Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Культура в ЕГЭ по обществознанию понятие культуры, культура формы культуры виды культура и ее роль функции культура в егэ по обществознанию обществу

Ключевые слова: культура в ЕГЭ по обществознанию, понятие культуры, виды культуры, массовая, народная, элитарная культура, функции культуры, роль культуры в жизни общества, структура, культурные универсалии, ЕГЭ ОГЭ обществознание

 

Культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова­ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен­тов общества.

Возникновение и развитие человеческой лич­ности, существование общества невозможны вне культурно­го контекста.

В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.

 

Культура (в широком смысле) — совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого. Кроме того, это еще и исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

 

Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности, уровень воспитания человека.

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес­кие средства и технологии.

Можно сказать, что материаль­ная культура — это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея­тельность невозможна без духовных усилий человека и об­щества.

 

ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

 

Уровень развития материальной культуры изучает­ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея­тельности человека, удовлетворения его материальных по­требностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры.

Прямая связь между уровнем развития матери­альной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот.

 

понятие культуры, культура формы культуры виды культура и ее роль функции культура в егэ по обществознанию обществу специфика духовной культуры культура в егэ по обществознанию

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс­ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор­мами и предписаниями.

Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей.

На социально-психологи­ческом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.

 

РЕЛИГИЯ: ВИДЫ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ

 

Духовная культура пронизывает все стороны социальной жизни и со­циального взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру можно рассматривать как высшую форму социального отражения жизни человека, в которой раскрываются смыслообразующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими.

Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства — это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство.

 

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями.

К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения с близкими родственниками.

Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

 

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры.

Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони­мают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять запад­ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

 

Римское государство армия легионеры легионы галлы республика

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей. Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия.

Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества.

Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза.

 

РЕПЕТИТОР РОМАН БОГАТЕНКО О ГЛАВНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР — ДИАЛОГ И КОНФЛИКТЫ

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры.

Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой — побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

 

Древняя Греция Крито-Микенский период Троянская война политика религия древних греков

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — КАК КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике.

Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА 

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 

ДЕНЬГИ В ЕГЭ И ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ВВП

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

НАЛОГИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА