Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Ключевые слова: культура в ЕГЭ по обществознанию, понятие культуры, виды культуры, массовая, народная, элитарная культура, функции культуры, роль культуры в жизни общества, структура, культурные универсалии, ЕГЭ ОГЭ обществознание
Культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества.
Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.
В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО” |
Культура (в широком смысле) – совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого. Кроме того, это еще и исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей |
Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности, уровень воспитания человека. |
ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ – БЛОК “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО” |
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии.
Можно сказать, что материальная культура — это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества.
Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной деятельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры.
Прямая связь между уровнем развития материальной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями.
Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей.
На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.
РЕЛИГИЯ: ВИДЫ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ |
Духовная культура пронизывает все стороны социальной жизни и социального взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру можно рассматривать как высшую форму социального отражения жизни человека, в которой раскрываются смыслообразующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространяет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и оперированием ими.
Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве отправной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства — это преемственность в культуре и творческие прорывы, новаторство.
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ
Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями.
К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения с близкими родственниками.
Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Культура любой исторической эпохи обладает непреходящей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Внутри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Вот эти-то «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп, принято называть субкультурами.
Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры.
Современными культурологами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ
Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности людей. Наличие множества локальных культур заставляет ученых задумываться над проблемами их взаимодействия.
Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нельзя говорить о планетарном единстве человечества.
Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза.
РЕПЕТИТОР РОМАН БОГАТЕНКО О ГЛАВНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР – ДИАЛОГ И КОНФЛИКТЫ
Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры.
Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой — побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональном мире является толерантность.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – КАК КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ
Толерантность основывается на гуманистических принципах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.
Толерантность имеет различные формы: личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике.
Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
ДЕНЬГИ В ЕГЭ И ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА