ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ТОЛКОВАНИЕ ПОЭМЫ Н. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Одна из самых больших проблем в подготовке к ЕГЭ по литературе – это процесс толкования и работа с классическими оригинальными текстами. Сегодня поговорим о феномене Гоголя как влиятельного деятеля русской мысли XIX в.

Реализм в литературе первой половины XIX века: значение, задачи, критика В. Белинского, исторический контекста

Возникновение реализма как жанра рассматривалось как последовательное и логическое переосмысление литературы, которая в идеале должна отражать действительность при всех ее недостатках. Реальные обстоятельства жизни воспринимаются как подлинные источники по созданию литературных шедевров. Логично, что литература рассматривается как инструмент по реорганизации общества, способный дать правильный вектор развития для общества.

Расцвет реализма в Российской Империи пришелся на 1840-е годы в николаевскую эпоху, характеризующуюся ожесточением цензуры. Логично, что в таких условиях концепция “Искусство ради искусства” не находит должного отклика. В условиях абсолютной монархии литература того периода представляет собой оппозицию, имеющую силу и подчеркивающую нерешенность ряда социальных и политических вопросов, касающихся отмены крепостного права, сословного строя, царизма. Тенденцию реализма закрепил за собой Н. Гоголь, оказавший огромное влияние на формирование критического реализма 1840-х в Российской Империи. Его творчество подтолкнуло прозаиков на формирование объединения журнала “Отечественные записки” под идейным влиянием В. Белинского.

Гоголь егэ

Обобщая цели и задачи литературы, которые наметил Гоголь, В. Белинский пишет следующее: “В наше время искусство и литература больше чем когда-либо прежде сделались выражением общественных вопросов, потому что в наше время эти вопросы стали общее, доступнее всем, яснее, сделались для всех интересом первой степени, стали во главе всех других вопросов” [Белинский 2012, 183].

Таким образом, можно заключить, что социально-политическая проблематика текста не только являлась реакцией на происходящее, но и определяла качество художественного произведения, согласно классической традиции.

РУССКИЙ ЯЗЫК: КАК НАПИСАТЬ КАЧЕСТВЕННО И БЫСТРО СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 

Поэма “Мертвые души” с точки зрения критического реализма: критика В. Белинского, интерпретация поэмы через социально-политическую проблематику

В рамках критического реализма (“натуральной школы”), поэма Н. Гоголя “Мертвые души” воплощала собой, по мысли В. Белинского, национальную идею и отражала действительность в том виде, как того требовало время: «Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц… »; [Белинский 1955, 219].  «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, его бесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и что обществу легче полюбить его, чем понять… » [там же].

Стремясь предельно реалистично и детально изобразить русскую действительность, Н. Гоголь рисует панораму русской жизни, прорабатывая каждый образ помещика, главного героя Чичикова, чиновников. С предельной точностью, граничащей с реальностью, Н. Гоголь создает конкретные образы героев, вполне укладываемые в рамки существующей социальной структуры. В Российской  Империи исторически сложилось, что внушительная часть прав и свобод за помещиками, чиновниками, дворянством по большей части оставалась незыблемой. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что система, являющаяся гарантом положений привилегированных социальных групп, изжила себя и обветшала.

ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА ГОГОЛЬ 2

В связи с этим  представители указанных сословий, не испытываемые социальные, политические волнения, обладают, в отличие от крестьян, значительным списком прав и свобод, которые предусматривают лишь минимальные обязанности. Получается, Н. Гоголь, создавая каждый образ, не только находил и заимствовал черту характера, привычки, образ жизни, но и смотрел дальше: через призму истории, не претерпевающей существенных изменений в социальной структуре, а именно: “император – дворяне – помещики – крестьяне” Н. Гоголю удается вскрыть косность, безжизненность привилегированных сословий, исключительно существующих за счет прав, свобод и, в частности, труда крестьян.

Логично, что крестьянский труд, распространяющийся не только на пахоту, но и на владение ремеслами, сапожное дело, и др., представляет собой не только пример расторопности русского крестьянина, но и непревзойденное движение вперед, развитие и признаки бьющей изнутри жизни, т.е. все те свойства, чуждые помещичьему, дворянскому, чиновничью сословию. Таким образом, на фоне общественной стагнации Н. Гоголю удалось наметить в отношении привилегированных классов неизменную общую тенденцию к бездеятельной деградации и на основе этого сконструировать образы героев с учетом ретроспективы, которые впоследствии станут общепризнанными типами в русской литературе.

Мотив дороги: судьба России и образ Руси

Как уже уточнялось, поэма “Мертвые души” Н. Гоголя – это прежде всего панорама, в которую писатель поместил описания помещичьего и крестьянского быта, устройства бюрократического аппарата, на фоне общего сюжета вводит лирические отступления о судьбе России,  исполненные  болезненной грустью за Отечество и между тем  необъяснимым восторгом. Довольно большой охват общественных явлений и проблем, связанных с ними, связан с ключевым в произведении мотивом дороги, простирающейся в неизвестность.  В этом контексте дорога выступает в качестве связывающего звена и приводит весь авторский материал в единую упорядоченную систему.  

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм 

Однако многозначность мотива дороги следует раскрыть подробнее: дорога, пролегающая через всю Российскую Империю находится на стыке реальности и фантастического (как и весь космос “Мертвых душ”, построенный на гротеске) и предстает в виде ничем неограниченного пространства (может быть рассмотрено как широта жизни и раздолье). Исходя из этого можно заключить, что, для Н. Гоголя было крайне важным отразить жизнь общества в России со всех углов и использовать при этом мотив дороги как структурирующее и сюжетообразующее начало, так и завуалированную идею национальной идентичности Российской Империи, споры о которой получили широкий общественный резонанс (разделение общественной мысли на славянофилов и западников вследствие принятия государственной идеологии, сформированной С. Ушаковым “Православие. Самодержавие. Народность.”в 1833 году.)

Обобщая вышесказанное, хотелось бы еще раз повторить, что поэма Н. Гоголя “Мертвые души”, с точки зрения классического толкования произведения, представляет собой образец для подражания и источник вдохновения для представителей т.н. “натуральной школы”, считавших главной задачей литературы – служить источником выражения общественной мысли и ключом к поиску решений острых внутриполитических, социальных и культурных проблем. Помимо этого, в контексте классического анализа включение мотива дороги в произведение обусловлено не столько формальной составляющей текста, сколько стремлением создать полноценного героя поэмы т.н. “Русь”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белинский В. Г.Взгляд на русскую литературу 1846 года. Взгляд на русскую литературу 1847 года [Текст]/ В.Г. Белинский – М. Директ-Медиа, 2012. – 205 с.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений том 6 М: издательство академии наук СССР 1955. – 798 с.

[wdi_feed id=”2″]