Социальная роль
Ключевые слова: социальная роль, ролевой набор, социальный статус, статусный набор, приобретенный и наследственный статус, гендерные роли, постоянные и временные социальные роли, социальная роль и ее проявление, социальная роль, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, виды социальных ролей, роли врожденные и приобретенные, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание,
Социальный статус – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности |
ТЕРМИНЫ – БЛОК “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” |
Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. Сегодня положение социальных групп в обществе определяется многими показателями. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре общества.
ИСКУССТВО |
СТАТУСНЫЙ НАБОР
Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.
Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол, расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными.
В то же время образованным, владеющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.
Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.
В открытых, динамично развивающихся обществах достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные.
Конечно, и сегодня достичь высокого социального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «стартовые» условия.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” |
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПРЕСТИЖ
С понятием социального статуса связано другое понятие — престиж. Престиж— это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Понятием авторитет также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.
Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный человек.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
КАК СТАТУСНЫЙ НАБОР ВЛИЯЕТ НА ЛИЧНОСТЬ
Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет.
Но нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определенной социальной группе.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения.
К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде.
Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, и т. п. человеку данного социального положения.
Социальная роль – ожидание, предписание соответствующего статусу поведения. |
НАУКА. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И РОЛЕВОЙ НАБОР
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью.
Несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение. Напряженные отношения — ролевой конфликт — возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей.
Например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится сложным т.к. ей приходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий спектр обязанностей.
КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ РОЛЕВОЙ НАБОР
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определяется многими факторами. Один из них — это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека.
Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и должен добиваться собственного статуса, овладевать новыми социальными ролями. И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся требований общества по отношению к нему.
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И УСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. Большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают роли другого.
В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности. Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — игры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия.
А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры.
Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое всеми. Возникает основа для начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА И УСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им новых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.
В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА |
ШКОЛА И СМИ КАК ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Это оказалось возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности.
Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению. В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации.
Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства.
Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции, т. е. неявного, незаметного для того, на кого оказывается воздействие, побуждения его к определенным действиям, настроениям, отношению.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ