительствуемым, над таковым же турецким одержанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства Вашего <…> Пожаловали Вас кавалером ордена нашего святого Александра Невского».
- (Ушаков, ушаков)