РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ XIХ ВЕК

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ 17 (ЕГЭ) И 23 (ОГЭ)
РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ XIХ ВЕК

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ 17 В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ С ПОЯСНЕНИЯМИ И ОТВЕТАМИ

 

Чтобы успешно выполнить задание 17 в ЕГЭ по истории, при работе с теорией необходимо научиться выделять причинно-следственные связи. Ниже мы предлагаем типовые задания 17 экзамена ЕГЭ по истории, чтобы абитуриенты и преподаватели могли познакомиться с аналогичными заданиями и потренироваться перед написанием ЕГЭ по истории.

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

1. В отечественной исторической науке существует мнение, что во время правления Александра I в России были предприняты серьезные шаги для решения крестьянского вопроса. Приведите не менее трех подтверждений данного мнения:
1. в 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян за выкуп;
2. в 1804-1805 годах в Лифляндии и Эстляндии было запрещено продавать крестьян без земли; повинности крестьян в пользу помещиков стали фиксированными, вводилось крестьянское самоуправление;
3. в 1809 году был издан указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь и публиковать объявления о продаже крестьян;
4. в 1816-1819 годах от крепостной зависимости были освобождены крестьяне в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии;
5. в 1818-1819 годах по поручению Александра I А. А. Аракчеевым и Д.А. Гурьевым были составлены проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости;
6. в 1818 году был принят закон, разрешавший крестьянам основывать фабрики и заводы.

 

2. В отечественной исторической науке существует мнение, что во время правления Александра I в России были предприняты серьезные шаги для решения крестьянского вопроса. Приведите не менее трех аргументов, опровергающих данную точку зрения:
1. в 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому было освобождено за выкуп лишь 47 тыс. крепостных крестьян;
2. разработанные по поручению Александра I в 1818-1819 годах А.А. Аракчеевым и Д.А. Гурьевым проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости остались нереализованными;
3. в 1816-1819 годах от крепостной зависимости были освобождены крестьяне в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, однако основная часть крепостных по-прежнему оставалась во владении помещиков.

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

3. В отечественной исторической науке существует мнение, что в начале правления Александра I в России были предприняты серьезные шаги для восстановления привилегированного положения дворян. Приведите не менее трех подтверждений данного мнения:
1. была восстановлена Жалованная грамота дворянству;
2. была упразднена Тайная экспедиция Сената – структура, занимавшаяся выявлением заговоров прежде всего в дворянской среде;
3. был издан указ о возвращении сосланных Павлом I дворян (всего было возвращено 12 тыс. дворян);
4. были отменены ограничения в гражданской одежде (запрет на ношение круглых шляп и т. п.);
5. дворянам вновь было разрешено выезжать на учебу за границу.

 

4. В отечественной исторической науке существует мнение, что в начале правления Александра I в России произошли серьезные изменения в системе государственного управления. Приведите не менее трех подтверждений данного мнения:
1. в 1802 году был издан указ, расширявший права Сената: этот орган был объявлен высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией;
2. в 1802 году вместо коллегий были образованы министерства: министры единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность;
3. в 1802 году был создан Комитет министров – совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам деятельности различных ведомств;
4. в 1810 году по предложению М.М. Сперанского был учрежден Государственный совет – законодательно-совещательный орган при императоре.

 

ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ 

 

 

5. В отечественной исторической науке существует мнение, что в начале правления Александра I в России произошли серьезные изменения в системе народного образования. Приведите не менее трех подтверждений данного мнения:
1. в 1802 году в России было учреждено министерство народного просвещения;
2. в 1802 году Россия была разделена на 6 учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты;
3. в 1803 году было введено новое положение «Об устройстве учебных заведений», утверждавшее единую систему школ;
4. в 1802-1804 годах в России были открыты пять новых университетов;
5. в 1804 году был утвержден новый университетский устав, закреплявший автономию университетов;
6. в России были созданы привилегированные учебные заведения – Демидовский (1803) и Царскосельский (1811) лицеи.

 

6. В 1807 году значительная часть российского дворянства и купечества выражала недовольство заключением Тильзитского мира. Назовите не менее трех причин, объясняющих такое поведение дворянства и купечества:
1. на западных границах России возникло зависимое от Франции герцогство Варшавское;
2. присоединение России к континентальной блокаде привело к обеднению дворян, поставлявших в Англию сельскохозяйственную продукцию, и купцов, торговавших английскими товарами;
3. вскоре после заключения Тильзитского мира началась не отвечавшая интересам России война со Швецией, отказавшейся присоединиться к континентальной блокаде;
4. Наполеон в глазах российского дворянства не был легитимным монархом, а воспринимался как порождение Французской революции, поэтому заключение договора с ним подрывало престиж Александра I.

 

7. В 1809 году М.М. Сперанский по поручению Александра I разработал программу реформ. Он предлагал создать Государственную думу, Государственный совет, осуществить разделение властей, предоставить населению основные гражданские права. Назовите не менее трех причин, в силу которых эта программа не была реализована:
1. против реформ выступило высшее чиновничество, опасавшееся потерять должности, поскольку М.М. Сперанский предлагал ввести серьезный экзамен для претендентов на государственную службу;
2. планы Сперанского вызвали недовольство большинства дворян, опасавшихся потерять своих крепостных;
3. проведение реформ по проекту Сперанского могло привести к социальному взрыву, что вызывало опасения императора за свою жизнь;
4. Александр I проявил слабость, поддался давлению консервативной части общества и отказался от проведения реформ по проекту Сперанского.

 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIII – XV вв.

 


8. В июне 1812 года произошло вторжение французской армии в Россию. Назовите не менее трех причин данного события:

1. Россия мешала реализации захватнических планов Наполеона Бонапарта;
2. Россия фактически не соблюдала условия континентальной блокады Англии, нарушая тем самым положения Тильзитского мирного договора;
3. Наполеон Бонапарт сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но получил отказ;
4. поддержка Наполеоном Бонапартом стремления поляков к независимости, что противоречило интересам России.

 

9. В июне 1812 года произошло вторжение французской армии в Россию. Русские войска, располагавшиеся на западной границе, не приняли генерального сражения и начали отступление в глубь территории страны. Назовите не менее трех причин такого развития событий:
1. французская армия значительно превосходила по численности русские войска, располагавшиеся на западных границах;
2. русские войска, располагавшиеся на западных границах, были разделены на три армии, что создавало угрозу разгрома их поодиночке в случае генерального сражения;
3. русский план ведения войны предусматривал именно отступление для затягивания французов в глубь российской территории, изматывания их в арьергардных боях, что должно было ослабить военный потенциал армии Наполеона и привести в конечном итоге к ее поражению.

 

10. В июне 1812 года произошло вторжение французской армии в Россию, а уже в декабре 1812 года Александр I издал манифест о победоносном завершении войны с Францией. Назовите не менее трех причин победы России в Отечественной войне 1812 года:
1. мужество и героизм русских солдат и офицеров;
2. высокий уровень мастерства русских полководцев;
3. национально-освободительный, народный характер войны, проявившийся в масштабном партизанском движении, развернувшемся на захваченных французами территориях;
4. мощный экономический потенциал России, позволивший обеспечить армию всем необходимым;
5. неспособность Наполеона Бонапарта обеспечить поддержку русского крестьянства (он не решился объявить об отмене крепостного права).

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

11. В отечественной исторической науке существует мнение, что победа в Отечественной войне 1812 года имела огромное историческое значение для России. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих данную точку зрения:
1. война вызвала патриотический подъем в стране и пробудила чувство национального самосознания русского народа;
2. победа в Отечественной войне стала первым шагом в освобождении Европы от наполеоновского владычества;
3. вырос международный авторитет России;
4. в России зародилось антикрепостническое движение;
5. победа дала импульс к созданию выдающихся произведений литературы и искусства патриотической направленности.

 

ЕГЭ ИСТОРИЯ ЗАДАНИЕ 23 24 АРГУМЕНТЫ ЗА ПРОТИВ

 

12. В отечественной исторической науке существует мнение, что во второй половине правления Александра I в России произошел поворот от либеральной к консервативной внутренней политике. Приведите не менее трех подтверждений:
1. разработанные проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости не были реализованы;
2. разработанный Н.Н. Новосильцевым проект конституции «Государственная уставная грамота Российской империи» не был обнародован и реализован;
3. во второй половине царствования Александра I в России начались преследования за вольнодумство либеральных деятелей науки;
4. в 1821 году было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь;
5. в 1815 году в России началось активное создание военных поселений с жестким режимом и строгой регламентацией жизни.

 

13. Во второй половине правления Александра I в России возникло оппозиционное власти общественное движение, получившее позднее название декабристов. Приведите не менее трех предпосылок возникновения этого движения:
1. распространение в России гуманистических идей Просвещения;
2. патриотический подъем и рост национального самосознания в результате победы в Отечественной войне 1812 года;
3. знакомство с жизнью европейских стран в ходе заграничного похода русской армии 1813-1814 годов;
4. господство в России крепостного права;
5. отсутствие гражданских прав у основной массы населения страны;
6. непоследовательность и нерешительность Александра I в проведении реформ.

 

14. Во второй половине правления Александра I в России возникло оппозиционное власти общественное движение декабристов. Его участники были объединены в два общества: Северное и Южное. Программным документом Северного общества была «Конституция», Южного – «Русская Правда». Их авторы высказывали различные взгляды на будущее устройство России. Приведите не менее трех различий в программных документах декабристов:
1. «Конституция» Муравьева предполагала такую форму правления в России, как ограниченная монархия, а «Русская Правда» Пестеля – республику;
2. «Конституция» предполагала федеративное устройство государства, а «Русская Правда» – унитарное;
3. «Конституция» предполагала сохранение за помещиками их земель, а «Русская Правда» – переход всех земель в «общее достояние»;
4. «Конституция» предполагала установление избирательного ценза по признаку пола, возраста, образования и имущественного положения, а «Русская Правда» – избирательный ценз только по признаку пола и возраста.

 

КОНСЕРВАТОРЫ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. РУССКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

 

15. В декабре 1825 года члены Северного и Южного обществ предприняли неудачную попытку захвата власти. Приведите не менее трех причин поражения декабристов:
1. узкая социальная база движения;
2. недостаточная конспирация;
3. отсутствие согласованности действий и пассивность восставших;
4. неготовность большинства дворян к ликвидации или ограничению крепостного права и самодержавия.

 

16. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что движение декабристов имело большое историческое значение для России. Приведите не менее трех аргументов в подтверждение данного мнения:
1. выступление декабристов продемонстрировало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимости проведения реформ;
2. выступление декабристов стало первой открытой попыткой отменить в России крепостное право;
3. декабристы дали пример бескорыстного служения Родине и показали готовность нести лишения ради блага страны и народа;
4. теоретические положения программных документов декабристов получили развитие в идейных воззрениях русских революционеров во второй половине XIX века.

 

17. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что взгляды западников и славянофилов во многом были схожи. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. как западники, так и славянофилы признавали необходимость изменений в российской действительности;
2. выдвигали требование отмены крепостного права;
3. решительно отрицали революционные движения;
4. выступали за осуществление мирных постепенных преобразований под руководством верховной власти.

 

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ  

 

18. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что взгляды западников и славянофилов во многом были противоположны. Приведите три аргумента в подтверждение данной точки зрения:
1. западники признавали наличие закономерностей в развитии общества, а славянофилы отрицали;
2. западники выступали за движение России по европейскому пути развития, а славянофилы – за самобытный путь развития;
3. славянофилы осуждали реформы Петра I за разрушение традиционного устройства российского общества и введение крепостного права;
4. славянофилы выступали за сохранение самодержавия, а западники – за постепенное создание ограниченной монархии по английскому образцу;
5. славянофилы выступали за сохранение крестьянской общины как традиционной формы устройства жизни в деревне и общинного землевладения, а западники за частную собственность на землю.

 

19. В отечественной исторической науке существует мнение, что во время правления Николая I в России были предприняты серьезные шаги для решения крестьянского вопроса. Приведите не менее трех подтверждений данного мнения:
1. в 1837-1841 годах была проведена реформа в государственной деревне: введено крестьянское самоуправление, упорядочено налогообложение, малоземельные крестьяне получили дополнительные наделы, увеличилось число школ и медицинских пунктов;
2. в 1842 году был издан указ «Об обязанных крестьянах», устанавливавший право помещиков добровольно прекращать крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в наследственное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей;
3. в 1847-1848 годах была проведена инвентарная реформа с точной фиксацией размеров наделов крестьян с целью ограничения крестьянских повинностей.

 

ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ

 

20. В отечественной исторической науке существует мнение, что во время правления Николая I в России были предприняты серьезные шаги для решения крестьянского вопроса. Приведите не менее трех аргументов, опровергающих данную точку зрения:
1. в 1837-1841 годах была проведена реформа в государственной деревне; помещичьих крестьян она не касалась;
2. помещики проигнорировали указ «Об обязанных крестьянах» и инвентарную реформу, ограничивавшую повинности крестьян;
3. отменить крепостное право Николай I так и не решился, опасаясь противодействия со стороны крупных землевладельцев.

 

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 


21. В 1853 году началась Восточная (Крымская) война, в которой России пришлось в одиночку противостоять коалиции европейских государств. Назовите не менее трех причин начала войны:
1. противоречия между Россией, Турцией и европейскими державами из-за режима работы черноморских проливов;
2. поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов в борьбе против Османской империи;
3. политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке;
4. угроза распада Австрийской империи из-за усиления влияния России среди славянских народов на Балканах.

 

22. В 1853 году началась Восточная (Крымская) война, закончившаяся в 1856 году поражением России. Назовите не менее трех причин поражения России в этой войне:

1. дипломатическая изоляция России;
2. Россия в одиночку противостояла мощной коалиции европейских государств;
3. бездарные действия высшего военного командования;
4. военно-техническая отсталость России в сравнении с ведущими европейскими странами (отсутствие парового флота, нарезного оружия и т.п.);
5. неудовлетворительное снабжение армии из-за отсутствия удобных путей сообщения, неразвитости железнодорожной сети.

 

ЕГЭ ПО ИСТОРИИ ЗАДАНИЕ 23 24 АРГУМЕНТЫ ЗА ПРОТИВ

 

23. В 1856 году Восточная (Крымская) война закончилась подписанием Парижского мирного договора. Назовите не менее трех условий этого соглашения:
1. Россия возвращала себе Севастополь в обмен на турецкую крепость Карс;
2. Россия отказывалась от протектората над дунайскими княжествами – Молдавией и Валахией;
3. Россия передавала Молдавии территории в устье Дуная;
4. Черное море объявлялось нейтральным, что лишало Россию возможности иметь здесь военный флот и строить береговые укрепления.

 

24. В 1860-1864 годах в России была проведена финансовая реформа. Назовите не менее трех изменений, произошедших в финансовой системе государства в ходе ее проведения:
1. был учрежден Государственный банк;
2. были отменены откупы на сбор косвенных налогов;
3. министерство финансов стало единственным распорядителем бюджета;
4. государственный бюджет стал открыто публиковаться в прессе;
5. были созданы губернские контрольные палаты, занимавшиеся проверкой финансовой деятельности местных органов власти;
6. начали открываться коммерческие кредитные банки.

 

УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

 

25. В середине XIX века в России окончательно назрела необходимость отмены крепостного права. Назовите не менее трех причин этой реформы:
1. труд крепостных крестьян был малопроизводителен и не способствовал развитию сельского хозяйства и экономики в целом;
2. крепостное право как форма рабства осуждалось представителями всех слоев общества;
3. правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений;
4. крепостническая система хозяйствования в середине XIX века находилась в кризисе: сократился экспорт русского хлеба за границу, многие дворяне были беспоместными, половина помещиков имела очень малое количество земли и крестьян;
5. поражение России в Крымской войне подтолкнуло правительство начать большие реформы для преодоления военно-технической отсталости от стран Европы.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. ПРИЧИНЫ, ХОД, ИТОГИ

 

26. В 1861 году в России было отменено крепостное право. Назовите не менее трех положений этой реформы:
1. земля предоставлялась крестьянской общине;
2. крестьянин получал земельный надел на правах пользования и не мог отказаться от него;
3. крестьянин выплачивал помещику выкуп за земельный надел;
4. до выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» и должен был выполнять в пользу помещика прежние повинности – барщину и оброк;
5. размер надела фиксировался в Уставной грамоте – соглашении, которое помещик подписывал с общиной;
6. излишки земли, превышавшие установленный реформой размер надела, отходили помещику;
7. крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли;
8. расположение крестьянских наделов определялось общиной, что вело к чересполосице.

 

27. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что при проведении в 1861 году крестьянской реформы правительство учитывало прежде всего интересы дворян. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. помещики в результате реформы сохранили большую часть своих земель;
2. значительная часть крестьянских наделов перешла помещикам в виде отрезков;
3. помещики получали от крестьян выкуп за землю;
4. помещики получили возможность и далее эксплуатировать крестьян благодаря их временнообязанному состоянию.

 

28. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что при проведении в 1861 году крестьянской реформы правительство учитывало, прежде всего, интересы крестьян. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. крестьяне получили личную свободу;
2. крестьяне получили основные гражданские права: переходить в другие сословия, вступать в брак без разрешения помещика, защищать свои права в суде и т.п.;
3. крестьяне получили право заниматься торговлей и заводить промыслы;
4. крестьяне получили возможность выкупить свой земельный надел;
5. создавалось крестьянское самоуправление (сельские и волостные сходы).

 

ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 17, 18, 19 и 20. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ 

 

29. В 1861 году в России было отменено крепостное право. Назовите не менее трех последствий этой реформы:
1. сохранение полуфеодальных порядков в деревне, что тормозило развитие капиталистических отношений в экономике страны;
2. начали развиваться капиталистические отношения в сельском хозяйстве;
3. начал формироваться рынок рабочей силы;
4. стал расширяться потребительский рынок;
5. сложились условия для проведения либеральных преобразований в образовании, управлении, судебной системе;
6. начался подъем либерального и революционно-демократического движения.

 

30. В 1863-1864 годах в России была проведена реформа образования. Назовите не менее трех принципов, на которых основывалось ее проведение:
1. доступность образования для представителей всех сословий;
2. ликвидация монополии государства и церкви на осуществление образовательной деятельности;
3. введение профильного среднего образования (гимназии готовили учеников к поступлению в гуманитарные университеты, а реальные училища – в высшие технические учебные заведения);
4. расширение автономии университетов.

 

западники и славянофилы

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТСЯ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

 

31. В 1864 году в губерниях и уездах России были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Назовите не менее трех положений этой реформы:
1. создавались всесословные представительные органы местного самоуправления – губернские и уездные земские собрания;
2. создавались исполнительные органы местного самоуправления – губернские и уездные земские управы;
3. выборы гласных (членов земских собраний) проходили раз в три года;
4. выборы гласных проходили по трем избирательным группам (куриям): землевладельческой, городской и крестьянской;
5. выборы гласных в землевладельческой и городской куриях были прямыми, а в крестьянской – многоступенчатыми;
6. работа земств контролировалась губернаторами, которые могли отменить любое их решение;
7. земства не имели права рассматривать политические вопросы;
8. создание всероссийского земского органа не предусматривалось.

 

32. В 1864 году в губерниях и уездах России были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Назовите не менее трех функций земств:
1. строительство дорог местного значения;
2. открытие школ, больниц, домов призрения;
3. развитие местной промышленности;
4. оказание помощи населению в годы неурожаев;
5. ветеринарная и агротехническая помощь крестьянам;
6. сбор статистических данных.

 

ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ  XIX в.

 

33. В 1864 году в России была проведена судебная реформа. Назовите не менее трех принципов деятельности новой судебной системы, возникшей в России в результате ее проведения:
1. бессословность суда (равенство всех перед законом);
2. несменяемость судей;
3. независимость судей от администрации;
4. гласность судопроизводства (открытый характер судебных заседаний);
5. состязательность процесса (прокурор – обвинитель, присяжный поверенный (адвокат) – защитник).

 

34. В 1864 году в России была проведена судебная реформа. Назовите не менее трех изменений, происшедших в судебной системе в ходе ее проведения:
1. суд стал бессословным;
2. суд стал открытым;
3. суд стал состязательным;
4. был создан институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел;
5. была учреждена адвокатура (присяжные и частные поверенные);
6. был создан институт нотариусов;
7. была введена выборность некоторых судебных органов (мировых судей);
8. был создан институт судебных следователей, осуществлявших предварительное следствие, изъятое из компетенции полиции;
9. изменилась система наказаний: были полностью отменены клеймение и (для женщин) телесные наказания.

 

35. В 1870 году в городах России были созданы выборные органы самоуправления. Назовите не менее трех положений этой реформы:
1. создавались всесословные представительные органы городского самоуправления – думы;
2. создавались исполнительные органы городского самоуправления – управы;
3. выборы гласных (членов городских дум) проходили раз в 4 года;
4. выборы гласных проходили прямым путем по трем избирательным группам: крупные, средние и мелкие налогоплательщики;
5. думу и управу возглавлял городской голова;
6. работа городских дум и управ контролировалась губернаторами, которые могли отменить любое их решение.

 

ЕГЭ ПО ИСТОРИИ ЗАДАНИЕ 23 24 АРГУМЕНТЫ ЗА ПРОТИВ

 

36. В 1870 году в городах России были созданы выборные органы самоуправления. Назовите не менее трех функций городских дум и управ:
1. благоустройство городов;
2. организация городских рынков;
3. развитие местной промышленности;
4. развитие здравоохранения и образования;
5. установление санитарных норм;
6. осуществление мер противопожарной безопасности.

 

37. В 1861-1874 годах в России была проведена военная реформа. Назовите не менее трех направлений ее проведения:
1. сокращение численности армии;
2. создание крупных обученных резервов при ограничении численности армии в мирное время;
3. повышение качества подготовки офицерского состава;
4. оснащение армии современными видами вооружений;
5. усовершенствование управления вооруженными силами.

 

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ КАРТОЧЕК ПО САМЫМ СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ИСТОРИИ РОССИИ

 

38. В 1861-1874 годах в России была проведена военная реформа. Назовите не менее трех изменений, происшедших в вооруженных силах в ходе ее проведения:
1. для усовершенствования управления армией были созданы военные округа;
2. была расширена сеть военно-учебных заведений: гимназий, юнкерских училищ, академий;
3. в армии были введены новые воинские уставы;
4. было произведено перевооружение армии: войска получили нарезные винтовки, новую форму и амуницию, флот – паровые корабли;
5. была отменена рекрутская система и введена всеобщая воинская повинность;
6. численность армии была сокращена.

 

39. В конце 1860-х – начале 1880-х годов в России развернулось народническое движение. В нем сформировались три идейных течения: бунтарское (лидер – М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров) и заговорщическое (П.Н. Ткачев), расходившиеся во взглядах на способ осуществления революции в России. Вместе с тем идейные концепции всех трех течений были во многом схожи. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих данную точку зрения:
1. представители всех течений считали, что капитализм в России – явление чуждое, принудительно насажденное;
2. представители всех течений считали, что у России особый путь исторического развития;
3. представители всех течений считали, что в России необходимо установить социализм, минуя капитализм;
4. представители всех течений считали, что ячейка социализма в России – крестьянская община; русский крестьянин – социалист по натуре;
5. представители всех течений считали, что руководящей силой крестьянства должна быть партия профессиональных революционеров;
6. представители всех течений считали, что социалистическое общество в России будет построено в результате революции.

 

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” 

 

40. В конце 1860-х – начале 1880-х годов в России часть русской интеллигенции представляла собой так называемое либеральное народничество. Приведите не менее трех идейных положений либерального народничества:
1. отказ от революционной борьбы;
2. пропаганда общественных изменений мирным путем;
3. реализация концепции «малых дел»;
4. введение всеобщего начального образования;
5. отмена телесных наказаний;
6. помощь интеллигенции русскому на
7. роду в избавлении от бедности и невежества. 

 

41. В конце 1860-х – начале 1880-х годов в России наряду с либеральным и революционным существовало консервативное направление общественного движения. Приведите не менее трех идейных положений русских консерваторов:
1. укрепление самодержавия;
2. поддержка дворянства как социальной опоры самодержавия;
3. сохранение единой и неделимой России;
4. господство православия;
5. русификация инородцев;
6. корректировка реформ 1860-1870-х годов в интересах дворянства.

 

 

42. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что внешняя политика Александра II была неудачной. Приведите три опровержения данной точки зрения:
1. при Александре II Россия добилась отмены статей Парижского мирного договора 1856 года, запрещавших ей иметь военный флот и строить укрепления на Черном море;
2. при Александре II Россия присоединила большие территории в Средней Азии, что позволило прекратить набеги хивинцев и бухарцев на русские земли и получить источник хлопка для российской текстильной и военной промышленности;
3. при Александре II Россия дипломатическим путем присоединила левобережье Амура и Уссурийский край, выйдя к Тихому океану;
4. по итогам войны 1877-1878 годов с Турцией Россия вернула территории в устье Дуная и присоединила район Карса в Закавказье, а также добилась предоставления независимости Сербии, Черногории, Румынии и Болгарии;
5. при Александре II Россия продала США Аляску, построив на вырученные деньги сеть железных дорог.

 

43. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что внешняя политика Александра II была неудачной. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. при Александре II Россия не смогла предотвратить сближение Германии и Австро-Венгрии, вылившееся в итоге в образование в 1882 году Тройственного союза, направленного против России;
2. в 1877 году Россия согласилась на оккупацию австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины в расчете на нейтралитет Австро-Венгрии в предстоявшей войне с Турцией, однако Австро-Венгрия в дальнейшем повела себя недружественно, выступив против России на Берлинском конгрессе;
3. в 1878 году Берлинский конгресс пересмотрел итоги русско-турецкой войны, значительно уменьшив результаты военных побед России;
4. при Александре II Россия продала США Аляску, богатую различными ресурсами.

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ

 

44. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что развитию аграрного сектора России в пореформенный период были присущи некоторые особенности, отличавшие его от европейских стран. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. развитие сельского хозяйства шло двумя путями: прусским (с сохранением крупных помещичьих хозяйств и феодальной эксплуатации крестьян) и американским (развитие крестьянских хозяйств фермерского типа);
2. в сельском хозяйстве сохранялась значительная доля феодальных пережитков: отработочная система, господство помещичьего землевладения;
3. в сельском хозяйстве преобладал экстенсивный путь развития;
4. в деревне развивались капиталистические отношения, что проявлялось в росте товарности сельскохозяйственного производства.

 

45. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что развитию промышленности России в пореформенный период были присущи некоторые особенности, отличавшие его от европейских стран. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. развитие промышленности происходило высокими темпами в сжатые исторические сроки;
2. развитие промышленности происходило при огромной роли государства в развитии экономики;
3. развитие промышленности происходило во многом благодаря широкому привлечению иностранного капитала в российскую экономику;
4. развитие промышленности происходило при сохранении феодальных и раннекапиталистических форм эксплуатации работников;
5. промышленность развивалась неравномерно: быстро формировалось крупное производство в старых и новых промышленных районах при том, что значительную часть промышленности по-прежнему составляло мелкое кустарное производство.

 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ

 

 

46. Период правления Александра III (1881-1894) в отечественной исторической науке называют периодом контрреформ. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих данную точку зрения:
1. в 1881 году было введено Положение об усиленной и чрезвычайной охране, позволявшее властям высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и печатные издания;
2. в 1882 году были введены Временные правила о печати, устанавливавшие жесткую цензуру;
3. в 1884 году была ликвидирована автономия университетов;
4. в 1887 году был издан циркуляр министра народного просвещения (о «кухаркиных детях»), запрещавший прием в гимназии детей из низших слоев общества;
5. в 1887 году была ограничена гласность судов;
6. в 1889 году было ограничено земское и городское самоуправление путем введения института земских участковых начальников;
7. в 1892 году был установлен высокий имущественный ценз на выборах в городские думы, в результате чего были отстранены от выборов мелкие собственники, составлявшие большинство городского населения.

 

47. Период правления Александра III (1881-1894) в отечественной исторической науке называют периодом контрреформ. Приведите не менее трех аргументов, опровергающих данную точку зрения:
1. в 1881 году было ликвидировано временнообязанное состояние крестьян и понижены выкупные платежи;
2. в 1882 году был создан Крестьянский банк для льготного кредитования крестьян;
3. в 1882 году был запрещен детский труд на фабриках;
4. в 1883 году была окончательно отменена подушная подать;
5. в 1891 году был принят протекционистский, повышенный таможенный тариф;
6. в 1892 году были повышены косвенные налоги и расширено налогообложение торговых и промышленных предприятий;
7. в 1894 году была введена винная монополия, дававшая государству дополнительные средства;
8. была усилена роль государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства;
9. частные железные дороги были подчинены государству.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

48. Александра III в отечественной исторической науке называют миротворцем, так как Россия в годы его правления не вела войн. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих, что внешнеполитических целей Россия добивалась дипломатическим путем:
1. в 1887 году Россия заключила с Германией «договор перестраховки», имевший целью недопущение войны между странами;
2. в 1885 году начала работу русско-английская комиссия по установлению границы между Россией и Афганистаном;
3. в 1891-1893 годах был оформлен русско-французский военный союз, восстановивший баланс сил в Европе, нарушенный после образования Тройственного союза.

 

49. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что в русской культуре XIX века появилось много новых черт, отличающих ее от культуры предыдущего столетия. Приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения:
1. было открыто большое число начальных, средних и высших учебных заведений;
2. положено начало высшему образованию для женщин (открыты Высшие женские курсы);
3. обрели свою письменность некоторые народы Поволжья: мари, мордва, чуваши и др.;
4. в русской архитектуре активно применялись эклектика, «русский стиль»;
5. в русской живописи начался отход от традиций «академизма» и ведущее место в творчестве художников заняли жанровые (бытовые) сцены;
6. в русской музыке начался отход от исполнения иностранных произведений и ведущее место в творчестве композиторов постепенно заняла русская национальная музыка;
7. в конце XIX века в России получили большое развитие печать и книгоиздательское дело.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РЕФОРМЫ 1860-1870-х гг.

ПОЛИТИКА КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО 

КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ

НАРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. РЕФОРМЫ С.Ю. ВИТТЕ  

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ 

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РОССИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ  

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 гг.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ  XIX – НАЧАЛЕ XX в. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. РУССКИЙ АВАНГАРД. РАЗВИТИЕ НАУКИ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА . ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, РАДИКАЛЬНЫЕ, НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 

РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА