Политика контрреформ
Ключевые слова: контрреформы Александра 3, политика контрреформ, Делянов, контрреформы Александра 3 и их причины, контрреформы Александра 3 и их последствия для внутренней политики Российской Империи, контрреформы Александра 3 и социально-экономические преобразования 1880-х гг., контрреформы Александра 3 ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории, контрреформы Александра 3 и их направления
ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845—1894).
Он был вторым сыном царя и, не являясь изначально его наследником, готовился к военной карьере.
В детстве воспитанием великого князя Александра Александровича занимались Зиновьев и Перовский — генералы николаевской закваски, в императоре Николае I видевшие образец государственного деятеля.
К наукам Александр Александрович не выказывал ни интереса, ни прилежания. Охотно постигал лишь военное дело, которое преподавал ему генерал М. И. Драгомиров.
Когда после смерти старшего брата Николая в 1865 г. Александр был объявлен наследником, его образование признали недостаточным для этого статуса.
В 1865—1866 гг. он дополнительно прослушал курс русской истории С.М. Соловьева и курс гражданского права К. П. Победоносцева.
ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂 |
С последним установились особо доверительные отношения, не оборвавшиеся и после завершения учебы.
Александр унаследовал не только статус умершего брата, но и его невесту. В 1866 г. он женился на датской принцессе Дагмаре, принявшей в православии имя Марии Федоровны.
Этот брак укреплял и расширял династические связи Романовых в Европе: датский королевский двор был в родственных отношениях с династиями Англии, Германии, Норвегии, Греции.
Резиденция наследника — Аничков Дворец — становится своеобразным центром притяжения консервативных сил. Открыто не выступавший против отца, Александр Александрович реформы его оценивал отрицательно. Цесаревич был убежден, что они направили развитие страны по ложному пути, противоречащему вековым традициям российской истории.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ |
КОНТРРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА 3 – ОТМЕНА ПРОЕКТА ЛОРИС-МЕЛИКОВА И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ ПЕРВОМАРТОВЦЕВ
Первое с чего начал Александр III – обсуждение проекта М. Т. Лорис-Меликова. Царь отложил решение, заключив, что предложенные преобразования нуждаются в дальнейшем обсуждении. Заняв выжидательную позицию, Александр III пытался сориентироваться в трудной обстановке, сложившейся после первомартовской катастрофы.
Вскоре Александр III получил письмо от тех, кто вынес и исполнил смертный приговор его отцу. Письмо ИК «Народной воли», датированное 10 марта 1881 г., было опущено в почтовый ящик Зимнего дворца. Одновременно оно распространялось в виде прокламации. Александр II был не первым самодержцем, жизнь которого прерывалась насильственно.
Вскоре началось ускоренное следствие по делу первомартовцев и суд над ними, вынесший всем смертный приговор.
В те же мартовские дни 1881 г. с взволнованным письмом к царю обратился Л. Н. Толстой. Он доказывал, что победить идеи, убивая их носителей, невозможно. Только противопоставив радикальным социалистам высшие по нравственности и правде идеалы, можно справиться со злом. Писатель предлагал, осудив террористов нравственно, выслать их из России.
3 апреля 1881 г. состоялась казнь приговоренных по делу 1 марта — А. И. Желябова, С. Л. Перовской, Т. М. Михайлова, Н. И. Кибальчича, Н. И. Рысакова.
Манифест 29 апреля, готовившийся втайне, явился неожиданностью для либеральных министров. Лорис-Меликов привык действовать, опираясь на поддержку монарха. Ощутив противодействие нового царя, он оказался беспомощным, не пытаясь обрести опору в обществе.
Либеральные министры М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Абаза, Д. А. Милютин ушли в отставку. Александр III смело устранил эту помеху на своем пути, убедившись, что за сторонниками преобразований нет серьезной общественной поддержки.
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ |
БОЛЬШАЯ РЕАКЦИЯ
В мае 1881 г. министром внутренних дел был назначен Н. П. Игнатьев — бывший посол России в Турции, министр государственных имуществ при Лорис-Меликове. При нем усиливается политический сыск, расширяется сеть его агентуры в России и за границей.
В сентябре 1881 г. вступило в силу «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» («Положение об охране»). На территориях, объявленных на исключительном положении, вводились чрезвычайные меры. Местные власти могли действовать по законам военного времени: прибегать к административным высылкам без суда, военным судам, закрытым процессам.
Губернаторам и градоначальникам предоставлялось право приостанавливать деятельность городских дум и земских собраний, запрещать органы печати, закрывать учебные заведения. Изданное как временное (на 3 года) «Положение об охране» постоянно продлевалось, просуществовав до 1917 г.
Последние самодержцы оказались не в состоянии управлять на основе собственных же законов, не прибегая к чрезвычайным мерам. Преследуя революционеров, царь и сам ощущал себя преследуемым. Обещание продолжить террор звучало в послемартовских прокламациях «Народной воли». Сил и средств партия для этого не имела, но у властей не было точной информации о состоянии дел в подполье.
Основным местопребыванием царя становится Гатчина. В европейской печати он именовался «гатчинским пленником». Заявив о своей незыблемости, власть не чувствовала должной уверенности в себе.
ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ |
В ОЖИДАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Общество устало от заговоров, подкопов, взрывов, от военных судов и виселиц.
Подданные империи все сильнее тянулись к нормальной, мирной жизни — без потрясений и кровопролития. Мысль о «твердой руке», способной навести порядок, обеспечить стабильность и покой, завоевывала все больше сторонников.
На волне таких настроений и возрастала уверенность власти в осуществимости «новой политики» — той, что возвращала к традиционным для самодержавия целям и средствам.
Назначение в мае 1882 г. на пост министра внутренних дел Дмитрия Андреевича Толстого явилось не менее красноречивым заявлением власти о разрыве с политикой реформ, чем манифест 29 апреля 1881 г.
Образованный и умный, граф был человеком узких и односторонних политических пристрастий, нетерпимым к инакомыслию, ненавидевшим любые проявления независимости от казенной идеологии.
Но именно такой деятель и нужен был власти, взявшей курс на восстановление дореформенных порядков. 15 мая 1883 г., наконец, состоялась коронация Александра III в Успенском соборе Кремля в Москве.
Столь продолжительный срок правления некоронованного самодержца был беспрецедентным в истории династии Романовых, явившись одним из симптомов переживаемого властью кризиса.
В мае 1883 г. Александр III выступил перед волостными старшинами, собравшимися в Москву на коронацию, призвав их не «верить вздорным и нелепым слухам и толкам о переделе земли» и во всем следовать «советам и руководству ваших предводителей дворянства». Царь тем самым указал на дворянство как главенствующую силу на местах, которой надлежит заниматься и нуждами крестьян.
ПОЛИТИКА КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО |
ПОДДЕРЖКА ДВОРЯН ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Для поддержки дворянского землевладения в 1885 г. был создан Дворянский поземельный банк. Потомственным дворянам под залог имений банк предоставлял долгосрочные ссуды под льготные проценты.
В банк, как правило, обращались помещики, не сумевшие перестроить хозяйство. Полученные ссуды чаще всего в хозяйство не вкладывались, а просто «проживались». Миллионы, вложенные правительством в «экономическое вспомоществование», дворянству пошли не впрок.
Напомним, что Россия уже сделала первые шаги к бессословному обществу. Поддержка сословных привилегий могла возбудить только общественное недовольство. «Дворянская» политика, имевшая целью упрочить устои старого общества, создать власти опору, способствовала на деле обострению общественных проблем.
ОДНИ ПРОБЛЕМЫ ОТ РЕФОРМ 1860-х
Первые пореформенные десятилетия показали, что самодержавие плохо уживалось с учреждениями, появившимися в результате реформ 60-х гг. Местное самоуправление, новые суды, университетская автономия принесли дополнительные проблемы.
Университетская реформа 1884 г. стала первой из намеченных контрмер по возвращению страны к дореформенному состоянию. Подготовленная еще при министре просвещения Д. А. Толстом, она тогда пришлась не ко времени и была отложена в связи с его отставкой.
С возвращением Толстого к государственной деятельности и назначением министром просвещения его ставленника И. Д. Делянова проект университетской контрреформы был обречен на успех. Он ставил целью ликвидацию университетской автономии, полное «огосударствление» университетов.
Ректор, декан, профессура, избиравшиеся самими преподавателями из своей среды, по новому уставу назначались Министерством просвещения.
Наряду с факультативными вводились и государственные экзамены, принимавшиеся не профессурой, а чиновниками Министерства просвещения, что ставило учебный процесс под их контроль.
Какие-либо корпоративные организации студенчества уставом запрещались. За попытку протеста студентам отныне грозила отдача в солдаты. Университет, где под контролем государства находилось бы не только качество преподавания, но и сама благонадежность профессуры и студентов, должен был способствовать формированию казенной интеллигенции. Ей, обслуживающей самодержавие, надлежало руководствоваться интересами власти.
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ |
СКАНДАЛЬНЫЙ ЦИРКУЛЯР И ПИК РЕАКЦИИ
Высокая плата за обучение в гимназиях, продолжительность и трудность обучения, сосредоточенного на древних языках, так и не стали преградой для тех разночинцев, кто жаждал попасть в университет.
Упорство, воля, самоограничение и самодисциплина, помощь меценатов и благотворителей помогали преодолеть препятствия.
Между тем принципом политики в области образования в последней четверти XIX в. становится ограничение доступа к нему для непривилегированных слоев, особенно для трудовых «низов».
В 1887 г. выходит циркуляр, предписывавший не принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Прозванный циркуляром о «кухаркиных детях», он ярко раскрывал антидемократизм самодержавия. Власть отчуждала от гимназий и тем самым от университетов, куда путь был только через гимназию, целый пласт трудового населения.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОД КОНТРОЛЬ ЦЕРКВИ
В 1880—90-е гг. правительство предпринимает меры по передаче начального образования в ведомство церкви. Синод призывал к этому еще с 60-х гг., требуя покончить с «земской привилегией» в деле образования.
Идеологи самодержавия Победоносцев, Катков, Мещерский, поддерживая это требование, доказывали, что знания для народа не столь важны, как вера. Закон 1884 г. предусматривал учреждение при церквах начальных — двух- и четырехгодичных — церковно-приходских школ, подчинявшихся Синоду.
В 1891 г. Синоду были подчинены народные школы (учреждавшиеся на счет сельских общин, там, где не было земских или церковно-приходских школ). Число церковно-приходских школ с нескольких тысяч в начале царствования Александра III к его концу выросло до 30 тысяч.
Однако на народное образование у правительства всегда не хватало средств. Общество в отличие от государства и церкви средства на народное образование находило, умножая число земских школ и тем самым нарушая планы самодержавия.
УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ |
ЗЕМСКАЯ КОНТРРЕФОРМА – ВВЕДЕНИЕ ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ, 1889 г.
Одновременно с проведением университетской контрреформы 1884 г. министр внутренних дел Д. А. Толстой разработал проект земской контрреформы. Он предусматривал ликвидацию выборности земских органов, а также их всесословного характера. Земства теряли свою независимость — они вводились в государственную систему.
Важным шагом в этом явилось «Положение о земских начальниках» (1889). Назначавшиеся губернаторами из среды местного дворянства, они сосредоточили всю полноту власти на местах.
К земским начальникам перешли и функции мирового суда, по «Положению» 1889 г. упраздненного. Им подчинялись сельское и волостное управления.
Земские начальники могли приостанавливать и отменять решения сельских сходов. Крестьянство, по сути, попадало в личную зависимость от земских начальников: они могли без суда подвергать крестьян штрафам и арестам.
«Положение о земских начальниках» решало ряд важных для верховной власти задач. Оно укрепляло ее позиции на местах, подчинив ей крестьянское самоуправление. «Положение» создавало эквивалент помещичьей опеки, уничтоженной реформой 1861 г.
Одновременно закон 1889 г. обеспечивал условия для престижной службы дворян на местах. Следующим шагом в наступлении самодержавия на местное самоуправление было «Положение о земских учреждениях» (1890).
Оно ограничивало независимость земств, поставив их под контроль бюрократии. Ни одно значительное земское постановление не могло быть отныне реализовано без санкции губернатора или даже министра внутренних дел.
НАРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. РЕФОРМЫ С.Ю. ВИТТЕ |
ГОРОДСКАЯ КОНТРРЕФОРМА, 1892 г.
Сословный характер политики самодержавия, ее антидемократизм сказался и в контрреформе городского самоуправления (1892). Городские низы — мелкие торговцы, работники сферы обслуживания — лишались избирательных прав.
Судебная реформа, самая последовательная из реформ 60-х гг., пользовалась популярностью во всех слоях населения. Она же была особенно ненавистна правоверным сторонникам неограниченной монархии.
Независимый от правительства, гласный и открытый суд воспринимался самодержавием как учреждение чужеродное, вступающее в противоречие с традиционными основами управления. Но, ощущая за новым судом широкую общественную поддержку, царь отказывается от фронтального наступления на него.
Его тактика состояла в поэтапном ограничении функций судопроизводства. Принцип гласности ограничивался введением закрытого судопроизводства «там, где оно целесообразно». Был повышен имущественный ценз для присяжных. Из ведомства суда присяжных изымается значительная категория дел, в том числе и о сопротивлении властям (1889).
НЕ УСПЕЛИ ТРОНУТЬ СУД
Незадолго до смерти Александр III назначил министром юстиции Н. В. Муравьева: он должен был не просто продолжить наступление на судебные установления 1864 г., но и завершить его полным и коренным их пересмотром. Кончина царя заставила отложить судебную контрреформу. Независимый суд присяжных просуществовал в России до 1917 г.
Вынужденный терпеть действующую судебную систему, самодержец постоянно вмешивался в судопроизводство, позволяя себе предрешать или изменять судебные приговоры по тем делам, которые его интересовали.
Воля императора была выше закона, что делало принцип независимости судей весьма относительным. Дела по политическим преступлениям Александр III предпочитал предавать военному суду, отличавшемуся быстротой следствия и тяжестью наказания.
БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТСЯ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ |
УЖЕСТОЧЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ
Ужесточение цензуры в годы правления Александра III явилось необходимым условием политики контрреформ. Укреплять самодержавие можно было, только подавив печать, лишив ее возможности обсуждать общественные проблемы, оставив это право лишь за охранительными изданиями.
«Временные правила» о печати, введенные в 1882 г. и утвердившиеся на десятилетия, предусматривали «карательную цензуру», которая крайне затрудняла возобновление приостановленных изданий. Под ее давлением закрываются либеральные газеты «Страна», «Порядок», «Молва», «Земство», «Голос» и др. В 1884 г. был закрыт журнал «Отечественные записки».
Видные публицисты Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, К. М. Станюкович на разные сроки высылаются из столицы.
Специальными циркулярами подтверждалось давнее запрещение касаться в печати государственного устройства империи и деятельности правительства, а также положения в деревне, проблем земской и думской деятельности.
Накануне 25-летия отмены крепостного права было запрещено упоминать в газетах и журналах об этом событии.
Беспрепятственно пропуская издания охранительного характера, цензура иногда запрещала по идейным соображениям классиков русской литературы.
Так, был запрещен в качестве отдельного издания для народного читателя отрывок из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Размышления героя романа — старца Зосимы о социальном неблагополучии в стране, его мечта о братстве людей были признаны вредными, «несогласными с существующими порядками государственной и общественной жизни».
Подверглись запрету публицистические и философские произведения Л. Н. Толстого «В чем моя вера?», «Исповедь».
За их чтение и распространение преследовали. «Мелочи архиерейской жизни» Н. С. Лескова цензура признала «дерзким памфлетом на церковное управление в России» и на нравы духовенства.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РОССИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 гг.
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ