Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

В России власть великого князя продолжила свою эволюцию в XVI в. Ее институциональное оформление она получила лишь  с правлением Ивана IV Грозного, в царство которого был принят Судебник (1550 г.), юридически оформивший особенности царской власти в России.  Так, зародившись среди сословно-представительный институтов в XVI в., власть царя в России уже век спустя приобретет черты абсолютистского характера,  а с появлением на царском престоле Петра I и вовсе превратится в абсолютную монархию. Но прежде чем в России за несколько веков произойдет такое усиление этой единоличной, пока еще княжеской власти предстоит пройти немало испытаний, и история кончины Василия III тому хорошее подтверждение.

В 1533 г. умер Василий III. Перед кончиной великий князь составил опекунский совет, которому предстояло править государством в малолетство его сына и наследника. Василий III, по-видимому, очень опасался своих братьев, особенно Юрия Дмитровского, который долгие годы считался наследником престола. Он даже попытался скрыть от Юрия свою смертельную болезнь, и когда тот примчался навестить старшего брата, отправил его назад в Дмитров — Василию III нужно было выиграть время и утвердить регентство раньше каких-либо ответных шагов Юрия Ивановича. Но тщетно надеялся Василий III на стабильность и политическую устойчивость. После его кончины начались распри внутри регентского совета, и он распался. Уже на следующий год двое влиятельных регентов, среди которых был родственник Ивана III Михаил Глинский, оказались в заточении. У власти укрепилась мать великого князя, Елена Глинская, и ее фаворит — князь Иван Овчина-Телепнев-Оболенский.

Первой заботой правительства Елены Глинской стало устранение родных братьев Василия IIIЕще до распада регентского совета был схвачен приехавший на похороны великого князя Юрий. Его кинули в темницу, откуда он уже не вышел живым. Напряженными были отношения и с князем Андреем Старицким, который отказался подписать целовальную грамоту, где подтверждалась полная и безусловная преданность племяннику.

РЕШАТЬ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ. ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ С ОТВЕТАМИ

Ссылаясь на болезнь, он не приезжал по зову правительницы в Москву, не без основания опасаясь повторения судьбы своего брата. Елена Глинская делала все, чтобы выманить из его удела. В Старицу были отправлены высшие иерархи, которые должны были убедить его. Вскоре Андрей бежал в Новгород, но новгородцы не поддержали его. Сорвалась попытка бегства в Литву. Отряд Овчины-Оболенского захватил князя и привез в Москву. Он был брошен в темницу и вскоре казнен.

Реформы Елены Глинской

Расправившись с конкурентами правительство Елены Глинской приступило к дальнейшей централизации государства.  Все её реформы носили объединяющий характер. В результате денежной реформы утвердилась единая общегосударственная система счета — копейка. Была проведена унификация всех мер. Полным ходом шло строительстве новых и укреплении старых городов. В Москве в короткие сроки была построена Китайгородская стена, охватившая системой первоклассных укреплений Великий посад. Но в 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла, и вокруг 8-летнего Ивана началась острая борьба за власть. Первой ее жертвой стал Овчина-Телепнев, «уморенный» в тюрьме. Наступила эпоха так называемого боярского правления.

Несколько боярских группировок, среди которых выделялись сильные кланы Шуйских и Вельских, начали борьбу за влияние. Централизация продолжилась и после смерти Глинской. Время боярского правления стала раной на душе Ивана. От природы умный и впечатлительный, он рос в обстановке полного и унизительного пренебрежения. Он был даже не всегда сыт. Все это воспринималось и переживалось мальчиком — великим князем на контрасте: на народе и при приемах послов бояре соблюдали все правила приличия и склонялись перед высоким саном государя.

Сильное впечатление производили на Ивана IV безобразные сцены боярского своеволия. В 1542 г. Шуйские, устроив очередной переворот, в поисках своих противников ворвались даже «к государю в постельныя хоромы не по времени». В душе мальчика рано возникло чувство ненависти и вражды к похитителям власти. Будучи взрослым человеком, Иван IV с возмущением вспоминал о нанесенных и неотомщенных обидах.  Позднее бояре в интересах своих партий стали поощрять самые темные стороны души Ивана. Он стал получать наслаждение от вида мучений, будь то расправа с животными или с неугодными царедворцами. Подрастающий великий князь был противоречивой натурой.

В начале 40-х гг. рядом с ним появился новый митрополит Макарий, человек кругозора государственного, умный и строгих правил. Он стал духовным наставником Ивана. Предоставленный сам себе, Иван много читал и был хорошо образован для своего времени. Стоит упомянуть о знаменитой и до сих пор не найденной библиотеке Ивана Грозного, унаследованной им от предков и пополненной самим царем. Богатство собрания поразило иностранцев. Там видели античных и византийских авторов, произведения, якобы безвозвратно утраченные. Однако восприятие религиозной и светской литературы Иваном IV было достаточно своеобразное: он вынес из нее главным образом высокое представление о царской власти.

Каждая из партий, оказавшись у власти, стремилась использовать момент для своего обогащения. Каждый надеялся получить в награду выгодные кормления. Оказавшись же на кормлении, бесчинствовал и злоупотреблял властью. Центральная власть, вне зависимости от того, кто занимал ведущие позиции в правительстве, ослабла и уже не могла  контролировать дела в государстве. К середине 40-х гг. слабость власти достигла опасной черты. Ее бессилие, наряду с распрями внутри правящей элиты, вело к дестабилизации, чреватой хаосом и социальным взрывом. Недовольство высказывало поместное дворянство. Необходимо было снять остроту социальной напряженности и объединить господствующие сословия и группировки, упрочить правопорядок и восстановить авторитет власти. Время требовало реформ. Государство нуждалось в дальнейшей централизации.

Венчание на царство Ивана IV

Однако вскоре Иван IV все же достигает совершеннолетия, и никакие привычки к пьянству, дебошу, издевательства над холопами и животными, кажется, не сделали его сумасшедшим. После великого пожара 1547 г. накануне его восшествия Русь Московская с замирением ждала появление на княжеском столе законного, богом избранного наследника династии Рюриковичей. Начиналась новая эпоха, и Иван IV приходит на престол с двумя задачами — объединить столь разрозненное русское общество, отомстить татарам за набеги в смутные годы боярского правления и закрепиться на Балтике для пользы купеческой.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Иван IV. Парсуна XVII в.

16 января 1547 г. Иван IV (1533/1547- 1584) торжественно венчался на царство. Это было событие чрезвычайной важности: принятие великим князем царского титула оформляло идею о высоком происхождении московских великих государей, наследников и преемников власти кесарей-императоров. Царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе и над боярами-князьями, потомками некогда суверенных государей, на высоту недостижимую. Личность царя чтилась как божественная, а главной задачей Ивана стала охрана православия и забота о православных. Иван Васильевич венчался шапкою Мономаха и стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Новый титул  призван  был  повысить  престиж самодержавной власти как в самом Русском государстве, так и на международной арене. Этот титул ставил Ивана Васильевича даже выше правителей соседних государств — шведского и польского королей. Поэтому многие историки трактуют это событие как претензию Москвы изменить свое место в сложившейся европейской системе, выйти на новый уровень международных отношений. А две недели спустя молодой государь женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, принадлежавшей к старомосковскому боярскому роду. Позже, с пресечением династии Ивана Грозного представители именно этого рода, опираясь на родственные связи с угасшей династией, взойдут на царский престол.

 Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Символы царской власти: скипетр, держава и венец («шапка Мономаха»). Их вручали на венчании и хранили цари до последнего своего вздоха (от Ивана IV до Петра I)

Реформы Избранной Рады

В конце 40-х гг. в окружении Ивана IV сложился кружок, который позже князь А. М. Курбский (куда он сам также входил) назвал Избранной радой. Поскольку отдельные члены этого кружка входили в состав Боярской думы и возглавляли приказы, этот кружок нередко еще называют правительственным. Большая роль в правительстве принадлежала Алексею Адашеву. Выходец из костромских вотчинников, он не мог претендовать в аристократическом окружении царя на самые высокие посты и своему возвышению был обязан всецело уму, таланту и тому влиянию, которое он оказывал на молодого царя и его ближайшее окружение. Последние поддерживали Адашева, и это давало ему возможность проводить в жизнь многие начинания Избранной рады.

Близок был к Раде и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Он принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто «являлись» пророческие «видения» и «небесные голоса», рассказы о которых сильно потрясали впечатлительного Ивана. И хотя при дворе исподволь злословили и надсмехались над Сильвестром, царь боялся его ослушаться, а сам протопоп искренне верил в свое право поучать и наставлять в «божественной правде» своего венценосного духовного сына. Позднее Иван Грозный будет обвинять «проклятого попа» в том, что он его запугивал и держал в страхе. Такие отношения между исповедником и его духовными чадами были нормой. Поддерживал Избранную раду и авторитетный митрополит Макарий. Помимо этих ярких личностей в Избранную Раду также входили князья Курлятов, Воротынский, Серебряный, Горбатый, Шереметев.

Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Именно здесь более всего ощущались недостатки и последствия боярского правления. В 1549 г. молодой царь собрал совещание представителей различных областей своего царства, на котором обличал неправды и злоупотребления боярского правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьею и обороною» для всех. Бояре покаялись, обещали служить честно и просили давать на них суд. Этот собор нередко называют Собором примирения. 

КОНТРОЛЬНЫЕ ПО ИСТОРИИ В ФОРМАТЕ ЕГЭ И ОГЭ

Историки рассматривают его как первый Земский собор — высший представительный орган при царе, на котором он мог услышать чаяния разных слоев населения и заручиться их поддержкой в разных начинаниях. Выполняя решения Земского собора, правительство в 1550 г. приняло новый Судебник. Старая система управления и суда в лице наместников сохранялась, но с существенными поправками, суть которых сводилась к ограничению власти наместников и контролю над их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения — «лучших людей». Это были старосты и целовальники (выборные от посадских людей и черносошных крестьян Севера).

Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных пошлин и наместнических «кормов». Взяточничество получило не только формальное осуждение — за него было назначено наказание. Все это сужало поле для произвола и беззакония наместников и их окружения. Урезаны были многие привилегии монастырей, которым отныне предстояло платить больше в казну. Запрещено было холопить или принимать в добровольное холопство дворян. Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено за земледельцем. Однако сам выход был затруднен увеличением размера пожилого.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Значение Судебника огромно. Впервые было не только создано, но стало действующим законодательство общегосударственного масштаба. Он стал правовой базой централизующегося государство. В правосознании происходило сближение положения бесправного холопа с крестьянином. Очень скоро отдельные статьи Судебника утратили свою силу. Произошло это в середине 50-х гг., когда правительство вообще упразднило систему кормлений вместе с наместниками. Это произошло потому, что наместническая система по самой своей основе не соответствовала централизованному управлению. Попытки реформировать ее путем ограничения к успеху не привели — оставалось только упразднить ее. В 50-е гг. как раз была завершена так называемая губная реформапредполагавшая передачу дел по тяжким уголовным преступлениям из рук наместников губным старостам из числа местных выборных дворян, и проведена земская реформапередававшая суд и управление на местах земским старостам (они судили лишь тягловых, «черных людей»). В результате наместники были упразднены, а многие их функции переданы органам местного самоуправления.

В структуре преобразований реформа самоуправления была очень важна. Во-первых, с отменой кормлений все феодалы — служилые люди — отныне получали только один вид вознаграждения — государево земельное и денежное жалованье. Теперь различные категории господствующего класса как бы уравнивались в видах пожалования. Это способствовало упрочению единства класса феодалов и укрепляло царскую власть. Во-вторых, произошло перераспределение власти. Органы местного самоуправления заменили наместников, но полномочия их были еще более ограниченными, чем у последних. При этом власть органов центрального управления возрастала.

В годы правления Избранной рады в Москве складывается настоящая система приказов — органов центральной исполнительной власти. Управляли ими приказные судьи — бояре, окольничие, дьяки:

  • Посольский приказ ведал внешними сношениями.
  • Разрядный приказ, или Разряд, — поместным войском и служебными назначениями, управлял служилыми людьми и непосредственно руководил военными действиями.
  • Поместный приказ наделял служилых людей землей.
  • Большой приход занимался сбором части налогов.
  • В ведении Ямского приказа была организация и содержание ямской гоньбы — почтовой службы, отсутствие которой могло парализовать деятельность государства.
  • Судом над «лихими людьми» занимались в Разбойном приказе. Ему же подчинялись губные старосты.
  • Стрелецкий приказ занимался московскими и городовыми стрельцами.
  • Посадский люд столицы шел судиться в Земский приказ.
  • Алексей Адашев возглавил Челобитный приказ, куда приходили все те, кто не находил «правды».

На первый взгляд не столь важный Челобитный приказ на самом деле мог контролировать деятельность остальных приказов: выявив «неправду», Адашев мог донести о ней государю, доложить дело в Думе. Приказы появлялись по мере надобности. После завоевания Казанского и Астраханского ханств появился Казанский приказ. Он управлял присоединенными территориями, а с покорением Сибирского ханства его компетенция распространилась на Западную Сибирь. В сравнении с прежней системой более разветвленная и совершенная приказная система была огромным шагом вперед.

Правительство уделило большое внимание укреплению вооруженных сил. Было создано стрелецкое войсковооруженное огнестрельным оружием, с элементами обучения и знаниями строя. Появившееся в 1556 г. Уложение о службе установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. Отныне каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальных приводил вооруженных слуг. Периодически проводились смотры, во время которых присланные из центра воеводы проверяли служебную пригодность дворян. Все эти меры сильно повысили боеспособность и численность русского войска и стали основой для внешнеполитических успехов в середине столетия.

Реформа вооруженных сил и аппарата требовала денег. Избранная рада увеличила доходы казны, проведя податную реформу. Важную статью дохода составляли прямые налоги. Чтобы полнее учесть их, в середине века было организовано описание земель. За единицу поземельного налога была взята большая соха, размеры которой колебались в зависимости от качества земли и ее принадлежности. Самые тяжелые подати приходились на черносошных крестьян. Меньше всего платили частновладельческие, т.е. они еще содержат помещиков и вотчинников, составляющих основу войска. Смысл нового обложения сводился к тому, чтобы получать как можно больше доходов, не разоряя при этом тяглецов. Стоит отметить, что реформы 50-х гг. XVIв. сопровождались ростом государственных налогов. Были увеличены размеры одной из главных повинностей (ямских денег), а ряд повин­ностей заменен денежными платежами, что привело к резкому увеличению денежных поступлений в пользу государства. По расчетам исследователей, размер денежных выплат в 50-е гг. увеличился в 4,5 раза.

Особенно увеличился налоговый гнет после отмены корм­лений. За освобождение от власти наместников и волостелей население волостей и посадов было обложено новым налогом — кормленым окупом, т.е. своеобразным выкупом за отмену кормлений. Была проведена перестройка и унификация системы нало­гообложения с повсеместным введением новой единицы позе­мельного обложения — большой московской сохи. В состав «большой московской сохи» входило определенное количество четвертей земли, разное для земель разного качества. Вся земля делилась по качеству (в зависимости от плодородия) на «доб­рую», «середнюю» и «худую». За земли должны были вносить налоги в государственную казну, но один и тот же по величине налог платили с разной площади пашни: например, монастыри и дети боярские уплачивали налоги с большего количества паш­ни (и населения), а черные крестьяне — с меньшей пашни и населения.

Произошли перемены и в церкви. В 1551 г. был созван собор для улучшения церковного порядка и благочиния. Царь представил собору целый список недостатков и непорядков в жизни церкви и прихожан, для устранения которых собор составил постановления, изложенные в 100 главах. Отсюда и его название — СтоглавСтоглав укреплял дисциплину, сводил к единообразию службу и унифицировал обряды. Все это усиливало церковь и вместе с тем укрепляло единство страны, поскольку связано было с духовным и нравственным единством общества.

С именем митрополита Макария связана канонизация святых. Канонизированы ученики Сергия Радонежского. Этой мерой подчеркивалось значение Руси — единственного православного царства. Она сохранила и приумножила благочестие, прибавив к общехристианским святым и своих святителей и подвижников. Макарием также был составлен свод советов и наставлений русским семьям — Домострой, который давал образцы поведения в семье. Именно Домострой формировал моральную составляющую социальных норм в XVI в. и по сути дополнял правовые нормы нормами средневековой морали.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Складывание сословий

В результате той централизаторской политики, что была последователь­но проведена Иваном III, а затем Василием III, к началу 20-х гг. XVI в. было завершено объединение русских земель в единое государство. Теперь они представляли собой полити­ческое целое, с единым законодательством, с аппаратом управ­ления, подчиненным единому центру. Политика эта оказывала важное воздействие на разные социальные слои русского об­щества. Одни перемены происходили сразу, другие выявлялись лишь по истечении достаточно длительного промежутка време­ни. Это касается прежде всего объективного воздействия такой политики на внутреннюю структуру русского общества.

Уже между положением отдельных социальных слоев в древнерусском обществе XIV—XV вв. существовали глубокие различия. Эти различия давали возможность определять социальные слои как сословия — главные социальные общности, на которые делилось население. Однако в XIV—XV вв. эти слои распадались на большое количество мелких групп, от­личавшихся друг от друга по положению и не связанных меж­ду собой. Так, по своему статусу различались бояре — владель­цы вотчин и слуги — обладатели условных владений. Воины-землевладельцы служили многим государям и их приближен­ным. Положение каждого из них имело свои индивидуальные особенности, связанные с характером его отношений со своим «государем» и местом этого «государя» в системе феодальной иерархии. Отсюда наличие у каждой из этих групп своих осо­бых интересов.

Одни духовные лица зависели от церковных иерархов, как это предусматривали нормы канонического пра­ва, другие — от своих светских патронов. Большие различия существовали в положении разных групп городского населения. Города делились на части («дельницы») между князьями, в них существовали многочисленные слободы, население которых не входило в состав посадской общины. В одних жило «служилое население», работавшее на нужды княжеского хозяйства, в других — торговцы и ремесленники, подданные крупных свет­ских и церковных землевладельцев.

Централизаторская политика великих князей московских, объеди­нивших под своей властью разные города и земли, вела к лик­видации локальных особенностей, к сближению положения ло­кальных и разрозненных групп, к выработке норм права, определявших положение отдельных социальных слоев в обще­государственном масштабе. Дети боярские (так со второй по­ловины XV в. стал называться господствующий социальный слой древнерусского общества) служили теперь одному госу­дарю — великому князю московскому, и служба ему опреде­лялась общими для всех нормами.

Правда, существовали различия между наследственным владением — вотчиной и услов­ным владением — поместьем, но постепенно все более широким становился круг лиц, которые одновременно владели и вотчи­нами, и поместьями. Возросла социальная однородность город­ского населения. Население бывшей служебной организации прежних государей, в услугах которого великие князья москов­ские не нуждались, стало включаться в состав черной посад­ской общины. Кроме того, с конца XV в. великие князья, заин­тересованные в росте числа налогоплательщиков, стали осуществлять так называемое посадское строение, ограничив размеры свободных от тягла частных владений в городе и даже включив в состав посада ряд слобод, принадлежавших частным лицам.

Общие черты в положении людей, принадлежавших к одному соци­альному слою, способствовали осознанию ими общих интере­сов, появлению у них представлений о необходимости объеди­нения для защиты этих интересов. Первоначально такие пред­ставления складывались на локальном уровне, в рамках города или уезда. Толчком к тому, чтобы такие локальные группы де­тей боярских или горожан стали выступать в защиту своих со­словных интересов, стали события, происходившие в Русском государстве в 30—40-е гг. XVI в.

К этому времени на территории Русского государства сохранялась традиционная архаическая система управления с помощью раздачи городов и волостей в кормление советникам князя — боярам и вассалам меньшего ранга — детям боярским. Такая система управления была тягостна для населения, так как вре­менщик-кормленщик рассматривал свою должность наместни­ка или волостеля как источник доходов. Ее отрицательные сто­роны были усилены в конце XV — ½ XVI в. политикой правительства. В небольшом княжестве кормлен­щик был лицом, хорошо известным местному населению, его владения находились неподалеку, здесь жили его соседи и знакомые. С объединением русских земель правительство, заинте­ресованное в том, чтобы его представители на местах проводи­ли его политику и не были связаны с местным обществом давало в кормление, как правило, территории не в тех местах, где находились владения кормленщика.

Происходившие перемены нашли свое отражение и в жизни духовенства. Решениями церковного собора 1551 г., «Стоглава», была осуждена практика выдачи «несудимых гра­мот», и все приходское духовенство и монастыри были почи­нены административно-судебной власти епископов, что содей­ствовало консолидации духовенства в единую социальную общность и обеспечивало церкви определенную автономию пе­ред лицом государственной власти. Раньше епископы управля­ли подчиненными им духовными лицами через своих чиновни­ков — бояр и десятинников, «кормившихся» за счет приходских священников. После решений собора 1551 г. ряд важных функций внутрицерковного управления перешел в руки выбор­ных представителей приходского духовенства — поповских старост.

Консолидации городского — посадского — населения способствовало фактическое признание государственной вла­стью монопольного права посадской общины на занятия тор­говлей и ремеслом на территории города. Владения светских собственников и церкви в городе сохранялись, но в них не должны были жить торговцы и ремесленники.  Тогда же произошло освобождение горожан от военной служ­бы. В 1550-х гг. на смену военным ополчениям, выставляв­шимся городами в случае войны, пришло стрелецкое войско — пехота, вооруженная огнестрельным оружием, которая посто­янно несла военную службу. Стрельцы жили на территории го­родов, но в состав городской посадской общины не входили.

Стоит отметить, что не произошло и никакого облег­чения служебных обязанностей дворянства. Сын боярский, как и ранее, должен был являться на службу по получении приказа, а за неявку или недобросовестное исполнение службы мог ут­ратить поместье. Более того, было установлено, что не только помещик, но и вотчинник должен в обязательном порядке не­сти службу. Правда, были приняты меры к тому, чтобы служба находилась в определенном соответствии с материальными возможностями светских землевладельцев. Цель эта была дос­тигнута после проведения в 50-х гг. новых писцовых описа­ний, сопровождавшихся точным измерением размеров владений и определением степени их хозяйственной освоенности. В сере­дине 50-х гг. XVI в. было принято Уложение о службе, в ко­тором устанавливалось, что каждый сын боярский, независи­мо от того, владеет он вотчиной или поместьем, должен был выставить с каждых 50 десятин земли определенное количество человек (число спорное, варьируется от кач-ва земель) в доспехах и на конях.

В социальной струк­туре общества четко обозначились сословие воинов-землевладельцев — дворянское, городское сословие — посадские люди, сословие духовных лиц — духовенство и, наконец, крестьян­ское сословие. Они обладали своей организацией и своими ор­ганами самоуправления, к которым перешел в 50-е гг. XVIв. ряд важных функций местного управления.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Значение реформ 1550-х гг.

Реформы носили структурный характер, они затронули почти все сферы жизни общества и государства. Изменилось многое: власть, носившая до того многие черты раннефеодальной монархии, обрела новую форму. Сложилась монархия сословно-представителъная, которая появляется в эпоху создания единых государств. Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали уже упомянутые Земские соборы. Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики. Земские соборы отражали социальную структуру русского общества. Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных. Огромное значение имели органы местного самоуправления. Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. Реформы сильно продвинули страну по пути централизации.

Результаты реформ 50-х гг. XVI в. оказались противоречивыми:

  • Был сделан важный шаг по пути формирования «со­словий» как общественных структур со своими органами само­управления, которые стали фактически органами власти на мес­тах. Это означало определенное ограничение государственной власти в пользу сословных органов (+).
  • Сделаны важные шаги для увеличения матери­альных ресурсов, находящихся в распоряжении государственной власти. Расширен и укреплен центральный аппарат, стремив­шийся подчинить своему контролю органы местного самоуправ­ления (-).
  • Сохранялась сильная служебная зависимость дворянст­ва от государственной власти (-).
  • Появление новых социально-политических институтов упорядочивает жизнь общества, обеспечивает его дальнейшее развитие. (+)
  • Была создана обороноспособная, сильная, отличновооруженная армия, что сопутствовало успеху  при взятии Казани (1552) и Астрахани (1556).  (+)
  • Благодаря возросшим налогам (примерно в 4,5 раза) миграции населения возрастали (5-7% от всего крестьянского сословия), что вынуждало государство идти по пути дальнейшего закрепощения крестьян — именно этот шаг негативно отражался на русской экономике на протяжении многих веков — она была рутинна, экстенсивна и малопродуктивна (-)

Русское государство оказалось на историческом перекресте («точка бифуркации» — время, когда возможен выбор, исторический промежуток времени, когда судьба государства или общества зависит от деятельности отдельных личностей. Период т.н. исторического выбора.):

  • Развитие могло пойти по пути европейского типа, пути дальнейшего расширения прав сословий, возникновения в дополнение к органам сословного самоуправления на местах органов сословного представитель­ства в общегосударственном масштабе и превращения России в сословно-представительную монархию, где власть монарха была бы серьезно ограничена сословиями.
  • Развитие могло пойти по пути дальнейшего усиления центральной власти и полного и всестороннего подчинения форми­рующихся сословий власти государства и его аппарата.

Поэтому исто­рическое значение деятельности Ивана IV в том и состоит, что был сделан важнейший выбор, определивший судьбу развития государства на многие столетия. С помощью жестоких, насильственных мер он направил разви­тие страны по второму пути  — абсолютной монархии, неограниченной власти самодержца. Поводом стали неудачи в Ливонской войне, которая серьезно утомила общество и заставило задуматься над возможностью свергнуть эту власть.

Историки не могут сказать на все 100% были ли реальные заговоры против Ивана Васильевича, однако многочисленные письменные источники с открытой критикой нового похода на Запад показывают, что общество действительно к концу 1550-х было утомлено военными походами. Внешнеполитические разногласия — лишь зримая канва событий, итогом которой стало прекращение в 1560 г. деятельности Избранной рады. В действительности Иван IV уже давно тяготился своими советниками. Он считал, что их вмешательство в управление умаляет его царскую власть. В марте 1563 г. Иван IV тяжело заболел. Он потребовал от окружения присяги своему сыну — полуторагодовалому Дмитрию-«пеленочнику». Однако далеко не все бояре стремились выполнить волю царя. Часть придворных ориентировалась на Владимира Андреевича Старицкого. Заколебались даже некоторые члены Избранной рады. Не потому, что были принципиальными противниками царевича Дмитрия, а из-за опасения повторения при царе-младенце эпохи боярского правления.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Опричнина

В декабре 1564 г. Иван Грозный с царицей, детьми и казной уехал в Александровскую слободу. Оттуда он прислал митрополиту Афанасию грамоту, в которой объявлял о своем уходе с царства. Причина — гнев на бояр, служилых и приказных людей, которые творят насилия, измены и непослушание. Одновременно с Лобного места была оглашена другая грамотка к простым москвичам: царь оставляет царство. Бояре и духовенство «уговорили» Ивана Васильевича вернуться на царство. В ответ царь выдвинул условие: он сам расправляется с изменниками и учреждает опричнину. Опричнина на Руси – это удел, который выделялся вдове князя в пожизненное пользование, как бы кроме — «опричь» — всей остальной земли. Иван Грозный придал этому слову новый, зловещий смысл. Царь прибегнул к своему излюбленному способу — расколу.

Страна была разделена на опричнину — как бы особый государев удел — и на земщину, с соответствующим разделением всех элементов власти и управления. Появились две Боярские думы и два войска — опричное и земское. Даже столиц было две — огромная Москва и внушающая ужас Александровская слобода. По стране шел отбор: вотчинники и помещики взятых в опричнину уездов должны были оставлять свои имения и перебираться в земщину. У многих поместий и вотчин появились новые владельцы — старые погибли в результате опал и казней. Сами опричники были организованы на манер монастырской братии, где игуменом был сам царь.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

Опричники. Неврев Н.В. 1834г.

Учреждая опричнину, Иван Грозный прежде всего думал о своей власти. Выше мы уже видели, что его политическим идеалом было неограниченное самодержавие.  Утверждая опричнину, царь навязывал стране свою модель самодержавной власти и свое понимание централизации. Опричнина означала решительную перемену способов и методов управления. Прежние методы, которые опирались на традиции, правовые нормы и религиозно-нравственные установки, сменились режимом открытой диктатуры и террора. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата — прямое следствие незавершенности реформ Рады, — власть компенсировала жестокостью. Опричнина нанесла удар по церкви: в 1568 г. царь столкнулся с митрополитом Филиппом (Колычевым),  который воспользовался правом церкви оценивать действия властей с религиозно-нравственных позиций, соотносить их с божественными установлениями. Митрополит публично осудил Ивана Грозного и опричнину за казни невинных людей. В ответ царь приказал низложить мятежного митрополита. Послушный царской воле, Священный собор — собрание высших иерархов церкви — безропотно лишил Филиппа его сана. Филипп был сослан в Тверь в Отрочь монастырь. Два года спустя царский любимец, опричник-палач Малюта Скуратов удушил старца в келье.

Удар был нанесен по Новгороду. Осенью Иван получил известие о якобы открывшемся намерении новгородцев изменить ему. Он давно уже испытывал недоверие к Новгороду, прошлое которого было для него синонимом своеволия и непокорности. К тому же он подозревал новгородцев в симпатиях к Владимиру Старицкому. В 1570 г. опричное войско появилось в Новгороде и учинило кровавый погром. Погибло несколько тысяч человек. Подобную участь готовили и Пскову. Спас случай — страшное предсказание юродивого испугало суеверного царя. Воюя с собственными подданными, Иван не забывал о своих главных противниках. Старицкий князь вел себя лояльно по отношению к своему царственному родственнику. Он даже был причастен к безвинной гибели собственных слуг — лишь бы угодить царю. Но для царя Владимир Андреевич был опасен как потенциальный противник, как человек, который по одной своей принадлежности к великокняжескому роду мог стать знаменем оппозиции. Поэтому в 1566 г. царь вырвал князя из его родного удела, где на Владимира Андреевича привыкли смотреть как на своего государя. А спустя три года наступил последний акт драмы: был инспирирован донос о намерении Владимира Андреевича отравить царя. В ответ Иван Грозный заставил Старицкого князя вместе с частью семьи выпить яд.

Террор имеет то свойство, что, преступив все грани, начинает пожирать самих исполнителей. Вскоре царский гнев обрушился и на опричников. Летом 1570 г. были устроены массовые и изощренные казни. Казнили земских бояр и опричников. Казни сменялись пирами и оргиями. Опричнина окончательно вырождалась в банду убийц.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

И. Репин. Иван Грозный убивает своего сына, 1885 г.

В 1571 г. в Москву вторгся крымский хан Девлет Гирей. Политика  опричнины показала, что сами опричники больше не желают воевать — они просто не пришли на сражение.  Привыкшие к грабежам мирного населения, опричников набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г. Иван поставил во главе земщины крещёного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Этому предшествовал новый всплеск казней, когда был разгромлен тот круг приближённых, который установился в 1572 г., после уничтожения опричной верхушки.

Главная цель опричнины — уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости — не была достигнута.  В результате этого:

  • На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских;
  • Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды и отказывались их возвращать;
  • В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву;
  • Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина).

Итак, разорение и террор опричных лет (1565—1572 гг.) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника — привела русское государство (через 20 лет) к трагическим событиям Смутного времени: голоду, неурожаю, появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства.

Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII в. монархия в России стала фактически дуалистической, однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ

ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ

МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА

МОСКВА КАК ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПОЛИТИКА МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. ФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. РУССКИЙ ГОРОД

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *