Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX — начале XX в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
Ключевые слова: культура России второй половины 19 века, история культуры второй половины 19 века, литература, архитектура, культура России второй половины 19 века, живопись, художественная культура, культура России второй половины 19 века, образование и наука, видные деятели культуры 19 века, культура России второй половины 19 века и ее эволюция, культура России второй половины 19 века для ОГЭ и ЕГЭ по истории, политика российского государства в области культуры, культура России второй половины 19 века, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории
ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
XIX век сегодня бесспорно признается “золотым веком” русской литературы.
Его вторая половина явила собой имена мирового значения.
Великие писатели и публицисты, философы, музыканты, ученые сделали это время эпохой пробуждения русской мысли во всех сферах ее проявления.
Это было время “Могучей кучки” и “Передвижников”, время блистательного ампира и возрождения старовизантийского стиля.
ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂 |
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
Огромное значение в общественной и культурной жизни России второй половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит к началу XIX в. — эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «золотого века».
Взгляды русских писателей во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм.
Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты.
Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева. И. А. Гончарова. Л. Н. Толстого. Ф. М. Достоевского. М. Е. Салтыкова-Щедрина. А. П. Чехова и др.
Одним из писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев. Журнал «Современник» печатал его рассказы, посвященные русской деревне, впоследствии вся серия была издана в одной книге, получившей название «Записки охотника».
Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновении между переживающим кризис дворянским сословием и ноной генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ |
ТОЛСТОЙ
На середину столетия приходится начало литературной деятельности русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.).
Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события 1812 г. Следующий роман Л. Н. Толстого — «Анна Каренина» (1874-1876 гг.).
В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий важный роман писателя — «Воскресение» (1889-1899 гг.).
РЕФОРМЫ 1860-1870-х гг. |
ОСТРОВСКИЙ, САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, ДОСТОЕВСКИЙ
Драматургия второй половины XIX и. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди — сочтемся», «Доходное место», Женитьба Бальзаминова», «Грот» и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).
Важное место в литературе 1870-х гг. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. И. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых.
В романе Показаны ложь и абсурд, лежащие в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.
Мастером психологического романа был Фёдор Михайлович Достоевский. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание». «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).
Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова. Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах. Им были также созданы и пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.).
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА – ОБРАЗОВАНИЕ
Отмена крепостною права, либеральные реформы, проведенные В течение 60-70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношении в России, активизировали процессы общественного развития в целом.
Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.
Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г.
В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида:
1) земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений;
2) церковные школы;
3) народные училища Министерства Народного просвещения.
Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа. Классические гимназии — в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни).
В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа реальных училищ отличалось от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии.
Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В 1896 г. были созданы еще и коммерческие училища.
ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ |
Гимназистки. Фотография рубежа XIX-XX вв.
БОЛЬШОЙ К ГЕНДЕРНОМУ РАВЕНСТВУ В ОБРАЗОВАНИИ
Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во второй половине XIX в. во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.
К началу 1860-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, Санкт-Петербурге. Дерите (Тарту), Вильно, Харькове, Киеве, Казани.
Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов, увеличилось количество высших технических учебных заведений.
Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин).
Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье. основанные в 1872 г. в Москве, и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка. профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.).
Родоначальником научной педагогики в России стал Константин Дмитриевич Ушинский. Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Ушинский написал труды по педагогике и учебники для школ. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н. Толстой.
ПОЛИТИКА КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО |
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА – НАУКА В РОССИИ
Особенностью русской культуры второй половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.
Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов.
Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексий, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.
Нобелевским лауреатом стал и Илья Ильич Мечников — автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии Крутим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины.
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ |
ХИМИЯ И МАТЕМАТИКА
Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров, создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии.
Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева — ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но и всего естествознания — периодический закон химических элементов.
Создание получившей мировую известность петербуржской математической школы связано с именем академика П. Л. Чебышева. Груды Чебышева посвящены самым разным областям математики.
Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр.
Среди учеников П.Л. Чебышева наибольшую известность получила С. В. Ковалевская — первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН.
ФИЗИКА
В физике конец XIX — начало XX вв. были отмечены целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс.
Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта, сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. И. Яблочков изобрел дуговую лампу, чем положил начало практическому применению электричества для освещения.
Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин — изобретатель лампы накаливании. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи — А. С. Попов.
А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие XX в., когда необходимость строительства авиации подогревалась, помимо прочего, еще и военными нуждами.
Теоретические основы авиастроения были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи К. Э. Циолковского, впервые предложившего проект освоения околоземного пространств с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями.
Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В. И. Вернадскому. Для его деятельности характерны широта научных интересов, междисциплинарный подход к научным проблемам, философский, глобальный взгляд на перспективы развития человечества.
Он стал родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере— новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.
УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ |
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА – ПУТЕШЕСТВИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П. Семёновым-Тянь-Шанским.
Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н.М. Пржевальский.
Им были открыт ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского).
Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Во второй половине XIX в. была написана одна из самых полных и Подробных «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. Автором ее был выдающийся русский историк, академик Сергей Михайлович Соловьёв.
Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Осипович Ключевский.
Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология, кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок Л. Н. Афанасьев.
НАРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. РЕФОРМЫ С.Ю. ВИТТЕ |
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА – ЖИВОПИСЬ
Пути развития русского искусства второй половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.
Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа, изложенные языком живописи. Также он был талантливым портретистом.
К 1860-1870-м гг. относятся замечательные портреты Ф.М. Достоевского, А. Н. Островского, И.С. Тургенева. Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств.
ПОЯВЛЕНИЕ АРТЕЛИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ
В 1863 г группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников».
В 1870 г. уже в Москве. И.Н. Крамской, В. Г. Перов. Н.Н. Ге и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриком, А. К. Саврасов. И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н.А. Ярошенко и др.
Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской. Крупнейшая работа И.Н. Крамского — картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Также он был прекрасным портрет истом.
Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого. М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка», написанная художником в 1883 г..
Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина, художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего картины войны в ее непарадных проявлениях («Апофеоз войны», 1871 г., «Балканская серия» 1877-1881 гг.).
Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного искусства. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. — это живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души.
Мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Рожь» 1878 г., «Утро «сосновом бору» 1889 г.), Л. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь па Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.) и пр.
БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ |
В.В. Верещагин. Апофеоз войны, 1871
РЕПИН И СУРИКОВ
Вершины реалистическое искусство второй половины XIX в. достигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Одна из первых больших работ Репина — картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) имела большой успех.
На протяжении всей жизни он писал и портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского тожественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А.Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы А. Стрепетовой.
Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» 1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.). «Торжественное заседание Государственною совета» (1903 г.).
Историческая живопись нашла свое выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова. В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»).
К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход А. В. Суворова через Альпы» (1899 г.). «Степан Разин» (1907 г.). Кроме В. И. Сурикова, картины на исторические темы писал В.М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Алёнушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).
Учеником И. Г.. Репина был Валентин Александрович Серов — одни из величайших русских живописцев, расцвет таланта которою пришелся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.).
ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ |
МИР ИСКУССТВА
В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства».
Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере. К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал пол тем же названием.
В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов. И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н.К. Рерих. Б. М. Кустодиев. 3. Е. Серебрякова. К.С. Петров-Водкин.
Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. «Мирискуссники» отстаивали свободу индивидуального творчества.
РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА |
И. Левитан. Над вечным покоем, 1894г.
АРХИТЕКТУРА
Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до второй половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей).
Распространенным приемом стала стилизация — возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818-1858 гг.), строительством которого занимался О. Г. Монферран.
В псевдовизантийском стиле работал К. А. Тон, которому принадлежит проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского соответственно в Москве и Петербурге.
Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. Л. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге). А. А. Семенова и О. П. Шервуда (Исторический музей в Москве).
Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ |
О. П. Шервуд. Здание историческго музея в Москве, 1897 г.
МОДЕРН
Важной вехой в развитии архитектуры начала XX в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм.
Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля ценной эстетической среды, в котором все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю.
В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф.О. Шехтеля (особняк С.П. Рябушинского 1902 г.). Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр.
Важным явлением в архитектуре второй половины XIX в. было появление нового типа зданий — доходных домов, т.е. многоквартирных, как правило, многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем.
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА – СКУЛЬПТУРА
В скульптуре второй половины XIX в. наиболее интересно творчество М.М. Антокольского. Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразительностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный» 1870 г., «Петр I» 1872 г., «Умирающий Сократ» 1875 г., «Спиноза» 1882 г.) отсутствие внешней монументальности было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных мастером по документальным свидетельствам с большой долей художественною вымысла. В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А.С. Пушкину, создателем которого был скульптор А. М. Опекушин.
Наиболее крупными скульпторами рубежа ХIХ-ХХ вв. были П. П. Трубецкой и С. Т. Коненков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III.
Трубецкому удалось точно передать характер Александра — императора, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия.
Тяжеловесная внушительность крупной фигуры царя, сидящего на столь же тяжеловесном коне, являло собой образ давящей грубой силы, грозного величия. Творчество С.Т. Коненкова весьма разнообразно.
Наряду с остросоциальными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» 1906 г.), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.).
ТЕАТР
Больших высот во второй половине XIX — начале XX вв. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского. А. П. Чехова. А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции.
Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ). Создателями театра были К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка. Островского и др.
Всемирную известность получили система работы актера над образом, разработанная К С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М. Н. Ермолова, петербургского Александрийского театра П. А. Стрепетова, актер МХТ В. И. Качалов и др.
В конце XIX в. в русскую культуру входит кино. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпушена первая русская игровая картина «Стенька Разин». Появились кинорежиссеры и актеры. Известными актерами стали И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен.
МУЗЫКА
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетии стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 г. в Петербурге.
В группу вошли: М. А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М. П. Мусоргский. А.П. Бородин. П.А. Римский-Корсаков. Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Пётр Ильич Чайковский — создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г.. «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г.. «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.
На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом и нее новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А.Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист Л.Н. Скрябин.
Неповторимым своеобразием и оригинальностью отнимались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера. Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра — оперы и балета.
Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперною баса Ф. И. Шаляпина, балетмейстеров и танцовщиков М. М. Фокина, II.Ф. Нижинского, балерины А. П. Павловой получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для распространения и популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» — гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908-1914 гг.).
СМОТРИ ТАКЖЕ:
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИКА КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО
ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РОССИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 гг.
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ