Международное право

34rt8

В отечественной науке принято выделять две самостоя­тельные системы права: внутригосударственное (нацио­нальное) право и международное право. Обе эти системы существуют самостоятельно и вместе с тем неразрывно взаимосвязаны. Суть этой связи в том, что международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством того или иного государства, и прежде всего с теми органами государственной власти, которые правомоч­ны выражать волю данного государства в его взаимоотно­шениях с другими государствами и иными субъектами ме­ждународных отношений.

В свою очередь, внутригосударственное право обязано учитывать наличие международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутри­государственном праве.

Скажем, если какое-либо государ­ство поставило свою подпись под документами Хартии прав человека, принятой ООН, это обязывает его к после­довательной реализации положений этих международных документов в нормативных актах страны. Примером мо­жет служить Конституция РФ, установившая, что обще­признанные нормы международного права являются со ставной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4, ст. 15).

Международное право —  созданная и развиваю­щаяся на основе согласования воль государств система юридических норм, призванных регулировать международ­ные отношения в целях обеспечения мирного сосуществова­ния государств, равноправия и самоопределения народов. Оно возникло вместе с возникно­вением государств и зарождением системы отношений между ними. В развитии международного права можно проследить отдельные этапы, связанные с историей межго­сударственных отношений. Однако нужно сказать, что единодушно принятой периодизации истории международ­ного права пока не существует. Главное принципиально новое положение современ­ного международного права, выраженное в Уставе ООН, — это запрет применения силы (вооруженной) и угрозы си­лой в межгосударственных отношениях. Высшая цель современного сообщества государств в лице Организации Объединенных Наций заключается в том, чтобы:

  • поддерживать мир и международную безопасность,
  • принимать меры для предотвращения угрозы миру,
  • сотрудничать в разрешении международных про­блем,
  • поощрять уважение прав и основных свобод человека.

Пониманию роли и назначения современного междуна­родного права поможет также знакомство с его основными функциями.

Главная социальная функция международного пра­ва — упрочение существующей системы международных отношений. Достигается такое положение путем поддержа­ния в ней должного порядка.

Главная юридическая функция международного пра­ва — правовое регулирование межгосударственных отно­шений. В сочетании с социальной данная функция спо­собствует стабилизации международных отношений, поскольку нацелена на поддержание определенного миро­вого порядка посредством юридических правил (норм).

Очень важна также функция интернационализации юридических норм, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым, как вы по­нимаете, упрочивается мировое сообщество в целом.

Наконец, можно отметить очень важную информацион­но-воспитательную функцию международного права. Она состоит не только в передаче (ретрансляции) накопленного опыта рационального поведения государств, но и способ­ствует распространению информации о возможностях ис­пользования права в международных отношениях, помога­ет воспитанию в духе уважения права, пониманию его ценностей и преодолению правового нигилизма.

К группе производных субъектов относятся преимуще­ственно международные межправительственные (межго­сударственные) организации (ММО). Круг их достаточ­но обширен и большей частью вам знаком. ММО — это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, которые создаются, как пра­вило, на основе международного договора (подробнее о международном договоре мы еще будем говорить).

К наибо­лее известным международным организациям относятся ООН, Европейский Союз (ЕС), СНГ. Большинство ММО создаются для сотрудничества в конкретных областях деятельности. Так, существует ММО для координации усилий государств в политической (ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), военной (НАТО), научно-технической (МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии), экономиче­ской (ЕС — Европейский Союз), социальной (МОТ — Меж­дународная организация труда), валютно-финансовой (МБРР — Международный банк реконструкции и разви­тия, МВФ — Международный валютный фонд) и многих других областях. Вместе с тем существуют организации, уполномо­ченные координировать деятельность государств во всех областях, — универсальные международные органи­зации. Примером могут служить названные выше ООН, СНГ. К группе универсальных относится и Междуна­родный Суд ООН — один из главных органов ООН и ее главный судебный орган. Он был учрежден для разреше­ния споров и разногласий, возникающих между государ­ствами, а также любых других вопросов международного права.

Источники международного правамеждународный договор и международный обы­чай. Можно назвать не менее трех обстоятельств, делающих международный договор основным источником между­народного права.

Во-первых, договор — это письменная форма существования норм международного права. Она по­зволяет четко сформулировать права и обязанности (право­мочия) сторон, пришедших к соглашению.

Во-вторых, на основе договора в настоящее время регулируются все без исключения области международных отношений, и государства последовательно заменяют международный обычай договорами.

И в-третьих, договор позволяет наи­лучшим образом согласовывать взаимодействия норм меж­дународного и внутригосударственного права. Для формирования обычая нужны два усло­вия: а) практика и б) признание юридической силы.

Во­обще, как вы уже знаете, длительная практика, повторяе­мость служат традиционным основанием для признания обычая в качестве источника права. Однако возможно появление обычая в качестве источни­ка права и в относительно короткий промежуток време­ни — в результате единственного прецедента. Так, когда Со­ветский Союз в 1957 г. запустил в космическое пространство первый искусственный спутник Земли, государства мира не выразили протеста (как говорят, выразили «молчаливое со­гласие»). Именно путем молчаливого согласия была призна­на свобода использования космического пространства. Поя­вился международный обычай безвредного полета в космосе над территорией иностранных государств. И лишь значи­тельно позднее было выработано договорное закрепление.

Специфика международно-правового обычая за­ключается в том, что в отличие от договора он не представ­ляет собой официального документа с четко закрепленны­ми формулировками. Со временем обычай приобретает зри­мые черты, хотя не столь четкие, как договор. Следует от­метить, что в международном праве не делается различий между юридической силой обычая и договора в пользу до­говора. И тот и другой в равной мере обязательны для госу­дарств, на которые они распространяют свое действие.

В структуре международного права выделяют, как ми­нимум, три основных элемента: нормы, отрасли и внут­риотраслевые институты.

Нормы международного права — это обязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов меж­дународного права. Для норм международного права в це­лом характерны те же черты, что и для всех других извест­ных вам правовых норм: они носят общеобязательный характер, рассчитаны на многократное применение, а в процессе реализации они обеспечиваются соответствующи­ми принудительными мерами. Однако нормы международного права обладают рядом особенностей, которые позволяют выделить их в отдельную правовую систему. Предметом регулирования этих норм слу­жат межгосударственные отношения. Создаются такие нор­мы, как уже отмечалось выше, путем согласования позиций государств (или иных субъектов международного права).

Отрасли международного права представляют собой комплексы (группы) однородных норм, сложившихся со­гласно предмету правового регулирования.

В рамках отраслей принято выделять подотрасли и ин­ституты, которые представляют собой совокупность норм (мини-комплексы) по конкретным вопросам регули­рования.